Определение слова «ГЕФЕСТ»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕФЕСТ — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. Изображался широкоплечим и хромым. Ему соответствует римский Вулкан.

Архитектурный словарь:

См. Вулкан.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Гефест
В древнегреческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры (См. Гера). По преданиям, мастерские Г., где он с помощью циклопов изготовлял драгоценное оружие и утварь для богов и героев (эгиду Афины (См. Афина), колесницу Гелиоса, щит Ахилла), находились в вулканических местностях (на о. Лемнос в Сицилии под Этной). Изображался широкоплечим и хромым. В древнеримской мифологии Г. соответствовал Вулкан.

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – в древнегреческой мифологии – бог огня и кузнечного искусства; в древнеримской – Вулкан

Советская историческая энциклопедия:

(Hpaistos) — в др.-греч. мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры (хромой и уродливый). Его кузницы находились, согласно преданию, в вулканич. местностях (на о. Лемносе, в Сицилии под Этной, где он работал с киклопами). У римлян — Вулкан.
=====
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-ист. развитии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1953, т. 72.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы,молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) дается грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он — мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесен с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Ученые записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Gtting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rckfhrung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Gtter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la lgende du magicien, P., 1957. A. Ф. Лосев.
В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. АРЕС), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Гефест, -а

Краткий религиозный словарь:

Греческие боги

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Hephaistos) — в греч. миф. бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам сын одной Геры (поэтому назыв. Apator, т. е. не имеющий отца). Родившись некрасивым и хромым, Г. был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Г. сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли. Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги; сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь; скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры и др. — все это его работы. Он приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея. Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских о-вах и др., где он работал с помощью циклопов. Его культ в Афинах очень древний и связан с культом Афины, богини искусств. Г. изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Г., или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и т. д. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии (см. Вулкан).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru