Определение слова «Ганди»

Большая советская энциклопедия:

I
Ганди
Индира (р. 19.11.1917, Илахабад), политический и государственный деятель Индии. Дочь Дж. Неру. Образование получила в учебных заведениях Швейцарии, Англии и Индии. В 1938 вступила в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1942 вышла замуж за видного конгрессиста, издателя Ф. Ганди. Принимала активное участие в борьбе против английского колониального господства. Подвергалась репрессиям со стороны колониальных властей. После завоевания Индией независимости (1947) заняла видное положение в ИНК, ставшем правящей партией. С 1955 член Рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. В 1959—60 председатель ИНК. В 1964 вошла в правительство Л. Б. Шастри в качестве министра информации и радиовещания; в июле 1964 стала также членом Национального совета обороны. 19 января 1966, после смерти Шастри, была избрана лидером парламентской фракции ИНК и, по установившейся традиции, как лидер этой фракции стала премьер-министром. В 1967, помимо поста премьер-министра, заняла посты министра атомной энергии, председателя Плановой комиссии, министра иностранных дел. В своих заявлениях в качестве главы правительства неоднократно подчёркивала необходимость сохранения основных принципов политики Дж. Неру — неучастия Индии в военных блоках, поддержания мира и международного сотрудничества, дальнейшего развития и укрепления дружественных советско-индийских отношений, осуществления планового развития национальных основ экономики. В 1969—70, вопреки сопротивлению сил реакции, провела национализацию 14 крупнейших банков. Выступала с осуждением агрессии США во Вьетнаме и Израиля против арабских стран. После выборов 1971 снова получила пост премьер-министра, а также заняла посты министра внутренних дел, министра атомной энергии и министра информации и радиовещания.

И. Ганди.
II
Ганди
Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, — 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием Гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Г. был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893—1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Г. выработал тактику т. н. ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой (См. Сатьяграха). Во время англо-бурской (1899—1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Г. считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (январь 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914—18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, началось массовое антиимпериалистическое движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок.
Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919—47 Национальный конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
Г. боролся против всех проявлений английской политики «разделяй и властвуй», против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст «неприкасаемых» (См. Неприкасаемые) и др. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919—22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923—28 Г. сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института «неприкасаемых», В годы нового подъёма антиимпериалистического движения (1929—33) Г. руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. Соляной поход). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции «круглого стола» (см. «Круглого стола» конференции (См. Круглого стола конференции)), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Г. заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Г. оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922—24, 1930—31, 1942—44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института «неприкасаемых» и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942, во время 2-й мировой войны, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Г. выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946—47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства — Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Г. был убит членом индусской шовинистической организации. Индийский народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело национальной независимости.
В советской исторической литературе до середины 50-х тг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе индийского народа.
Соч.: Collected works, v. 1—10, Delhi, 1958—63; Young India. 1919—1922, Madras, 1922; Young India, [v. 2]. 1924—1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; в рус. пер. — Моя жизнь, М., 1969.
Лит. см. при ст. Гандизм.
А. М. Дьяков.

М. К. Ганди.

Советская историческая энциклопедия:

Мохандас Карамчанд (2. X. 1869 — 30. I. 1948) — деятель нац.-освободит. движения Индии, основоположник гандизма. Род. в гуджаратском княжестве Порбандар, происходил из касты баниа. Отец его был министром в ряде княжеств Катхиавара. Г. рос в семье, где строго соблюдались обычаи религии, что оказало определ. влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридич. образование в Англии, Г. до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 он служил юрисконсультом гуджаратской торг. фирмы в Юж. Африке. Здесь Г. возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя пр-ва и пр. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены нек-рых дискриминац. законов. В Юж. Африке Г. выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Г. создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам. Хотя, по его признанию, он считал справедливой борьбу буров и зулусов, тем не менее свои действия он рассматривал как доказательство лойяльности индийцев к брит. империи, что, по мнению Г., должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.
=====
По возвращении в Индию (янв. 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс (в к-рую вступил в 1919). В годы 1-й мировой войны Г. поддерживал воен. усилия Англии, надеясь, что такая поддержка заставит Англию пойти на уступки Индии и предоставить ей самоуправление.
=====
Особенно видную роль в нац.-освободит. движении Индии Г. стал играть с 1917-18. В это время под воздействием войны и ухудшения положения масс и под влиянием Окт. социалистич. революции в России, а также в связи с отказом Англии предоставить Индии самоуправление в Индии началось массовое антиангл. движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления. Г. и его последователи много разъезжали по городам и селам Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ. господства. Однако эту борьбу Г. стремился ограничить ненасильственными формами и осуждал всякое насилие. Г. также осуждал клас. борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража. Эта позиция Г. была вполне приемлема для буржуазии, и партия Нац. конгресса поддержала его полностью. В 1919-48 Г. был идейным руководителем и наиболее влиятельным политич. лидером Нац. конгресса, к-рый под его руководством превратился в массовую партию, пользовавшуюся поддержкой широких слоев народа. Вовлечение масс в нац.-освободит. движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Г. Махатмой (великая душа).
=====
В период подъема нац.-освободит. движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с англ. властями, а также добился соединения халифатского движения с движением индусов, решительно выступая за единение индусов и мусульман. В февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению Г. прекратило кампанию несотрудничества ввиду ответных насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к англ. полицейским. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества (см. в ст. Гандизм) и за ликвидацию института "неприкасаемых".
=====
В годы нового подъема антиимпериалистич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражд. неповиновения, направленной против правительств. соляной монополии (см. "Соляной поход"). В 1931 Г. заключил соглашение с вице-королем Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свертывал эту кампанию; Г. соглашался представлять Конгресс на "Круглого стола" конференции, а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии.
=====
В сент. 1934 Г. заявил о своем выходе из Нац. конгресса, мотивируя это тем, что он хочет посвятить себя "социальной работе": возрождению ручного прядения и ткачества и борьбе против т. н. неприкасаемости, но фактически оставался его вождем до конца жизни.
=====
Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44). В заключении и на свободе Г. неоднократно объявлял голодовки (с целью оказания давления на брит. пр-во, достижения единства индусов и мусульман, в знак протеста против института "неприкасаемых" и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и заставляли пр-во иногда идти на уступки.
=====
В 1942 во время 2-й мировой войны, после провала Криппса миссии, когда англ. пр-во отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич. настроений, Г. выдвинул антиангл. лозунг: "Прочь из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессорам.
=====
Во время подъема массового антиколониального движения в 1946-47 Г. стремился добиться независимости мирным путем и осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков в февр. 1946). В то же время Г. выступал против кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением расчленения Индии. Он поддерживал деятельность прогрессивных элементов, в т. ч. коммунистов, направленную на защиту рабочих кварталов от погромов. В июне 1947 при обсуждении Маунтбеттена плана Г. выступил за его принятие. После расчленения Индии на два гос-ва (авг. 1947) и последовавших за этим погромов Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. пал от руки члена индусской реакц. орг-ции Натхурама Годзе. Инд. народ глубоко чтит память Г.
=====
В советской исторической литературе до недавнего времени (50-е гг.) допускались ошибочные, односторонние оценки роли Г. в общественно-политической жизни Индии. См. обзор лит-ры при статье Гандизм.
=====
Соч.: Speeches and writings, 3 ed., Madras,(1922); Young India, 1919-1922, Madras, 1922; Young India, (2 ser., 1924-1926), N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, (1956); в рус. пер. — Мод жизнь, (М.), 1959.
=====
А. М. Дьяков. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ГАНДИ (Gandhi) Мохандас Карамчанд (прозвище Махатма, букв. – «Великая душа») (2 октября 1869, Порбандр, штат Гуджарат, Индия –30 января 1948, Дели)индийский мыслитель, выдающийся общественно-политический деятель 20 в.
Родился в семье из торговой касты банья. Отец занимал высокие государственные посты. За решение учиться за границей (в Англии) Ганди был осужден общиной и объявлен вне касты. После получения диплома адвоката в 1893 занялся юридической практикой в Южной Африке и здесь же впервые организовал сатьяграху (букв. – упорство в истине) – кампанию гражданского неповиновения в знак протеста против британского расизма. Сатьяграха 1908–14 оказалась весьма успешной и привлекла внимание мировой общественности. Ганди поддержали Л.Толстой, Б.Шоу, А.Эйнштейн, Б.Рассел, Р.Роллан. По возвращении в Индию в 1915 широко развернул кампанию гражданского неповиновения, которая в 1920 получила признание в качестве общенационального метода индийского национально-освободительного движения.
Принцип ненасилия последовательно отстаивался Ганди на протяжении всей его жизни как на практике, так и в теоретических построениях, касающихся будущего независимой Индии и мировой цивилизации в целом. Решающую роль в формировании мировоззрения Ганди (по его собственному признанию) сыграла религиозная философия индуизма (более всего «Бхагавадгита») и джайнизма (в особенности принцип ахимсы [АХИМСА]), а также взгляды Г.Торо, Л.Толстого и Дж.Раскина. Ганди реформаторски переосмыслил ряд фундаментальных положений индийской духовной традиции: понимание Бога как Истины, мокши [МОКША](освобождение от цепи перерождений) как свараджа (ненасильственной демократии), тапаса (букв. – жар, аскетическая истовость) как эксперимента с коллективными формами аскезы на специальных фермах-колониях, ашрама как места коллективного совершенствования во имя преобразования земной жизни и т.д.
В освобождении от колониального гнета Ганди видел первый шаг к построению «ненасильственной цивилизации». Он считал современную западную цивилизацию воплощением зла: ненавидел машинное производство, разрушающее традиционные промыслы и органически присущую человеку связь с природой. Ненасильственная цивилизация мыслилась им на принципах сознательного и добровольного самоограничения. В области экономики она должна была опираться на деревню и кустарные промыслы, на децентрализованное и преимущественно кооперативное производство, на уничтожение эксплуатации посредством введения института «опеки». Политическая организация общества предполагала в качестве идеала «конфедерацию свободных и добровольно взаимодействующих деревень», самоуправляемых посредством панчаятов – своеобразных сельских советов, «непосредственную демократию», признающую в качестве единственного избирательного ценза, помимо возрастного, трудовой; исключение кастовой и религиозной дискриминации. Ганди решительно выступал против империализма и военной агрессии.
Хотя Ганди своим внешним обличьем, использованием терминов, понятий, символов постоянно демонстрировал связь с индийской культурой, он не уставал настаивать на единстве человечества в объединяющем его поиске Истины-Бога. Несмотря на утопичность и даже консервативность ряда положений гандистского учения, оно оказало огромное позитивное влияние на мировое общественное сознание, особенно в движениях против расизма и милитаризма.
Сочинения:
1. The Collected Works of Mahatma Gandhi, v. 1–10. Delhi, 1958–63;
2. в рус. пер.: Моя жизнь. M., 1969.
Литература:
1. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969;
2. Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки гандизма. М., 1992.
М.Т.Степанянц

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru