Определение слова «Фетишизм»

Толковый словарь Ушакова:

ФЕТИШИ́ЗМ, фетишизма, мн. нет, ·муж.
1. Религиозное поклонение фетишам (см. фетиш в 1 ·знач.; ·этнол. ).
2. перен. Слепое поклонение фетишам (см. фетиш во 2 ·знач.), слепая вера во что-нибудь, наделение чего-нибудь мнимыми свойствами (·книж. ·неод. ). Товарный фетиш (см. товарный; экон.).

Большой энциклопедический словарь:

ФЕТИШИЗМ — в медицине — половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение,неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).
ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche — идол, талисман)культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся чертывера в амулеты, обереги, талисманы.

Словарь по культурологии:

(фр. fetiche – идол, талисман)культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях.
одна из древних форм религии, характеризуется культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.
религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша человек, якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

Советская историческая энциклопедия:

(франц. ftiche — фетиш, идол, от португ. feitio — колдовство, амулет)поклонение неодушевленным материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и пр., а также изделие человеческих рук, изображение человека или животного ("идол") и т. п. Почитание фетишей отмечено было в 15 в. португальцами на побережье Зап. Африки, в нач. 18 в. впервые упомянуто в лит-ре ("Описание Гвинеи" В. Босмана). В 1760 франц. ученый Ш. де Брос опубликовал книгу "О культе богов фетишей", где сопоставил Ф. народов Африки с религ. верованиями др. народов. О. Конт (1830-е гг.) обозначил словом "Ф." раннюю стадию развития религии вообще (2-я стадия"политеизм", 3-я — "монотеизм"). Дж. Леббок (1860-е гг.) также считал Ф. первой стадией развития религии (на этой стадии, как полагал Леббок, человек еще пытается принудительно воздействовать на божество). Действительно, известны факты, когда суеверный почитатель фетиша, прося его о помощи, относится к нему, однако, без особого уважения, при неудаче наказывает или выбрасывает фетиш; известен и обычай "истязания" фетишей (Зап. Африка): в них вбивают железные гвозди, чтобы этим заставить их лучше выполнить желания человека. В дальнейшем было обнаружено, что явления Ф. есть в любой религии. Проявления Ф. весьма разнообразны, поэтому и термин "Ф." стали понимать по-разному: одни исследователи видели в Ф. форму анимистич. верований (фетишвместилище духа), другие отделяли Ф. от анимизма. Неопределенность значения слова "Ф." побудила нек-рых этнографов (Робертсон Смит, Ф. Джевонс, В. Н. Харузина) отказаться от пользования им. Нек-рые историки религии продолжают считать Ф. начальной или одной из первых стадий развития религии вообще, большинство сов. ученых считает Ф. составным элементом всякой религии. Так, в развитых религиях антич. мира сохранялся культ священных камней, священного копья, изображений животных и пр. Почитание чудотворных икон и мощей в христианстве тоже по существу неотличимо от Ф.
=====
Слово "Ф." часто употребляется и в переносном значении, не связанном с религией, напр. понятие о товарном фетишизме, сущность к-рого была впервые вскрыта К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80-93).
=====
От Ф. надо отличать употребление амулетов и талисманов, к-рым суеверные люди также приписывают сверхъестеств. свойства, но не поклоняются им.
=====
Лит.: Францев Ю., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; его же, Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: Фетишизм, "Этнографич. обозрение", 1908, No 1-2; Brosses Ch. de, Du culte des dieux ftiches, P., 1760; Schulze Fr., Der Fitischismus, Lpz., 1871.
=====
С. А. Токарев. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
фетишизм, -а

Толковый словарь Ожегова:

ФЕТИШИЗМ, а, м.
1. У первобытных народов: культ неодушевлённых предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами.
2. Поклонение фетишам (во 2 знач.) (книжн.).
| прил. фетишистский, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

ФЕТИШИЗМ (франц. ftichisme, ftichism – идол, талисман)отождествление социальных функций предмета с его естественными свойствами. Различные формы фетишизма определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с l) натуральной вещью, 2) физически-телесным субстратом продукта культуры, 3) естественными особенностями индивида. Фетишизм рассматривался как одна из первых архаических форм религии, которая сакрализовала природные вещи, придала их естественным свойствам сверхъестественное значение. Такая трактовка фетишизма была выдвинута Ш.Де Бросом. Впоследствии О.Конт, Г.Спенсер, Э.Тайлор рассматривали фетишизм как форму религии, производную от анимизма. И К.Маркс в ранних работах определял фетишизм как первичную форму религии, для которой характерна непосредственная закабаленность предметом, как религию чувственных вожделений (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 98). В более поздних работах он характеризует фетишизм гораздо шире – как социальный феномен, присущий всем обществам и репрезентирующий определенную социальную норму, титул, власть. Так, кресло становится в определенных обществах троном – символом власти. В «Восемнадцатом брюмера...» Маркс обращает внимание на сакрализацию авторитарного властителя, который наделяется сверхъестественными силами «в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосылающей им свыше дождь и солнечный свет» (Там же, т. 8, с. 208). Культ авторитарного и харизматического лидера – одно из проявлений фетишизма. В экономических работах Маркса, и особенно в «Капитале», фетишизм становится ведущей характеристикой буржуазного способа производства, соединяя в себе два альтернативных процесса – овеществление общественных отношений и персонификацию вещей. Развитие фетишизма (от фетишизма товара через фетишизм денег к фетишизму капитала) показывает, что буржуазный способ производства неразрывно связан с фетишизацией механизмов социальных отношений и персонификацией безличных социальных регуляторов. Тем самым Маркс анализирует не просто формы фетишистского сознания, а прежде всего объективный процесс фетишизации социальных формообразований, приводящий к отождествлению всякой реальности (в т.ч. и реальности культуры) с чем-то натуралистически данным, а субъекта деятельности и взаимодействия с натуралистически-природным индивидом. Фетишизм проявляется и в тех ценностных ориентациях, которым отдает предпочтение человек, в мотивации на престижное потребление, на приобщенность к миру богатства и власти. Критика Марксом фетишизма буржуазного общества и сознания составляет основу экономического анализа капитализма (что не было понято марксистами, за исключением А.Рубина). В философии 20 в. проблема фетишизма отодвинута на периферию социальной и социологической теорий, а в современном религиеведении фетишизм рассматривается не как одна из ранних форм религии, а как один из структурных компонентов любой мифологии и религии.
Литература:
1. Богданов А. Падение великого фетишизма. М., 1919;
2. Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание. – «Вестник Социалистической Академии», 1923, вып. 4–6;
3. Рубин А.И. Очерки по теории стоимости Маркса. М. – Л., 1929;
4. Шеховцов А. Марксова теория товарного фетишизма. М., 1961;
5. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964;
6. Brosses Ch. de. Du culte des dieux ftiches. Dijon, 1760.
A.П.Огурцов

Большой психологический словарь:

(фр. ftiche — идол, талисман от порт. feiticao — волшебство).
1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам, проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о просьбе. Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.
2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.
Элементы Ф. свойственны нормальной сексуальности. Для многих людей какие-то части тела или предметы туалета реального или предполагаемого партнера становятся сильными сексуальными стимулами. Такие объекты имеют заместительный характер: стимул не является самостоятельным, а неразрывно связан с половым партнером (конкретным или обобщенным) и напоминает о нем. В случае Ф. фетиш приобретает более самостоятельное значение: замещая объект любви, он сам превращается в объект влечения, запускает сексуальные фантазии девианта, делает их более яркими и менее бесплотными. Половая активность возможна как с самим фетишем, так и с любым человеком, им обладающим, все личностное своеобразие которого девиантом игнорируется. Отличительные черты Ф. состоят в полной свободе действий с фетишем как безличностным объектом влечения, максимальной независимости от партнера, нарушении коммуникативного начала любовных отношений, принципиальной невозможности какого бы то ни было эмоционального общения. Для получения сексуального удовлетворения прибегают к различным манипуляциям с фетишем: обонянию, осязанию, укладыванию в постель и т. п.
Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически, таковым может стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой-то особой или искалеченной формы)лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая форма Ф. — гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом. (И. А. М.)

Краткий религиозный словарь:

Культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Был распространен практически у всех первобытных народов. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Черты фетишизма сохранились до нашего времени в виде амулетов, оберегов, талисманов

Сексологическая энциклопедия:

(франц. fetiche — идол талисман, синонимыидолизм, сексуальный символизм, парциализм сексуальный), девиация сексуальная, характеризующаяся сексуальным влечением к различным одушевленным и неодушевленным предметам, частям тела и элементам одежды ("бельевой фетишизм"). По всей вероятности, фетиш у девианта способен полностью заменить естественную потребность половозрелого человека в общении с другой личностью. Фетишем является конкретный зримый предмет, лишенный духовного содержания, а это духовное содержание наполняется фантазиями девианта, зачастую без учета реальной обстановки и чувств партнера. Полная свобода действий с фетишем, не требующим самого трудного для девианта — затрат психической и физической энергии на настрой второго партнера на интимную волну, является для него наиболее привлекательным и позволяет отдаться полностью полету сексуальной фантазии и иллюзиям. Поэтому личность партнера не играет для любителя фетиша абсолютно никакой роли. В то же время для многих мужчин какая-то часть тела женщины (грудь, ноги, ягодицы и т. д.) либо предмет женского туалета может играть роль стимулятора полового чувства, а воспоминания о них могут сопровождаться даже онанизмом и оргазмом.
Но онанизм в этом случае носит заместительный характер, неразрывно связан с личностью женщины, ее поведением и не воспринимается в отрыве от нее. При фетишизме же этот образ бездуховен, не имеет конкретного обладателя, а существует как бы сам по себе, отдельно. Поэтому различного рода сексуальные действия, в том числе и половой акт, возможны с любой женщиной, обладательницей определенного фетиша, без учета ее личностных качеств, возраста, внешности и темперамента. Фетиш обычно символизирует и замещает либо конкретный объект любви, либо собирательный образ предпочтительных объектов по принципу "часть вместо целого". Фетиш помогает усилить яркость фантазий и мечтаний, сделать их предметными и осязаемыми, добиться максимального полового возбуждения. Элементы фетишизма сопровождают как нормальную, так и патологическую сексуальность. Преодоление трудностей в приобретении фетиша (кража) уже доставляет определенное наслаждение. Половое удовлетворение достигается не просто получением желанного предмета, а путем его обоняния, осязания, прикладывания к половым органам, "укладывания" в постель в сочетании с мастурбацией. "Бельевой" фетишизм нередко сопровождается переодеванием в белье лиц противоположного пола, что составляет суть трансвестизма как одного из вариантов фетишизма. Фетишисты чаще крадут белье с веревок во время его сушки, на пляжах и в других местах и лишь иногда покупают в магазинах. У каждого фетишиста имеются свои предпочтения. Варианты фетишизма необычайно разнообразны. Встречается фетишизм носа, рук, груди, ног, ягодиц, полной или худой фигуры, изуродованных ног или лица, косоглазия и длинных волос, бритого лобка и волос на лобке и т. д. Фетишизм одежды практически включает в себя весь гардероб современной женщины от плавок и колготок (в зависимости от фасона, отделки и цвета) до перчаток, обуви и меха шубы. У женщин фетишизм чаще всего проявляется как притяжение к разного рода татуировкам, рубцам, бороде, усам, степени развития вторичного волосяного покрова, форме одежды (чаще мундирам) и т. п. Необычайно часто фетишем является тембр голоса мужчины, особенно тенор.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru