Определение слова «амулет»

Толковый словарь Ушакова:

АМУЛЕ́Т, амулета, ·муж. (·лат. amuletum, с ·араб. ). Носимая на теле вещица, которой суеверно приписываются целебные или предохранительные от болезней и зол свойства; талисман, ладанка.

Большой энциклопедический словарь:

АМУЛЕТ (от лат. amuletum) (апотропей, оберег)предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий.

Толковый словарь Даля:

амулет
АМУЛЕТ м. и амулетка ж. талисман; оба слова искаженные арабские; привеска, ладанка; охрана от порчи, охранное зелье, оберег, зачур; приворотный и отворотный корень; заговорное, наговорное зелье, корень и пр.

Словарь литературных эпитетов:

Властный (Бальмонт).

Этнографический словарь:

амулет
Оберег, в магических представлениях предмет, способный охранять владельца.

Большой словарь иностранных слов:

Амулета, м. [латин. amuletum, с араб.). Носимая на теле вещица, которой суеверно приписываются целебные или предохранительные от болезней и зол свойства; талисман, ладанка.

Толковый словарь Кузнецова:

амулет
АМУЛЕТ -а; м. [лат. amuletum]. Небольшой предмет, который носят суеверные люди как магическое средство от болезней, несчастья и т.п.; талисман.

Медицинская энциклопедия:

Амулет
(истор.; лат. amuletum привеска, ладанка, от араб. hamulet то, что носят при себе)
в медицине — предмет, применявшийся в народной и жреческой медицине как магическое средство для предохранения от болезней и ран или для лечения больных.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
амулет, -а

Толковый словарь Ожегова:

АМУЛЕТ, а, м. Предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья.
| прил. амулетный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

амулет
через нем. Amulett, франц. amulette из лат. amultum; см. о последнем Вюнш, Glotta 2, 219 и сл.

Грамматический словарь Зализняка:

Амулет, амулеты, амулета, амулетов, амулету, амулетам, амулет, амулеты, амулетом, амулетами, амулете, амулетах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр. камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят слово это — различно: по одному мнению, оно происхождения лат.(от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному, — арабского (hamala, носить) и перешло к нам, как и выражающее то же понятие слово "талисман" (см. это сл.), от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму скарабея (см. это сл.). Ветхий Завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев как наследие язычества встречаются А. в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке, и т. д. Цицит же и тефилим, т. е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые, по древнеиталийскому обычаю, заключались в футлярики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово , т. е. рыба, заключает в себе начальные буквы греческих слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иудейско-каббалистического, напр. так называемые абраксас — амулеты василидианцев и других гностических сект II-го века после Р. Х., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия, и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "Palaeographia critica" (том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Ueber А." (Майнц, 1827).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru