Определение слова «БОХЕНЬСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

Бохеньский
(Bocheski)
Юзеф Мария (р. 30.8.1902, г. Чушув, Польша), швейцарский философ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретических лидеров Антикоммунизма; член ордена доминиканцев. Профессор истории философии (с 1945), ректор (1964—66) Фрейбургского университета. Б. — организатор и директор (с 1957) Института восточноевропейских исследований при Фрейбургском университете, основатель и издатель (с 1961) журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Будучи противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями о «тоталитарном и антигуманном» характере советского строя и философской несостоятельности марксизма-ленинизма. В последние годы перешёл от полного отрицания научной значимости советской философии к более дифференцированным формам «критики»: Б. признает её успехи в разработке проблем естествознания, формальной логики, быстрый рост продукции и др.
Б. — автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логики.
Соч.: Europische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1951; Formale Logik, Mnch., 1956; Wege zum philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel—W., 1960; Logic of religion, N. Y., 1965; Diamat, Stuttg., 1968.
Лит.: Алексеев М. Н., Исследование о проблемах мышления, «Вестник истории мировой культуры», 1959, № 1; «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, №16, 21; Ситковский Е. П., Против философского антикоммунизма, в кн.: Антикоммунизмвраг человечества, Прага, 1962; Быховский Б., Партии в философии и философский камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1.
А. А. Алтухов.

Новейший философский словарь:

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (1902-1995) — польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 — доктор философии, с 1935 — доктор теологии, с 1966 — почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии, Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957-1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала «Studies in Soviet Thought» (1961) и серии «Sovietica» (1959). Основные сочинения: «Логика Теофраста» (1939), «Диамат» (1950), «Формальная логика» (1956), «Современная западная философия» (1957), «Методы современного мышления» (1965), «Марксизм-ленинизм» (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. «Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта», — подчеркивал Б. Основная проблема онтологии — соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: «интелли-гибельности» (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и «соучастия» (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания — это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., — вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс у Б. ставил перед собой задачу чисто теоретическую — создание «научного социализма» и социологии (одним из основателей которой он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание не выдержавшие испытания временем концепты: «класс», «прогресс», «диалектический материализм» и т.д. Кроме того, с точки зрения Б., организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах полемики ортодоксальных марксистов с их демократическими оппонентами, особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.

Новая философская энциклопедия:

БОХЕНЬСКИЙ (Bocheski) Юзеф Мария (30 августа 1902, Чушув, Польша – 1995, Фрибург, Швейцария)швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920–26 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928–31 – философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931–35 – теологию в папском университете «Ангеликум» в Риме. В 1935–40 преподавал в «Ангеликум», а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии. После войны был профессором, деканом философского факультета, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США. Бохеньскийодин из основателей (наряду с Г.Веттером [ВЕТТЕР]) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». В 1957–72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньскийавтор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял «ассимиляцию» неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-философских работах рассматривает становление философии 20 в. как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала – субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.
Сочинения:
1. Europische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1947;
2. Der sowjetrussische dialektische Materialismus (Diamat), 1950;
3. Formale Logik. Freiburg – Mnch., 1956;
4. Handbuch des Weltkommunismus. Mnch., 1958;
5. Wege zum philosophischen Denken. Freiburg, 1959;
6. ber den Sinn des Lebens und ber die Philosophe: Aufstze. Freiburg, 1987;
7. Logika i filozofia. Warsz., 1993;
8. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. M., 1993.
.Овсиенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru