Определение слова «АВСТРОМАРКСИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

АВСТРОМАРКСИЗМ — идеологическое и политическое течение, сложившееся в нач. 20 в. в австрийской социал-демократии (К. Реннер, О. Бауэр, М. и Ф. Адлеры, Р. Гильфердинг и др.). Для австромарксизма характерны реформизм, попытка соединить марксизм с неокантианством, программа культурно-национальной автономии. Между двумя мировыми войнами "австромарксистской" называли всю австрийскую социал-демократическую партию, которая стремилась занять особую промежуточную позицию между социал-демократическим и коммунистическим движениями. Некоторые позиции австромарксизма нашли отражение в программных документах (1947, 1958, 1978) Социалистической партии Австрии.

Большая советская энциклопедия:

Австромарксизм
Течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе «австромарксистской» называлась вся австрийская социал-демократическая партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов, например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).
Существенные разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.
Острая национальная борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме. Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу — Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии (См. Культурно-национальная автономия), и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин, характеризуя австрийскую программу, писал: «Чрезвычайно распространено ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. — В. Т.) съезде принята так называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно отклонена на этом съезде» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный характер третьего пункта программы.
В действительности австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913: «Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование», а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.
Действительный характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 21/2-го Интернационала (1921—23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая партия.
В эти годы А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала рабочий класс на отступления и поражения.
В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе возродились здесь на новой основе.
После 2-й мировой войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.
Лит.: Ленин В. И., О «культурно-национальной» автономии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму, «Новая и новейшая история», 1958, №4; Правые социалисты — против социализма, М., 1960, с. 306—55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса, «Народы Азии и Африки», 1966, №4, с. 106—29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers — die Oktoberrevolution und der Austromarxismus, «Weg und Ziel», Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalittenfrage im Habsburgischen Vielvlkerstaat, W., 1963.
В.М. Турок.

Большой словарь иностранных слов:

Одна из разновидностей реформизма в марксизме, сложившаяся в Австрии в начале ХХ в.; его главные представители – К. Репнер, М. Адлер, Фр. Адлер, О. Бауэр.

Советская историческая энциклопедия:

Одна из разновидностей ревизионизма, сложившаяся в кон. 19 — нач. 20 вв. внутри австр. социал-демократии и связанная с теоретич. работами и политич. деятельностью К. Реннера, О. Бауэра, Ф. Адлера, М. Адлера и др. Широкое распространение А. получил в 20-30-х гг. 20 в., когда лидеры австр. социал-демократии стремились играть руководящую роль в лагере междунар. реформизма.
=====
Как и др. ревизионисты, лидеры австр. социал-демократии пренебрежительно относились к революц. теории. Основой философии А. было эклектич. сочетание махизма, неокантианства и фрейдизма. Австромарксисты отрицали ист. закономерности и выводили необходимость наступления социализма только из этич. соображений, превращая социализм из науки в разновидность вероучения.
=====
В области политич. экономии А. ревизовал осн. положения марксизма, целиком отвергал ленинское учение об империализме, стремясь отвлечь рабочий класс от борьбы за свержение капиталистич. строя. Австромарксисты утверждали, что элементы социализма со зреют в рамках капитализма, и выдвинули пресловутую теорию постепенной "социализации" капиталистич. пром-сти бурж. гос-вом. С помощью ряда мероприятий, напр. закона о т. н. "социализации", с.-д. лидеры, возглавлявшие правительство Австр. республики в 1919-20, удерживали пролетариат от решающих выступлений в годы революц. подъема.
=====
С.-д. лидеры внушали рабочим мысль о надклассовости бурж. гос-ва, по существу исключали внепарламентские формы борьбы и отрицали необходимость ломки бурж. гос-ва и установления диктатуры пролетариата. Они утверждали, что в условиях бурж. демократии с.-д. достаточно получить на выборах большинство в парламенте, для того чтобы без всякой борьбы принять политич. власть из рук буржуазии. В соответствии с особыми ист. условиями развития Австро-Венгрии и Австрии А. отличался нек-рыми специфич. свойствами от бернштейнианства и др. оттенков ревизионизма и оппортунизма в рабочем движении. С.-д. партия Австрии на Линцском съезде 1926 по настоянию О. Бауэра включила в свою программу упоминание о теоретич. допустимости и даже необходимости диктатуры пролетариата, но снабдила это упоминание такого рода оговорками, что практич. переход с.-д. к борьбе за диктатуру пролетариата исключался. Умение жонглировать левыми фразами, улавливать настроения масс и организовывать мероприятия, к-рые имели целью овладеть стихийным революц. подъемом и превратить массовые выступления в безобидные и безопасные для буржуазии митинги и демонстрации, являлось существ. чертой австромарксистов.
=====
Банкротство оппортунистич. теории и практики А. с предельной ясностью проявилось в период февральских боев 1934, когда с.-д. руководство привело австр. пролетариат к поражению. С установлением фаш. диктатуры в Австрии С.-д. партия была распущена; в 1945 на базе С.-д. партии была создана Социалистическая партия Австрии.
=====
Одной из отличит. особенностей А. была его позиция в нац. вопросе. В годы монархии Габсбургов австромарксисты разработали теорию т. н. "культурно-национальной автономии", против к-рой в самой резкой форме выступил В. И. Ленин, показав ее реакционность и несостоятельность (см. Соч., т. 19, с. 93-94, 217-218, 455-58; т. 20, с. 19-26, 82-84, 369-70). В условиях многонац. Австро-Венгрии позиция австр. с.-д. в нац. вопросе на деле означала поддержку режима нац. гнета и являлась утонченной формой бурж. национализма.
=====
В годы 1-й республики австр. социал-демократия выступила с открыто пангерманских позиций и активно добивалась включения Австрии в состав Германии, проповедуя необходимость аншлюсса. Вплоть до марта 1933 требование аншлюсса фигурировало в с.-д. программе. В дальнейшем австр. с.-д. продолжали отрицать существование австр. нации и этим затрудняли борьбу за независимость Австрии. После захвата Австрии фаш. Германией Реннер выступил в апр. 1938 с заявлением, в к-ром приветствовал осуществление аншлюсса.
=====
В результате победы Сов. Союза и разгрома нем. фашизма Сов. Армией Австрия была освобождена от гнета гитлеровской диктатуры, была восстановлена нац. независимость Австрии. Австр. рабочее движение вступило в новый этап своего развития. Усилилось влияние Коммунистич. партии Австрии. В этих условиях прежнее жонглирование "левой" фразой А. становилось опасным и лидеры Социалистич. партии Австрии резко повернули вправо. В новой программе, принятой съездом Социалистич. партии (май 1958), старая терминология усту- пила место открытому антимарксизму, антикоммунизму. Отдельные деятели Социа листич. партии (И. Хиндельс) пытаются возродить А. применительно к новым ист. условиям.
=====
Лит.: Ленин В. И., О "культурно-национальной" автономии, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20, с. 17-23; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Развращение рабочих утонченным национализмом, там же; его же, О "демократии" и диктатуре, там же, т. 28; его же, Заметки публициста, там же, т. 30; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 31; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М., 1946; Рубинштейн А. Я., Отто Бауэртеоретик австр. социал-демократии, М.-Л., 1934; Турок В. М., От австромарксизма к совр. ревизионизму, "ННИ", 1958, No 4; Лифшиц М. A., Странный социализм, "HB", 1958, No9,10, 12; Koplenig I., Reden und Aufstze. 1924-1950, W., 1951.
=====
В. M. Турок. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
австромарксизм, -а

Социологический словарь:

АВСТРОМАРКСИЗМ — англ. Austro-Marxism; нем. Austro — Marxismus. Течение в западно-европейской социал-демократии (К. Реннер, О. Бауэр, М. Адлер и др.) в начале XX в., представители к-рого считали, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с полит, практикой; отстаивали теорию культурно-национальной автономии, не учитывающей территориального расселения нации.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru