Определение слова «АРЕНД»

Новейший философский словарь:

АРЕНД (Arendt) Ханна (1906-1975) — немецко-американский философ и политолог, доктор философии (1928), член-корреспондент Германской академии языка и литературы (ФРГ), действительный член Американской академии политических наук. В работах «Происхождение тоталитаризма» (1951), «Положение человека» (1958), «Между прошлым и будущим. Шесть упражнений в политической мысли» (1961) и др. исследовала социоантропологические категории труда, производства и торговли, политические феномены революции и свободы, а также сформулировала основы современного понимания тоталитаризма как общественного феномена 20 в. Важнейшей особенностью творчества А. является интенция на аналитику крупномасштабных социальных феноменов и процессов (»Между прошлым и будущим...») в максимальном приближении их к масштабу индивидуально-конкретной человеческой жизни (»удел человека»). С точки зрения А., центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, который в индивидуально человеческом измерении предстает в качестве возможности реализовать себя как в общественно-гражданской, так и в частной сферах. Нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. Так, дисбаланс в пользу публичности, характеризующий тоталитарные общества, предельно расширяет границы официальной легитимности, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере. Между тем, согласно концепции А., индивидуальность человека, делающая осуществимыми главные репертуары его жизни, требует для собственного существования некого «приватного адреса» — неотчуждаемую ни при каких условиях «частную долю мира, фрагмент бытия», внутри которого творится частная жизнь, защищенная от вмешательства публичности, как на уровне коррекции, так и на уровне оценки. Разрушение таких преград между личностью и внешним миром (в первую очередь — государством) необходимо ведет к гибели человеческой индивидуальности. Жизненные ценности индивидуального (и — одновременноисконно общечеловеческого) порядка заменяются идеологическими догмами, функционирующими в массовом сознании, с одной стороны — как догматы, ибо требуют бездоказательного принятия на веру и беспрекословной верности идее, а с другой, — как клише, ибо предполагают стереотипные формы поведения, социальный «автоматизм». Не менее значимой для жизни является, однако, и сфера публичности. Согласно концепции А., именно и только здесьименно — в сфере политики) возможен такой феномен, как свобода. Понятие свободы в системе А. очень значимо и многозначно: наряду с традиционным его толкованием, А. выявляет и новые пласты его содержания. Прежде всего, А. фиксирует, что свобода в сфере политики выступает как «сопротивление» — в контексте воздействия, как «особое личное мнение» — в контексте несогласия. В этом смысле в зоне приватности, где «свободность» человека задана как изначальная (по определению), свобода не конституируется в качестве спцифичного феномена. И как исполнительское искусство не только требует взаимодействия между исполнителем и адресатом, но и является формой этого взаимодействия, так и свобода задает новые формы публичности. Креационный потенциал свободы, который инспирирует «начинание нового», фиксируется А. как реализующийся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — «активности». В отличие от «труда» (labour), обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма, и «производства» (work), воспроизводящего неорганическое тело цивилизации, «активность» (action) выстраивается в рамках не субъект-объектных, но субъект-субъектных отношений. Она принципиально коммуникативна и именно в контексте свободной коммуникации человек выступает не как «рабочее животное» (animal labourer) или «человек производящий» (homo faber) (в — соответственно — labour и work), но как творческий субъект «начинания нового». Источник свободы, таким образом, выводится А. как за пределы интеллектуальной сферы, так и за пределы эмоционально-волевой (ибо, если разум формулирует цели, достижение которых вынуждает человека сообразовываться с требованиями внешних условий, то воля не позволяет ему отступить). «Активность», в сущности, внепрагматична и осуществляющееся в ее рамках общение есть цель самого себя. Между тем, свобода как проявление этой «активности» (избыточный продукт непрагматичного процесса) оказывается чрезвычайно значимой и «полезной» для общества, инспирируя его к новому, к «рождению того, чего еще никогда не бывало». Именно свобода, по А., в состоянии преодолеть даже барьеры тоталитарных общественных систем. В социально-событийной системе отсчета свобода реализуется, по А., как революция, которая не только разрушает «окаменелость» тоталитаризма, освобождая человека от ложных идеологических догм, но и привносит в мир «рождение нового». Таким образом, поскольку творческая креация нового возможна лишь для человека, обладающего индивидуальностью, воспитанной в рамках частной жизни, постольку свобода выступает связующим звеном между публичностью и приватностью, всеобщей историей и «уделом человека». Универсальные определения каждого существования, по А., — «ро-жденность» и «смертность». И, если на уровне индивида «рож-денность» реализуется в «активности», т.е. в создании нового, то «смертность» — в утрате креативности, а значит — и индивидуальности. Соответственно этому, и на уровне общества «смертность» есть не что иное, как лишение человека индивидуальности, предпринятое в качестве масштабной акции, разрушение сферы приватности, т.е., иными словами, тоталитаризм, предполагающий «тотального человека», представителя массы как конгломерата, целостность и сплоченность которого не имманентна, но является результатом целенаправленного насилия посредством идеологической обработки с последующим политическим манипулированием. «Рожденность» же на уровне общества есть «революция» как «перехват истории» и прорыв к творчеству и свободе.

Социологический словарь:

Аренд (Arendt) Ханна (14.10.1902, Ганновер — 04.12.1975, Нью-Йорк) — немецко-американский философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге и Фрайбурге, с 1933 г. в эмиграции в Париже, с 1941 г.- в Нью-Йорке, профессор Новой школы социальных исследований. В этот период близка позициям неомарксизма (Франкфуртская школа).
Аренд приобрела известность работами о происхождении и сущности тоталитаризма, в которых тоталитарные идеология и система господства (отличаемая от тирании, деспотии и диктатуры) прослеживались от их истоков в европейской культуре 18-19 вв. Тоталитаризм, по Аренд- "вещь в себе", "конкретная универсалия", обладающая собственной формой и логикой. Характерные черты тоталитарной идеологии: расизм и антисемитизм, империализм, засилье бюрократии. Террористический характер тоталитарного режима — не результат прагматического расчета или выражение человеческой агрессивности, но "дедукция" из идеологии, не затрагивающая душевных глубин человека.
Антропология Аренд оптимистична. Человеческая деятельность делится на три типа: труд, работа, активность. Труд присущ человеку наряду с животными (animal laborans) и диктуется биологической необходимостью продолжения жизни; в работе — в обработке и трансформации природы — человек (homo faber) создает собственный "надприродный" мир. Труд и работаоснова активности, которая "не физична", а обнаруживается лишь в результате феноменологического описания. Благодаря активности человек творит нечто принципиально новое. Универсальные определения существования — врожденность" и "смертность". "Рожденность" реализуется в активности, "смертность" — в пассивности, "окостенении" индивида. В обществ, жизни "смертность" связана с тоталитаризмом, "рожденность" — с революцией, которая есть проявление активности, следовательно, глубоко антропологична. Революция"перехват истории", выход из "приватности" труда и работы, это — "единственное политическое явление, которое сталкивает нас с началом", т. е. с "рожденностью". Взгляды Аренд носят либерально-гуманистический характер. Модель тоталитаризма вырабатывалась Аренд на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20-30-х гг., и прежде всего нацистской Германии. В то же время представления о тоталитаризме были ею распространены на Советский Союз. Идеи Аренд сыграли важную роль в формировании современной западной политологии, в частности советологии, а ее антропологическая концепция — в становлении проблематики ряда отраслей социальной психологии, философии и социологии труда. Широкая публицистическая деятельность Аренд привлекала внимание к проблемам гуманизма.
Соч.: 1) Human condition. Chic., 1958. 2) On revolution. L.-N. Y., 1963. 3) The origins of tota-litarianism. N. Y., 1973.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru