Определение слова «САМНЕР»

Большой энциклопедический словарь:

САМНЕР (Sumner) Джеймс Бетчеллер (1887-1955) — американский биохимик. Доказал белковую природу ферментов: впервые выделил фермент (уреазу) в виде кристаллов (1926). Нобелевская премия (1946).

Словарь по культурологии:

Уильям Грэм Смнер (Sumner) (1840-1910)
амер. социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун-т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве, Оксфорде, где изучал языки, историю и теологию. В 1866, по возвращении из Европы, принял сан священника, от к-рого в 1872 отказался, став проф. полит. и социальной науки в Йельском ун-те, где работал до конца жизни. До 90-х гг. занимался гл. обр. экон. науками, в своих ярких экон. очерках, пользовавшихся большой популярностью, отстаивал принципы индивидуализма и laissez-faire. Уже в ранних экон. работах С. проявились его социал-дарвинистские воззрения. Он считал, что об-во должно управляться естеств. законами и что попытки гос. регулирования естеств. социальных процессов иррациональны. К 90-м гг. осн. предметом интереса С. становится социология; у него возникает идея создания единой индуктивной науки об об-ве, обобщения этногр. и истор. фактов. Социол. воззрения С., сложившиеся под значит. влиянием работ Спенсера и чеш. социолога Ю. Липперта, развивались далее в русле этого замысла и нашли отражение в двух его осн. социол. трудах “Народные обычаи” (1906) и “Наука об об-ве” (в 4 т., 1927). Книга “Наука об об-ве”, задуманная как учебник, не была завершена; ее закончил ученик и осн. популяризатор идей С. А. Келлер.
“Народные обычаи” — важнейшее произведение С., один из наиболее влият. трудов о социальных нормах в истории ранней амер. социол. мысли. Осн. теор. идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев (см. Норма культурная, Обычай), их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами. Проблема возникновения и закрепления обычаев решается С. с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: опр. способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первонач. механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются осн. социетальной силой. Они опосредствуют в об-ве удовлетворение всех человеч. потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена об-ва. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”. Осн. свойствами нар. обычаев С. считал их инертность, изменчивость, тенденцию к совершенствованию и согласованности.
Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, С. ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “Этноцентризм”, получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентрич. воззрения человека на мир. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея истор. миссии и “избранности” собств. народа, патриотизм, шовинизм.
Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рац. обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию опр. социальной структуры для поддержания опр. группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда является удовлетворение человеч. потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), С. разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, удовлетворяющие сексуальную потребность и служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеч. “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.); религ. институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, Ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.). В работе “Наука об об-ве” С. и Келлер привели обширный этногр. материал, иллюстрирующий развитые в труде “Нар. обычаи” идеи и классификации.
Развиваемый С. социол. подход был по существу антропологическим. Хотя труды С. пользовались в свое время большой популярностью, а “Нар. обычаи” вошли в золотой фонд социол. классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу осн. заслуг С. можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социол. науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории амер. науки курс социологии.
Соч.: Protectionism: The -ism Which Teaches that Waste Makes Wealth. N.Y., 1885; Earth-hunger and other Essays. New Haven a.o., 1913; The Forgotten Man, and other essays. New Haven, 1918; The Science of Society (with A.G. Keller). V. 1-4. New Haven; L., 1927; War and other essays. New Haven; L., 1919; What Social Classes Owe to Each Other. New Haven; L., 1925; Essays of William Graham Sumner. V. 1-2. New Haven; L., 1934; Folkways, a Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores and Morals. Boston; N.Y. etc., 1940; The Challenge of Facts and other Essays. N.Y., 1971.
Лит.: Starr H.E. William Graham Sumner. N.Y., 1925; Park R.E. The Sociological Methods of William Graham Sumner, and of William I. Thomas and Florian Znaniecki // Methods in Social Science: a Case Book. Chi., 1931; Sumner Today: Selected essays of W.G. Sumner. New Haven, 1940; Curtis B. William Graham Sumner. New Haven,1940.
В. Г. Николаев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(Sumner), Чарлз (6.I.1811 — 11.III.1874) — политич. деятель США. По профессии юрист. В 1848 примкнул к партии фрисойлеров, в 1854 — к Респ. партии. С 1851 — сенатор. Убежденный противник системы рабовладения, С. навлек на себя ненависть сторонников рабства; в 1856 один из них нанес С. тяжелые ранения. Настойчиво выступал против Канзас-Небраска билля, против законов о поимке беглых рабов. В период гражд. войны 1861-65 был пред. комиссии сената по иностр. делам, участвовал в создании и деятельности объединенной комиссии по руководству войной. С. выступал за решит. методы ведения войны, требовал полного уничтожения рабства и предоставления неграм гражд. прав, проведения жесткой политики по отношению к плантаторам-мятежникам, конфискации и распределения среди негров их земель. После войны С. вел борьбу против дискриминации негров во всех областях жизни; во внеш. политике занимал антиангл. позицию, требуя от англ. пр-ва возмещения убытков, связанных с его вмешательством в дела США во время гражд. войны.
=====
Лит.: Захарова M. H., Народное движение в США против рабства, 1831-1860, М., 1965; Ruchames L., Ch. Sumner and American historiography, "The Journal ot Negro History", 1953, April.
=====
Л. М. Струкова. Москва.

Научно-технический словарь:

САМНЕР (Sumner) Джеймс Бетчеллер (1887-1955), американский биохимик, разделивший в 1946 г. Нобелевскую премию с Джоном Нортропом (1891-1987) и Уэнделлом СТЕНЛИ за открытие возможности кристаллизовать ФЕРМЕНТЫ. В 1926 г. Самнер выделил в кристаллической форме фермент уреазу, которая стала первым выкристаллизованным ферментом. Это достижение наконец доказало, что ферменты имеют белковую природу. см. также БЕЛОК.

Социологический словарь:

Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,- 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) — американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера.
В своих работах Самнер исходил из двух основных принципов: 1) естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение; 2) социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер. Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Самнер отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений.
Взгляды Самнера выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе "Народные обычаи" (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Самнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках: "мы — группа", "они — группа" и "этноцентризм" (понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем). Взаимоотношения в "мы — группе" Самнер упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между "мы — группой" и "они — группой" — как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической (социальной) группы. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками Самнера, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии.
Соч.: 1) The challenge of facts and other essays. New Haven L., 1916. 2) Folkways. L" 1958. 3) The Science of Society. New Haven, 1927- 1929.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru