Определение слова «табу»

Большой энциклопедический словарь:

ТАБУ (полинезийск.) — в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.) — нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм.

Словарь по культурологии:

(полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.
1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестествен­ными силами;
2) вообще – строгий запрет.

Толковый словарь Даля:

табу
ТАБУ ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу.

Большой словарь иностранных слов:

[полинез.] – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов; 2) заповедные, запрещённые предметы, вопросы, мнения и т.п.

Советская историческая энциклопедия:

(полинез.) — широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов о. Тонга, У полинезийцев табуированным было все то, что относилось к богам, духам, все принадлежавшее вождям и жрецам, к-рые могли налагать Т. на любой предмет или действие. Последующие этнографич. исследования показали, что у полинезийцев Т. существовало в своей вторичной, преобразованной форме и что запреты Т. возникли в более древние времена. Возникновение Т. связано, по-видимому, с потребностями формирующегося человеческого общества обуздать естеств. инстинкты индивидуума, подчинить его поведение интересам коллектива. В родовом обществе Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспечивали соблюдение им брачных экзогамных норм. У многих отсталых народов Т. связано с тотемизмом. По мере разложения первобытного строя Т. начинают использоваться возникавшим эксплуататорским классом для укрепления своего господствующего положения. Пережитки Т. сохраняются во всех религиях (напр., в христианстве понятие греха вполне аналогично Т.).
=====
Лит.: Анисимов А. Ф., Духовная жизнь первобытного общества, М.-Л., 1966; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Рейнак С., Несколько замечаний о табу, "Атеист", 1926, No 5; Фрейд З., Тотем и табу, М., 1923; Lehmann F. R., Die polynesischen Ta-busltten, Lpz., 1930; Steiner F., Taboo, L., 1956; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942.
=====
M. В. Крюков. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

табу
ТАБУ неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём-л. запретном, запрещённом, чего нельзя касаться, пытаться изменить и т.п. Наложить т. на что-л. Снять т. с эротических фильмов. Моя личная жизнь для тебя — т.!

Малый академический словарь:

табу
нескл., ср.
У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами.
|| перен.
Какой-л. запрет, что-л. запретное.
По своеобразному старинному обычаю, позволяется ловить в бухте рыбу только на удочку и в мережки. --- Это — неписаный закон, своего рода историческое рыбачье табу. Куприн, Листригоны.
Есть у Чуда портрет жены, но он на него «табу» наложил — никому не показывать. Колыхалов, У подножия солнца.
[Полинезийск. tabu]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
табу, нескл., с.

Новейший философский словарь:

ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего — запрет) — негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии — Фрэзер и др.); 2) религиоведческая (объясняющая Т. как «священные законы» и запреты, связанные с верованиями в духовных существ — Тайлор и др.); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из «пусковых механизмов цивилизации» — Фрейд и др.); 4) антропологическая (истолковывающая Т. как форму социального контроля — Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.

Новая философская энциклопедия:

ТАБУустановление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т.д.). Согласно В.Вундту, табу – самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, «табу древнее богов». Для Э.Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А.Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М.Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними. Обращая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом [ТОТЕМИЗМ]. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.
Литература:
1. Douglas M. Natural Symbols. Harmondsworth, 1973;
2. Eadem. Purity and Danger. L., 1996;
3. Durkheim E. Les fermes elementaires de la vie religoeuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912;
4. Radcliff-Brown A. Structure and Function in Primitive Societies. L., 1952.
Л.Г.Ионин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru