Определение слова «ПЕТРАШЕВЦЫ»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕТРАШЕВЦЫ — общество разночинной молодежи в Санкт-Петербурге (кон. 1844 — нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных "пятницах" у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. — вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. Готовилась агитационная литература для народа ("Десять заповедей" П. Н. Филиппова, "Солдатская беседа" Н. П. Григорьева). Арестованы 23.4.1849. Под следствием 123 человека. Военный суд судил 22 человека, из них 21 — приговорен к расстрелу (заменен всем различными сроками каторги и арестантских рот). В 1856 амнистированы.

Большая советская энциклопедия:

Петрашевцы
Общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2-й половине 40-х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского (См. Петрашевский); утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. П. стояли в самом начале процесса формирования революционного демократического лагеря, идеологами которого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен; с П. начинается, по словам В. И. Ленина, история социалистической интеллигенции в России (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.).
Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 — стали еженедельными («пятницы»). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, И. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу, М. М. и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П. отражали особенности переходного периода русского освободительного движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Обширная библиотека запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П. Особенным успехом пользовались сочинения Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопического социализма в широких кругах стало издание Карманного словаря иностранных слов (См. Карманный словарь иностранных слов) (в. 1—2, 1845—46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848—49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутреннего положения в России в среде П. начали созревать революционные настроения. Наряду с теоретическими проблемами (атеистические доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политической экономии и др.) на «пятницах» стали обсуждаться политические вопросы. На собраниях в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах братьев Дебу, Кашкина, Дурова) П. определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, которое должно было начаться в Сибири, оттудаперекинуться в районы с давними традициями народных движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В деабре 1848 — января 1849 на «совещаниях пяти» (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовительной пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими П. Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политический строй России. С этой целью Милюков написал переложение из «Слов верующего» Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев — «Солдатскую беседу» о бесправном положении солдат, Филиппов — «Десять заповедей» о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и «Письмо Белинского к Гоголю», впервые прочитанное публично в кружке П. на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 апреля 1849. П. провозгласили себя борцами за социалистическое общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистической пропаганды с борьбой против самодержавия.
По доносу провокатора П. были арестованы 23 апреля 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы военным судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. были амнистированы и к началу 60-х гг. все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражданских правах. Некоторые П. вернулись к общественной борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).
Общие предпосылки мировоззрения П. (утопический социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их философских, социально-политических и литературных исканий. В области философии многие П. испытали влияние Белинского и Герцена, некоторые из них стали материалистами и атеистами. Экономические требования П. не выходили за рамки задач буржуазного развития России. Выступая за промышленное развитие и ликвидацию крепостного права, П. расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Основному революционному ядру П., связывавшему будущее страны с развитием крестьянского хозяйства (Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.), противостояли либеральные попутчики (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего хозяйства. Наиболее радикальными были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации земли и важнейших отраслей промышленности. Выступая с критикой западноевропейского капитализма, П. признавали его относительную прогрессивность и видели в нём «преддверие» социализма. Вслед за Фурье, П. считали, что социалистический строй соответствует природе человека, но в отличие от западноевропейских утопических социалистов надеялись достичь его революционным путём. Большинство П. не разделяли теории некапиталистического развития, выдвинутой Герценом, и только некоторые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крестьянской общине. Социализм П. сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнической борьбы. П. понимали, что коренная перестройка общественных отношений в России невозможна без политических преобразований. Они мечтали о республике или, как минимум,— о конституционной монархии. В отличие от декабристов, П. считали народ главной силой революции.
Идеи П. отразились в поэтическом творчестве Плещеева, Пальма, Ахшарумова, Дурова, в ранней прозе Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестях Салтыкова («Противоречия» и др.), журнальных статьях В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Влияние идей П. коснулось молодого Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, А. Н. Майкова.
Источн.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 1—3, М.— Л., 1926—28; Дело петрашевцев, т. 1—3, М.— Л., 1937—51; Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.
Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Лейкина-Свирская В. Ф., Петрашевцы, М., 1965; Усакина Т. И., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; История философии в СССР, т. 2, М., 1968.
В. Ф. Лейкина-Свирская, Е. М. Филатова.

Советская историческая энциклопедия:

Участники кружка М. В. Петрашевского и связанных с ним кружков 40-х гг. 19 в.; в более широком смысле — единомышленники, сторонники демократич. и социалистич. идей, пропаганда к-рых велась в этих кружках. Кружки П. возникли в период обостренного кризиса крепостничества в николаевскую эпоху. В деятельности П. отразилось стремление демократич. интеллигенции к борьбе за переустройство крепостнич. и самодержавной России. В. И. Ленин приурочивал к кружкам П. возникновение социалистич. интеллигенции в России (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим. (т. 7, с. 26, прим.)). Кружки П. стояли в начале процесса формирования революц.-демократич. лагеря, идеологами к-рого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Знакомство с П. оказало большое влияние на студента Н. Г. Чернышевского.
=====
Собрания у Петрашевского начались в 1844, а с осени 1845 приняли регулярный характер ("пятницы"). Кружок не имел организац. рамок. Его посещали студенты, учителя, чиновники, писатели и журналисты, художники, офицеры, в т. ч.: С. Ф. Дуров, А. П. Баласогло, И. М. и К. М. Дебу, А. В. Ханыков, Д. Д. Ахшарумов, Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львов, Н. А. Спешнев, М. Е. Салтыков, В. Н. Майков, В. А. Милютин, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский, П. Н. Филиппов, И. Л. Ястржембский, Ф. Г. Толь, В. А. Головинский, Н. С. Кашкин и др. В течение 1845-49 изменялись и развивались задачи кружка: от целей самообразования и знакомства с теориями утопич. зап.-европ. социализма к пропаганде передовых социально-политич. идей в возможно широкой среде и, наконец, к определению своего отношения к ожидаемой крест. революции. Решающим толчком в созревании революц. настроений П. были события 1848 в Зап. Европе, рост крест. протеста и обострение внутр. положения в России. В 1848 пропаганда на "пятницах" усилилась (атеистич. доклады Спешнева и Толя, цикл лекций об основах политич. экономии Ястржембского). Возникли новые кружки П.: с нояб. 1848 кружок, собиравшийся преим. у Кашкина, занимался изучением Ш. Фурье, а с весны 1849 — лит.-музыкальные вечера на квартире Дурова, где в центре внимания очень быстро оказались политич. вопросы. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались выяснить наиболее перспективный стратегич. план руководства крест. восстанием. Предполагалась возможность начать восстание в Сибири, откуда оно должно было перекинуться в др. районы с давними традициями нар. движений и закончиться свержением царской власти. В дек. 1848 — нач. 1849 в узкой группе П. (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, К. Дебу, Львов) обсуждался вопрос о создании тайного об-ва, его программе и тактике. Обнаружились разногласия по поводу ближайших целей об-ва между сторонниками подготовит. пропагандистской работы и Спешневым, к-рый стоял за восстание. Несмотря на безрезультатность этих "совещаний пяти", мысль о необходимости нелегальной орг-ции была близка многим П., в т. ч. участникам кружка Дурова. Чл. кружка Дурова были написаны агитац. произв.: учителем А. П. Милюковым — переложение из "Слов верующего" Ф. Ламенне, обличавшее духовенство (не сохранилось); офицером Н. П. Григорьевым — "Солдатская беседа" ("Былое", 1906, No 5), рассказ о бесправном положении солдат рус. армии (обсуждалась 2 апр. 1849 на квартире Спешнева), и студентом П. Н. Филипповым — "Десять заповедей" ("Полярная звезда", 1861, кн. 7, в. 1), о положении крепостного крестьянства (не закончено). Эти соч. свидетельствуют о поисках П. форм действенной агитации среди солдат и крестьян. Для осуществления издат. планов возникла хорошо законспирированная группа во главе со Спешневым, включавшая в качестве будущих авторов Достоевского и Милютина. С помощью Филиппова было собрано оборудование для небольшой тайной типографии. Действия П. были ускорены знакомством с письмом Белинского к Н. В. Гоголю, к-рое было включено в число произведений для нелегальной печати и распространялось П. среди петерб. интеллигенции.
=====
Участники кружка Кашкина 7 апр. 1849 (в день рождения Ш. Фурье) устроили торжеств. обед в честь великого утописта, явившийся политич. демонстрацией. П. провозгласили себя борцами за социалистич. общество, причем Петрашевский подчеркнул необходимость в рус. условиях соединения пропаганды социалистич. идей с политич. пропагандой против самодержавия. П. решили перевести и издать осн. соч. Фурье — "Теория всеобщего единства". В апр. 1849 на "пятницах" обсуждался вопрос о неотложности реформ и о неизбежности крест. восстания в близком будущем, если не будет отменено крепостное право. Многие П. "оправдывали бунт", по выражению Филиппова, фактически ставя вопрос об участии революц. интеллигенции в нар. восстании.
=====
Посетители Петрашевского были арестованы 23 апр. 1849. По делу П. привлечено к следствию 123 чел., из к-рых 32 отданы под секретный надзор, двое умерли в тюрьме, один (студент А. Д. Толстов) отправлен унтер-офицером в Кавк. корпус, 22 чел. преданы воен. суду. По заключению ген.-аудиториата подлежали расстрелу 21 чел. После обряда приготовления к смертной казни на Семеновском плацу (23 дек. 1849), по конфирмации Николая I П. были сосланы на разные сроки на каторгу, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. С кон. 50-х гг. были постепенно амнистированы. Нек-рые П. вновь участвовали в обществ. борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), боролись за интересы крестьян против крепостников (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).
=====
П. не имели выработанной программы. Они не составляли организованное об-во. Идеология, к-рую они представляли, еще складывалась. Но наиболее активные П. уже отходили от клас. ограниченности дворянской революционности и поставили по-новому ряд обществ. вопросов, решение к-рых было найдено революционерами 60-х гг. Док-ты П. позволяют проследить развитие их взглядов. Это — Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав рус. яз. (в. 1-2, 1845-46), со статьями В. Майкова и Петрашевского, филос. письма Спешнева Э. Хоецкому, ст. В. Милютина по вопросам политич. экономии, лит. творчество писателей и поэтов-П. — Салтыкова, Достоевского, Дурова, Плещеева, Пальма и др., заметки Момбелли, дневник Ахшарумова, проекты и неоконченные работы Баласогло, проекты Петрашевского по крест. вопросу, доклады и речи Ахшарумова, Ханыкова, Кашкина, Толя, письмо Петрашевского Тимковскому, агитац. произв. Григорьева и Филиппова, донесения полицейских агентов о выступлениях П. и, наконец, следств. показания П., а также отражение их взглядов в мемуарной лит-ре. В филос. воззрениях ряда П. заметно влияние работ Герцена. Нек-рые из них — материалисты, атеисты, борцы против обскурантизма, уверенные в познаваемости не только природы, но и законов обществ. развития, к-рые связывали с природой человека. П. признавали себя социалистами. Осн. условие счастья человека — гармоническое развитие его способностей и удовлетворение его материальных и духовных потребностей — могло быть достигнуто, по мнению П., лишь полной перестройкой существующих обществ. отношений, уничтожением социальной несправедливости и эксплуатации. Борьбу за преобразование общества П. считали неотъемлемой духовной потребностью сознательного человека. Вслед за великими утопистами считали, что обществ. развитие идет диалектически, сменами фаз подъема и упадка, но в направлении эпохи социализма. П. улавливали связь обществ. теорий с порождавшей их ист. социальной обстановкой. Не имея возможности понять революц. роль пролетариата, они ошибочно, как и Герцен, пытались связать теорию социализма с существованием сел. общины в России. Политич. идеалом П. была республика или, как минимум, конституц. монархия с фиктивной властью царя. Хотя П. идеализировали бурж. демократию (до 1848), они видели задачи подлинной демократии не в формальном равенстве, а в экономич. благосостоянии трудящихся масс. В противоположность декабристам, считали народ гл. силой революции. В дневнике Ахшарумова высказана мысль о необходимости привлечения крестьянства к политич. борьбе и участию в выборной всенар. власти. П. искали революц. элементы в различных слоях, на к-рые можно было бы опираться в революц. борьбе. Они понимали необходимость революц. орг-ции и признавали ее первоочередной задачей подготовку революц. деятелей.
=====
В вопросах о методах и тактике борьбы между П. не было единогласия. Однако признание П. необходимости нар. восстания для уничтожения крепостничества — наиболее ценное достижение обществ. мысли того времени, полностью усвоенное революционерами 60-х гг. Во взглядах П. тесно сплетались идеи формировавшегося революц. демократизма, отражавшие задачи бурж.-демократич. революции, стоявшие перед крепостной Россией, и идеи утопич. социализма, отражавшие чаяния крестьянства, боровшегося за свое освобождение.
=====
Первым историком П. был Герцен, сначала считавший их продолжателями дела декабристов, позже поставивший в одну линию с революционерами-разночинцами "новой России". Реакц. концепция опасного "заговора петрашевцев" создана И. П. Липранди. Ее следствием был цензурный запрет темы П., продолжавшийся до 1905. Бурж.-либеральная историография трактовала П. как либералов, увлеченных книжными теориями зап.-европ. социализма (А. Н. Пыпин, С. А. Венгеров и др.). Социализм П. считался противоречащим их политич. тенденциям (H. С. Русанов). Большой вклад в изучение истории П. внес В. И. Семевский, впервые получивший доступ к архивным источникам. Недостатком работ Семевского, К. А. Пажитнова, П. Н. Сакулина было изучение взглядов П. в отрыве от ист. и обществ. условий. Попытки связать движение П. с клас. борьбой были сделаны M. H. Покровским, но он по-прежнему изображал их либералами. В дальнейшем развитии сов. наука по-новому оценила ист. значение П., и объективно революц. роль П. получила признание. Однако в работах 30-х гг., с одной стороны, еще преувеличивался удельный вес либеральных элементов в кружках П. ("правое крыло"), делались неправильные обобщения о реформистском характере их деятельности (Н. P. Бельчиков и др.), а с др. стороны — раздувалась революц. организованность П., кружки к-рых изображались как тайное об-во. Постепенно была выработана концепция, выдвигавшая в деятельности П. осн. черты развивающегося революц.-демократич. течения (А. С. Нифонтов); но эти же черты неисторически изображались в виде оформленного революц.-демократич. мировоззрения отдельных П. (Ф. Г. Никитина, В. Е. Евграфов). Вопросы о корнях утопич. социализма на рус. почве и о связи его с борьбой против крепостничества, о П. как представителях формирующегося революц.- демократич. лагеря, разрабатывали И. Г. Блюмин, А. М. Левитов, В. С. Мартыновская, И. И. Зиль-берфарб, Н. В. Минаева, В. Р. Лейкина-Свирская, И. А. Федосов и др.
=====
Источн.: Петрашевцы. Сб. мат-лов, т. 1-3, М.-Л., 1926-28 (библ. о П. в т. 3); Бельчиков Н. P., Достоевский в процессе петрашевцев, М.-Л., 1936; Дело петрашевцев, т. 1-3, М.-Л., 1937-51, Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957; Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев (М.), 1953; Львов Ф. Н. и Петрашевский М. В., Записка о деле петрашевцев, "Лит. наследство", т. 63, М., 1956; Рассказ А. Н. Майкова о Ф. М. Достоевском и петрашевцах, "ИА", 1956, No 3.
=====
Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; его же, Следствие и суд по делу петрашевцев, "Рус. зап.", 1916, No 9-11; Райский Л., Социальные воззрения петрашевцев, Л., 1927; Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; его же, Россия и революция 1848 г., в сб.: Революции 1848-1849 гг., т. 2, М., 1952; Евграфов В. Е., Обществ.-политич. и филос. взгляды петрашевцев, в сб.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; Лейкина-Свирская В. Р., Петрашевцы, M., 1965; ее же, Революц. практика петрашевцев, ИЗ, т. 47, М., 1954; ее же, О характере кружков петрашевцев, "ВИ", 1956, No 4; ее же, Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х гг. XIX в., "ИСССР", 1958, No 1; ее же, Утопич. социализм петрашевцев, в сб.: История социалистич. учений, М., 1964; Минаева Н. В., Идеи утопич. социализма во взглядах петрашевцев, "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та", 1957, т. 78; Федосов И. A., Революц. движение в России во второй четв. XIX в., М., 1958; Мартыновская В. С., Социально-экономич. воззрения петрашевцев, в сб.: История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; ее же, К вопросу о рус. утопич. социализме 40-х гг., "ВЭ", 1958, No 8; Фруменков Г. Г., Польский вопрос во взглядах петрашевцев, "НДВШ. ИН", 1958, No 3; Бортников А. И., Петрашевцы и польское нац.-освободит. движение, "КСИС", в. 42, М., 1964; Усакина Т., Петрашевцы и лит.-обществ. движение сороковых годов XIX в., (Саратов), 1965; Зильберфарб И. И., Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистич. мысли первой пол. XIX в., M., 1964; Буцик А. К., Петрашевцi К., 1962; Sliwowska W., Sprawa pietraszewcw, Warsz., 1964; См. также лит. к статьям об отдельных петрашевцах.
=====
В. Р. Лейкина-Свирская. Ленинград.

Толковый словарь Кузнецова:

петрашевцы
ПЕТРАШЕВЦЫ -ев; мн. собир. Общество разночинной молодёжи в Петербурге в 1844 — 1849 гг., занимавшей демократические и социалистические позиции (по фамилии его организатора М.В.Петрашевского).
Петрашевец, -вца; м.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru