Определение слова «Львов»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЬВОВ — город на Украине, центр Львовской обл. Железнодорожный узел. 802,2 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка (автобусы, сельскохозяйственные машины, теле-, радиоаппаратура, станки, приборы и др.) — легкая, пищевкусовая, полиграфическая, нефтеперерабатывающая, химическая и химико-фармацевтическая промышленность. 10 вузов (в т. ч. университет, консерватория). Западный научный центр АН Украины. 4 театра (в т. ч. театр оперы и балета). 12 музеев (в т. ч. музеи украинского искусства, народных архитектуры и быта, этнографии и художественных промыслов, картинная галерея., литературно-мемориальный музей И. Франко). Известен с 1256. С 14 в. в Польше, с 1772 в Австрии (название Лемберг). С 1918 в Польше, с 1939 в составе Украины. Кафедральный готический собор (14-15 вв.) с ренессансными капеллами Боимов и Кампианов (обе 17 в.) — часовня Трех святителей (16 в.) — "Черная каменица" (кон. 16 — нач. 17 вв.) в стиле Возрождения, барочные арсенал (18 в.) — костелы бернардинцев (17 в.) — иезуитов (17 в.) — доминиканцев (18 в.) — собор св. Юра (18 в.).
ЛЬВОВ (Lwoff) Андре Мишель (р. 1902) — французский генетик и вирусолог, иностранный член АМН СССР (1967). Внес существенный вклад в развитие учения о латентных вирусных инфекциях, объяснил явление лизогении. Исследования Львова легли в основу теории регуляции синтеза белка Ф. Жакоба и Ж. Л. Моно. Нобелевская премия (1965, совместно с Жакобом и Моно).

Словарь географических названий:

(польское Львув, немецкое Лемберг, французское Леополь), Львів, адм. центр Львовской обл., главный культ., религиозный, полит. и экон. центр Зап. Украины. 733 тыс. жителей (2001). Основан в 1256 г. князем Даниилом Галицким (назван в честь его сына Льва), стал центром Галицко-Волынского княжества; магдебургское право с 1356 г.; в 1387–1772 гг. в составе Речи Посполитой, в 1772–1918 гг. – Австрии, в 1918–39 гг. – Польши; с 1939 г. Украины.
Город располагается в долине р. Полтва (спрятана в трубу), имеет холмистый рельеф. Центр города – архит. заповедник-музей. Соборы: униатский Св. Юра (1770), армянский (1370), кафедральный (1479); костёлы: Св. Мартина (1736), Св. Иоанна Крестителя (XIV в.), Марии Снежной (XIV в.), бернардинцев (1630), доминиканцев (1764), иезуитов (1630); монастыри бенедиктинок (1616), бернардинцев, иезуитов; церкви Св. Николая (XIII в.), Св. Онуфрия (1463), Св. Параскевы-Пятницы (XV в.), Преображенская, Успенская (XVI в.), Св. Петра и Павла (1786); часовни Боимов (1615), Кампианов (1619). Ансамбль площади Рынок (с ратушей, зданиями в стиле ренессанса, барокко, ампир); дворец Корнякта (1580), здания городского и королевского арсеналов, Пороховой башни, иезуитской коллегии, ун-та (1881), вокзала (1904), банков и правительственных зданий XIX–XX вв., оперного театра и многие др.; на ЮЗ., в районе Стрыйского парка, много особняков и дач аристократии, австрийской и польской архитектуры конца XIX – начала XX в. Резиденция кардинала украинской греко-католической церкви (собор Св. Юра); конгрегации православной (киевского и московского патриархата), римско-католической, евангелистской, баптистской, адвентистской и иудейской церквей. Центр окружён холмами. В XIX–XX вв. вокруг центра возникли предместья, в 1960–80-е годы выросли новые жилые массивы. Самый красивый вид на Л. открывается с вершины горы Высокий Замок. Маш-ние, эл.-техн. и приб-ние, хим., фармацевт., строит., меб., стек., керамическая, лёгкая и пищ. пром-сть; пр-во муз. инструментов. Аэропорт, узел ж. д. Зап. научный центр Нац. АН Украины; ун-т (1661), 8 вузов; консерватория. 15 музеев, в т.ч. исторический, арсенал, нац. картинная галерея, истории религии, этнографии и худож. промыслов, народной архитектуры и быта, старинная аптека; мемориальные: живописца И. И. Труша, писателя И. Я. Франко, певицы С. А. Крушельницкой. Лычаковское мемориальное (захоронены многие известные поляки и украинцы; мемориал польским повстанцам) и Яновское кладбища. Памятники поэтам Адаму Мицкевичу, Тарасу Шевченко, первопечатнику Ивану Фёдорову, жертвам львовского гетто.

Архитектурный словарь:

Николай Александрович (1751-1803) — видный деятель русской культуры, член Российской академии и почетный член петербургской Академии художеств. Многообразное архитектурное творчество Львова оказало влияние на формирование русского классицизма. Из работ его в Петербурге известны Невские ворота Петропавловской крепости (1782), дом поэта Г. Р. Державина на Фонтанке, Троицкая церковь (Кулич и Пасха) в Невском районе. Задачи градостроительства Львов решает, возводя здание Почтамта (1789), охватившее единым архитектурным комплексом значительное пространство городской территории. Львов строил городские и загородные жилые дома и много небольших церквей, работал и в области садово-паркового строительства, мастерски объединяя архитектуру с окружающим пейзажем. В парке Гатчины сохранился построенный им Приоратский дворец. Примечательно, что стены Приората возведены земляным строением путем набивки земли между щитами, через каждые 5-6 см. слой земли заливался известью. Землебитные работы были закончены через три месяца после начала строительства, осенью 1798 г. До сего дня здание сохранило все свои основные конструкции.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

I
(Lwoff)
Андре Мишель (родился 8.5.1902, Эне-ле-Шато, департамент Алье), французский микробиолог. Окончил медицинский факультет Парижского университета; работал в Пастеровском институте в Париже (1921—58), с 1959 профессор Парижского университета, с 1969 директор Национального института исследований рака. Президент международной ассоциации микробиологических обществ (1962—70). Основные исследования по ростовым факторам микробов, физиологии вирусов, индукции и репрессии ферментов. Доказал (совместно с А. Гутман) наследственную природу лизогении (См. Лизогения), связав её с существованием в лизогенных бактериях неинфекционной формы вируса (Профага); открыл способность ультрафиолетовых лучей индуцировать развитие профага (1950, совместно с другими). Член ряда зарубежных АН, иностранный член АМН СССР (1967). Нобелевская премия за исследования по регуляции синтеза белка у бактерий (1965; совместно с Ф. Жакобом и Ж. Моно).
Соч.: L’volution physiologique, P., 1944; Problems of morphogenesis in ciliates, N. Y. — L., 1950; Lysogeny, «BacteriologicalReviews», 1953, v. 17, № 3, p. 269—337; The concept of virus, «Journal of General Microbiology», 1957, v. 17, № 2, p. 239—253; Biological order, Camb., 1965; The specific effectors of viral development, «Biochemical Journal», 1965, v. 96, № 9, p. 289—301.
Я. А. Парнес.
II
Георгий Евгеньевич [21.10(2.11).1861 — 7.3.1925, Париж], князь, русский политический деятель, крупный помещик, примыкал к кадетам. Юрист по образованию. В 1886—93 служил в министерстве внутренних дел. Председатель Тульской губернской земской управы (1902—05), участник земских съездов 1904—05. Организатор общеземской помощи раненым в русско-японскую войну 1904—05. Депутат 1-й Государственной думы. В период 1-й мировой войны председатель Всероссийского земского союза и один из руководителей буржуазно-помещичьего объединённого комитета — Земгора (см. Земский и городской союзы). После Февральской революции 1917 (до июльских дней 1917) глава двух первых кабинетов буржуазного Временного правительства; проводил антинародную империалистическую политику и выступал за «решительные» меры борьбы с революционным движением. После Октябрьской революции 1917 эмигрировал во Францию; во время Гражданской войны 1918—20 глава контрреволюционного Русского политического совещания в Париже.
III
Михаил Дмитриевич [10(22).10.1848, Саратов, — 31.3(12.4). 1899, Петербург], русский химик. Ученик и ближайший помощник А. М. Бутлерова. В 1871 окончил Петербургский университет, с которым и была в основном связана вся его последующая деятельность. Профессор Петербургского технологического института (с 1896). Л. впервые (1870) синтезировал неопентан и сравнил свойства всех трёх изомеров пентана. Изучал хлорирование, окисление, полимеризацию и другие реакции непредельных органических соединений. Открыл (1883), что при хлорировании этиленовых углеводородов образуются непредельные хлориды аллильного типа, и подробно изучил эту реакцию, используемую ныне для промышленного синтеза глицерина.
Лит.: Лебедева А. И., Михаил Дмитриевич Львов, «Вестник ЛГУ», 1949, № 3, с. 114—121.
IV
Николай Александрович [4(15).3.1751, имение Никольское-Черенчицы, близ Торжка, ныне Калининской области, — 21 или 22.12.1803 (2 или 3.1.1804), Москва], русский архитектор и теоретик архитектуры, график, поэт, музыкант, изобретатель. Образование получил главным образом самоучкой; архитектуру изучал самостоятельно. Член Российской академии (с 1783) и почётный член петербургской АХ (с 1786). Представитель русского Классицизма 2-й половины 18 в. В теоретических высказываниях Л. призывал творчески осваивать классическое наследие, тщательно учитывать конкретные бытовые и природные условия страны. В архитектурном творчестве Л. (усадьбы, особняки, церкви и т.д.) преобладают компактные центрические купольные здания с лаконичным декоративным оформлением. Работы: Невские ворота Петропавловской крепости (1784—87) и почтамт (1782—89) в Ленинграде, Борисоглебский собор (1785—96) в Торжке; усадебные комплексы на территории Московской, Калининской и Новгородской областей; землебитный Приоратский дворец (1798—99) в Гатчине; иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (тушь, Русский музей, Ленинград). Л. — один из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве. Разрабатывал способы землебитного строительства, отопления и вентиляции зданий. Занимался также вопросами экономики, поисков и разработки залежей каменного угля.
В поэтическом творчестве Л. (стихи, поэмы, басни, тексты комических опер) сказалось влияние отчасти сентиментализма, отчасти зарождавшегося русского романтизма. Стремясь приблизить поэзию к народному творчеству, Л. широко использовал народную лексику, тонические размеры. В созданный им текст для комической оперы «Ямщики на подставе» (издана и поставлена 1787) включены записи ямщицких песен. Л. составил двухтомное нотное «Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач» (1790). Издал один из первых переводов исландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793); переводил также произведения Петрарки, Сафо и др.
Илл. см. также при ст. Лавис.
Соч.: Русская пиростатика или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов, ч. 1—2, СПБ, 1795—99; Трактат о садово-парковом искусстве [СПБ, между 1797 и 1799]; Предисловие и примечания к первой книге трактата А. Палладио, [СПБ], 1798; [Соч.], в книге: Поэты XVIII в., т. 2, Л., 1972.
Лит.: Коплан Б. И., К истории жизни и творчества Н. А, Львова, «Известия АН СССР», 1927, т. 21; Кулакова Л. И., Н. А. Львов, в книге: История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. — Л., 1947; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII в., т. 1—2, М., 1952—53 (см. указатель имён]; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М., Архитектор Н. А, Львов, М., 1961; Никулина Н. И., Н. Львов, Л., 1971.

Н. А. Львов. «Вид выборгского замка». Гравюра лависом. 1783.

Н. А. Львов. Церковь-мавзолей в усадьбе Никольское-Черенчицы (ныне с. Никольское под Торжком). 1789—1804.
V
Николай Николаевич (1867—1944), русский политический деятель, крупный помещик. Юрист по образованию. В 1893—1900 предводитель дворянства Саратовской губернии, с 1899 председатель губернской земской управы. Один из основателей буржуазно-либерального «Союза освобождения» (См. Союз освобождения), участник земских съездов 1904—05. В 1906 член ЦК партии кадетов, но, разойдясь с ними по аграрному вопросу и о гражданском равноправии, вышел из партии, эволюционировав вправо. Один из учредителей так называемого «Мирного обновления партии» (см. Мирнообновленцы). Депутат 1-й, 3-й и 4-й Государственной думы (в 3-й Думе — один из основателей партии «прогрессистов» (См. Прогрессисты), а в 4-й — товарищ председателя Думы). В 1917 входил в руководство «Союза помещиков». Во время Гражданской войны 1918—20 журналист-черносотенец в белой армии, с ноября 1920 — белоэмигрант, ярый враг Советской власти.
VI
Сергей Дмитриевич [20.9(2.10).1879, Казань, — 6.1.1959, Ленинград], советский ботаник, член-корреспондент АН СССР (1946). Член КПСС с 1946. Окончил Петербургский университет (1911). Ученик В. И. Палладина. Работал в Лесном институте (1911—15), с 1915 — в Петроградском университете (с 1924 — ЛГУ), в 1931—59 заведующий кафедрой физиологии растений. Основные труды по обмену веществ у растений (роль ферментов в процессе дыхания и брожения, биохимические основы засухоустойчивости и др.).
Лит.: Солдатенков С. В., С. Д. Львов, «Физиология растений», 1959, т. 6, в. 2.
VII
Федор Николаевич [11(23).8.1823, Рязанская губерния, — 23.5(4.6).1885, Петербург], русский революционер, петрашевец. Из дворян. Штабс-капитан лейб-гвардии Егерского полка, репетитор по химии в кадетском корпусе. Участник кружков Н. А. Момбелли, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Арестован в апреле 1849 по делу петрашевцев (См. Петрашевцы). Приговорён к расстрелу, замененному 12 годами каторжных работ, которые отбывал в Шилкинском, Александровском и Нерчинском заводах. По амнистии 1856 вышел на поселение. В Сибири занимался химическими и техническими исследованиями, сотрудничал в иркутской печати. В 1861—62 опубликовал в «Современнике» «Выдержки из воспоминаний ссыльно-каторжного». Возвратился в Петербург в 1863. В 1871—82 секретарь Русского технического общества и редактор его «Записок».
Лит.: Дело петрашевцев, т. 1, М. — Л., 1937.
VIII
город, центр Львовской области УССР. Расположен в холмистой местности, на водоразделе рек Буг и Днестр. Узел железных (линии на Киев, Одессу, Мостиску, Ивано-Франковск — Черновцы, Стрый — Чоп и другие) и шоссейных дорог. Аэропорт. Город делится на 5 городских районов. 594 тысяч жителей в 1973 (340 тысяч в 1939, 411 тысяч в 1959).
Впервые упоминается в летописи под 1256. Основан галицко-волынским князем Даниилом Романовичем (См. Даниил Романович), давшим городу имя сына Льва. В 13—14 веках Л. — крупный ремесленно-торговый центр; население Л. активно боролось против монголо-татар. В 1356 добился магдебургского права (См. Магдебургское право). В 1349 захвачен польскими феодалами; в 1370—87 в составе Венгрии, с 1387 — снова у Польши. В 16 веке возникло Львовское братство (см. Братства), которое сыграло значительную роль в борьбе украинского народа против польско-шляхетского национально-религиозного угнетения. В 1704 город взят шведами. При 1-м разделе Речи Посполитой (1772) в составе Галиции отошёл к Австрии и был назван Лемберг. Во время буржуазной революции в Австрии, в ноябре 1848, во Л. произошло восстание. С развитием капитализма Л. — промышленный, торговый и культурный центр Галиции. В 1867—1918 в составе Австро-Венгрии. На рубеже 19—20 веков во Л. жил и работал украинский писатель, революционер-демократ И. Я. Франко. В 1901—03 Л. — один из пунктов, через которые ленинская газета «Искра» нелегально переправлялась в Россию. 2 июня 1902 во Л. произошли уличные бои между рабочими и австрискими войсками. Во время 1-й мировой войны 1914—18 Л. с сентября 1914 по июнь 1915 был занят русскими войсками. После распада Австро-Венгрии власть во Л. захватила буржуазно-националистическая «Национальная рада» (1 ноября 1918), провозгласившая образование в Галиции так называемой «Западно-украинской народной республики». 21 ноября 1918 Л. захватила панская Польша; в 1919—39 — административный центр Львовского воеводства. Под руководством Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) трудящиеся города боролись за своё социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Советской Украиной (политические демонстрации 1922, стачки 1929—30 и др.). 22 сентября 1939 Л. освободила Красная Армия и с 1939 (год воссоединения Западной Украины с УССР) Л. — областной центр УССР. 30 июня 1941 Л. был захвачен немецко-фашистскими войсками, нанёсшими городу большой ущерб. Освобожден Советской Армией 27 июля 1944 (см. Львовско-Сандомирская операция 1944). Уже в первую послевоенную пятилетку под руководством Коммунистической партии и при братской помощи русского народа город и его промышленность были полностью восстановлены. В последующие десятилетия во Л. получили дальнейшее развитие экономика, наука и культура. В 1971 город награжден орденом Ленина.
Современный Л. — крупный промышленный центр Украины. В 1972 валовая продукция промышленности увеличилась по сравнению с 1940 в 61,7 раза. Ведущее место занимает сложное машиностроение; в его составе выделяются предприятия автомобильной промышленности и подъёмно-транспортного машиностроения (заводы: автобусный, автопогрузчиков, конвейерно-строительный), радиопромышленности (телевизионный завод), электронной промышленности (завод кинескопов), медико-инструментальной промышленности (завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры), сельскохозяйственного машиностроения («Львовсельмаш»), газовой аппаратуры и другие. Заводы: «Львовприбор», биофизических приборов, инструментальный, фрезерных станков, алмазного инструмента. Крупные предприятия лёгкой (производство обуви, трикотажа, швейных изделий), пищевой (молочный, масложировой, мясной комбинаты, пивоваренный и винодельческий заводы, кондитерские фабрики и др.) промышленности. Имеются стекольные керамические заводы, предприятия по производству железобетонных изделий, нефтеперерабатывающий, химико-фармацевтический, лакокрасочный заводы и предприятия полиграфической промышленности, производство мебели, картона, музыкальных инструментов и др.
Ранние памятники архитектуры Л. сохранились либо в почти полностью перестроенном виде (костёлы Марии Снежной и Иоанна Крестителя), либо в фрагментах, включенных в позднейшие постройки (белокаменная церковь св. Николая — все три храма известны с 13 века), или в руинах. В центральных кварталах Л. вокруг площади Рынок много памятников гражданской (преимущественно жилой) и культовой архитектуры (главным образом 16—19 веков): готический кафедральный собор (1360—1493, архитектор П. Штехер, М. Гром и другие, реставрирован в 18 веке; скульптурное убранство и росписи — ренессанс и барокко; скульптурные надгробия и резные алтари 16—17 веков) с капеллами (усыпальницами) в стиле ренессанс — Боимов (1609—17) и Кампианов (1609—29, архитектор Павел Римлянин); Армянский собор [первоначальное ядро (1363—70) в духе армянской архитектуры 12—13 веков]; в стиле ренессанс — комплекс сооружений Львовского братства [Успенская церковь (1591—1631, архитекторы П. Римлянин, В. Капинос, А. Прихильный), колокольня (башня) Корнякта (1572—78, архитектор П. Барбон), часовня Трёх святителей (1578—91)], комплекс жилых зданий на площади Рынок (в том числе «Черная каменица», конец 16 — начало 17 веков; дом Корнякта, 1580, архитектура в стиле классицизма — Рынок (ныне горсовет; 1827—35 перестроена), жилые дома конца 18 — начала 19 веков (в том числе на улицах Армянской, Краковской, Театральной). В стиле барокко — костёлы бернардинцев (1600—30, архитекторы П. Римлянин и А. Прихильный) и доминиканцев (1749—64, архитекторы Ян де Витт и М. Урбаник), Королевский арсенал (ныне областной архив; 1630-е годы, архитектор П. Гродзицкий), собор св. Юры (1744—70, архитекторы Б. Меретин, С. К. Фессингер). Со 2-й половины 19 века Л. застраивался эклектичными и стилизаторскими зданиями: бывшее здание Галицкого сейма (ныне Львовский университет имени И. Франко; 1877—81, архитектор Ю. Гохбергер), Львовский академический театр оперы и балета имени И. Франко (1897—1900, архитектор З. Горголевский), бывшее здание страхового общества «Днестр» (1905, архитекторы И. И. Левинский, А. О. Лупшинский и другие). В советское время по генеральному плану строительства и реконструкции Львова (утвержден в 1956; скорректирован в 1966, архитекторы А. В. Барабаш, А. И. Станиславский, И. С. Персиков и другие) ведётся большое жилищное строительство (в том числе жилой район по улице Богдана Хмельницкого, 1962—73, архитекторы Н. В. Микула и Я. И. Назаркевич), возводятся общественные здания (корпуса — химико-технологического факультета, 1968, архитектор Н. В. Микула, и лабораторный с библиотекой, 1972, архитекторы П. П. Марьев, Г. И. Рахуба-Козюра, Р. П. Юхтовский — Львовского политехнического института; гостиница «Львов», 1969, архитекторы А. Д. Консулов, П. П. Конт, Л. Д. Нивина). Памятники: В. И. Ленину (бронза, гранит, 1952, скульптор С. Д. Меркуров); А. Мицкевичу (бронза, гранит, 1905, скульпторы А. Л. Попель, М. И. Паращук); «Холм Славы» — архитектурно-скульптурный комплекс кладбища советских воинов (1946—52, архитекторы А. В. Натальченко и Г. Л. Швецко-Винецкий, скульпторы М. Г. Лысенко и В. Ф. Форостецкий); памятник И. Франко (гранит, 1964, скульпторы В. Н. Борисенко, Д. П. Крвавич, Э. П. Мисько, В. П. Одрихивский, Я. И. Шека, архитектор А. М. Шуляр); Монумент боевой славы Советских Вооруженных Сил (бронза, гранит, 1971, скульпторы Д. П. Крвавич, Э. П. Мисько, Я. Н. Мотыка, художник-монументалист А. П. Пирожков, архитекторы М. Д. Вендзилович и А. С. Огранович); памятник Я. Галану (бронза, гранит, 1972, скульптор А. П. Пылев, архитектор В. И. Блюсюк).
Л. — один из крупных культурных центров Украины. Имеется 10 вузов (в том числе университет, политехнический, медицинский, полиграфический, лесотехнический, сельскохозяйственный институты) и 26 средних специальных учебных заведений. В Л. организован Западный научный центр АН УССР. В городе около 40 научно-исследовательских учреждений, в том числе 11 в системе АН УССР.
В 1971 в Л. работали: Академический театр оперы и балета имени И. Франко, Украинский драматический академический театр имени М. Заньковецкой (с драматической студией), Театр юного зрителя, Театр Советской армии, Театр кукол. Имеются цирк, филармония (в составе которой симфонический оркестр, хоровая капелла «Трембита», эстрадные коллективы), консерватория с оперной студней, музыкальное училище, хореографическая школа, народные театры. Имеется 10 музеев, в том числе: филиал Центрального музея В. И. Ленина, Исторический музей, Львовский музей украинского искусства, картинная галерея (основана в 1907; русское, украинское и западноевропейское искусство 14—20 веков), Музей этнографии и художественных промыслов АН УССР (создан в 1951; преимущественно украинское декоративно-прикладное искусство 16—20 веков), Музей народной архитектуры и быта (основан в 1971; деревянная архитектура западных областей Украины). Телецентр.
Лит.: Островский Г. С., Львов..., Л. — М., 1965; Деркач И. С., Львов, перевод с украинского, [Львов], 1969: Очерки истории Львовской областной партийной организации, 2 изд., Львов, 1969: Нельговський Ю. П., Шуляр А. М., Львiв, Київ, 1969.
С. К. Килессо (архитектура), О. И. Шаблий.

Дворец культуры им. Ю. Гагарина. 1961. Проект реконструкции — архитектор Л. Д. Нивина.

Первый учебный корпус Львовского политехнического института. 1964. Архитекторы Р. Н. Липка, А. М. Рудницкий.

Жилые дома в районе Любинской улицы. 1968—71. Архитектор Л. Д. Нивина.

Памятник А. Мицкевичу. Бронза, гранит. 1905. Скульпторы А. Попель и М. И. Паращук.

Дворец спорта общества «Трудовые резервы». 1970. Архитектор С. М. Соколов.

Собор св. Юры. 1744—70. Архитекторы Б. Меретин и С. К. Фессингер.

Львовский театр оперы и балета им. И. Франко. 1897—1900. Архитектор З. Горголевский. Справапамятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1952, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор И. А. Француз).

Костёл бернардинцев. 1600—30. Архитекторы Павел Римлянин и А. Прихильный.

Капелла Боимов. 1609—17.

«Черная Каменица». Конец 16 — начало 17 вв.

Дом Корнякта. 1580. Архитектор П. Барбон. Внутренний дворик.

Часовня Трёх святителей. 1578—91.

Львов. Общий вид города.

Львов. Центральная часть.

Толковый словарь Даля:

львов
См. лев

Советская историческая энциклопедия:

1.
Георгий Евгеньевич (1861-1925) — рус. политич. деятель, князь, крупный помещик. Являясь в 1903-06 пред. Тульской уездной земской управы, принимал активное участие в земском движении, входил в депутацию земских и гор. деятелей к царю 6 июня 1905. В 1905-17 примыкал к кадетам. Депутат 1-й Гос. думы. В период 1-й мировой войны — пред. Земского союза (см. Земский и городской союзы), один из пред. Земгора. После Февр. революции — глава первых двух кабинетов бурж. Врем. пр-ва (март — июль 1917), выступал за "решительные" меры борьбы с рабочим и крест. движением. После Окт. революции эмигрировал во Францию.
2.
Николай Николаевич (1867-1944) — рус. политич. деятель, крупный помещик, депутат 1-й, 3-й и 4-й Гос. дум. В 1893-1900 — саратовский предводитель дворянства, с 1899 — пред. губ. земской управы. Участвовал в основании бурж.-либерального "Союза освобождения", в земских съездах 1904-05 и депутации к царю 6 июня 1905. В 1906 — чл. ЦК партии кадетов, но, разойдясь с ними по агр. и др. вопросам, вышел из партии, эволюционировав вправо. Один из учредителей партии мирного обновления, а в 3-й Думе — один из лидеров "прогрессистов". Являлся товарищем пред. 4-й Думы. В 1917 входил в руководство союза помещиков. После Окт. революции выступал с антисов. статьями в белогвардейской прессе. Белоэмигрант.
3.
Семен Иванович (ум. 1671) — князь, в 1650-63 занимал различные должности в центр. гос. учреждениях; в 1664-65 — полковой воевода в Белгороде; в 1667-70 — второй воевода в Астрахани. Дважды во главе 4 тыс. и 2,6 тыс. стрельцов выступал против казаков С. Т. Разина, был ими пленен и находился в Астрахани под их караулом. После получения известия о казни Разина казнен по приговору восставших.
=====
Лит.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 6 (т. 11-12), М., 1961 (см. именной указатель).
4.
Федор Николаевич (11.VIII.1823 — 23.V.1885) — рус. революционер, петрашевец. Из дворян Рязанской губ. Штабс-капитан лейб-гвардии Егерского полка. Участник кружка Н. А. Момбелли, затем кружков М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. Участвовал в обсуждении планов создания тайного об-ва и подпольной литографии. По делу петрашевцев сослан на каторгу, в 1856 вышел на поселение. Сотрудничал в иркутской печати и в "Современнике". Возвратился в Петербург в 1863.
=====
Соч.: Записка о деле петрашевцев, "Лит. наследство", т. 63, 1956; Письма Р. Н. Львова Д. И. Завалишину 1860-1861, в кн.: Сб. старинных бумаг, хранящихся в Музее П. И. Щукина, т. 10, М., 1902; Выдержки из воспоминаний ссыльнокаторжного, "Современник", 1861, No 9, 1862, No 1-2.
=====
Лит.: Дело петрашевцев, т. 1, М.-Л., 1937; РБС, СПБ, 1914.

Музыкальная энциклопедия:

Обл. центр УССР, один из старейших очагов муз. культуры на Украине. 670 тыс. жит. (1975). Осн. ок. 1256 галицко-волынским князем Даниилом Романовичем и назван по имени его сына Льва. Почти 600 лет Л. находился под владычеством феодальной Речи Посполитой, монархич. Австрии, буржуазной Польши (1919-39), что отразилось на всей истории Л., в т. ч. и на его муз. культуре.
С нач. 15 в. при гор. муз. цехе существовала инстр. капелла, с 16 в. капеллы создавались при дворах нек-рых магнатов, в монастырях. В 1580 были утверждены привилегии братства музыкантов, исполнявших церк. и бытовую музыку. В кон. 16 в. Л. стал одним из центров слав. книгопечатания: в 1574 И. Фёдоров издаёт здесь первые на Украине книги (в 1700 появился первый на Украине нотный сб. "Ирмолой"). В 1586 возникает Львовское братство, сыгравшее значит. роль в борьбе против экспансии католицизма и полонизации коренного укр. населения, за укрепление связей с Россией; хор певчих братства в 17 в. исполнял многоголосные литургии, концерты и др. соч. Вплоть до 18 в. проф. музыка звучала преим. в церквах и дворцах местной знати. Изредка устраивались концерты приезжих исполнителей, а также представления зингшпилей и опер силами любителей и гастролёров.
С кон. 18 в. муз. жизнь Л. связана с деятельностью Императорско-королевского привилегированного т-ра, оркестр к-рого совм. с любителями участвовал в разл. концертах. В 1796 Ю. Эльснер организовал во Л. "Музыкальную академию", проводившую в течение года публичные концерты. С нач. 19 в. деятельное участие в муз. жизни Л. принимал пианист и комп. Я. Медерич-Галлюс. Под его руководством в 1803 состоялось исп. "Времён года" Гайдна. В 1811-13 в летние месяцы скрипач К. Липиньский устраивал публичные симф. концерты (силами театр. оркестра и музыкантов-любителей), в 1824 — абонементные концерты квартетной музыки. Значительный след в истории музыкальной культуры Л. оставила деятельность Ф. К. В. Моцарта (младший сын В. А. Моцарта, жил во Л. в 1808-1838); в 1826 он создал муз. Цецилианское общество, а также Ин-т пения, существовавшие до 1829. В 1838 во Л. было основано Галицийское муз. об-во, к-рое с 1851 стало именоваться Об-вом для поощрения муз. иск-ва в Галиции, к 1860 приняло прежнее назв., а с 1919 стало называться Польским музыкальным об-вом. На протяжении мн. десятилетий оно играло осн. роль в организации музыкальной жизни города (преимущественно среди польского населения).
После буржуазно-демократич. Революции 1848 к муз. иск-ву приобщаются и средние слои населения, активизируется борьба укр. и польских деятелей культуры за сохранение самобытности нац. иск-ва, интенсивнее развивается укр. культура. Появляется плеяда укр. композиторов — M. M. Вербицкий, И. А. Лавровский, А. К. Вахнянин, В. Г. Матюк, Д. В. Сичинский и др., деятельность к-рых способствовала расцвету во Л. укр. хор. музыки. Укр. общественность основывает культ.-просветит. об-ва ("Руська бесiда", 1861, и др., к-рые занимались также популяризацией музыки), муз.-хор. об-ва -"Торбан" (1870), Львовский "Бонн" (1890), "Бандурист" (1905) и др.; возникают любительские муз. об-ва — "Гармония" (1875), "Лютня" (1881), "Эхо" (1887) и др. В 1893 был создан Союз муз. и певч. об-в польских и русских (украинских). Нек-рые из них занимались изданием нот и музыкальным просвещением. С хором об-ва "Боян", а также в сольных концертах часто выступали известные укр. певцы: С. А. Крушельницкая, А. Ф. Мышуга, M. E. Менцинский и др. В 1902 была создана Львовская филармония с симф. оркестром (существовал 2 сезона), занимавшаяся впоследствии вместе с Концертным бюро М. Тюрка (антрепренёр) и Галицийским муз. об-вом организацией конц. жизни. В 19 в. в городе гастролировали композиторы — Ф. Лист (1847), Г. Венявский (1857, 1877), А. Г. Рубинштейн (1879), И. Брамс (1880), В. Желеньский (1880, 1891), с нач. 20 в. — Г. Малер, Р. Штраус, Р. Леонкавалло, М. Карлович, Л. Ружицкий, Н. В. Лысенко, И. Падеревский, К. Шимановский, М. Равель, Б. Барток, а также симф. оркестры "Tonkьnstler" (Вена), Варшавской филармонии, Пражской студенч. филармонии, разл. камерные ансамбли, мн. выдающиеся исполнители — певцы, инструменталисты, дирижёры.
В 1903 укр. муз. деятели, объединив мн. об-ва, организовали "Союз спiвацьких i музичних товариств" (в 1907 переименован в "Музичне товариство iм. M. Лисенка"), сыгравший наряду с Львовским "Бояном" большую роль в распространении муз. культуры не только во Л., но и во всей Зап. Украине: здесь звучала музыка Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, а также Ф. М. Колоссы, С. Ф. Людкевича, О. И. Нижанковского, А. К. Вахнянина, Д. В. Сичинского и др., чья деятельность была неразрывно связана с этими об-вами. Среди прогрессивной части зап.-укр. общественности издавна наблюдалась большая тяга к сближению с Левобережной Украиной, к культуре и иск-ву рус. народа. Эти тенденции значительно усилились после Oкт. революции 1917. Муз. об-во им. Н. Лысенко устраивало концерты из произв. укр. сов. композиторов, его передовые деятели знакомили население Л. с достижениями сов. музыки. С нач. 20 в., особенно после 1-й мировой войны 1914-18, наблюдается нац. обособленность мн. муз. об-в. В 1919 возник Польский муз.-педагогич. союз, в 1920 — Евр. муз. об-во (в 1927 переименовано в Евр. литературно-артистич. об-во), в 1921 — симф. оркестр Польского союза музыкантов (осн. в 1920), в 1934 — Союз укр. проф. музыкантов. В период господства в Л. буржуазной Польши усиливается начавшаяся ещё во время австр. оккупации дискриминация укр. населения, его культуры и иск-ва. В то же время (в основном в последней четв. 19 в.) среди прогрессивных укр. и польских муз. деятелей постоянно наблюдались тенденции к развитию и укреплению взаимных дружеств. связей. В кон. 20-х и особенно в 30-е гг. 20 в. во Л. приходят в упадок мн. об-ва, муз. уч. заведения, оркестры. В этот период начинают свою творч. деятельность композиторы А. М. Солтыс, Н. Ф. Колесса, Н. О. Нижанковский, Ю. П. Коффлер и др.
С 1776 во Л. начал работу Императорско-корол. привилегированный т-р, имевший нем. проф. труппу; с 1780 здесь выступали также разл. приезжие польские труппы, а с 1809 — постоянная. Нем. труппа ставила преим. оперы, зингшпили, балеты, польская — трагедии, мелодрамы, водевили, реже оперы. В 1792-99 дирижёром т-ра был Ю. Эльснер, с 1809 концертмейстером, а в 1811-15 дирижёром — К. Липиньский. В разные годы работали дирижёры — С. Сервачинский, И. Эрнести, А. Браун, И. Гуневич, Г. Ярецкий, Л. Челянский, Ф. Спетрино, Г. Оценьский, Ф. Сломковский, С. Невядомский и др. С 1842 т-р перешёл в специально построенное графом С. Скарбеком здание (ныне — Т-р им. М. Заньковецкой), а с 1900 — в т. н. гор. Большой т-р. В 1872 нем. труппа прекратила существование, и спектакли шли только на польском яз. Были поставлены мн. оперы В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Россини, Ф. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини и др. зап.-европ. композиторов, а также оперы польских и рус. композиторов (в т. ч. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского). В этом т-ре начинали свою оперную деятельность певцы — С. А. Крушельницкая, Я. Королевич-Вайдова, Т. Аркльова, И. Богусс-Хеллерова, А. Ф. Мышуга, З. Моссочи, А. Дидур (выпускники Львовской консерватории), гастролировали мн. известные вокалисты. В 20-30-е гг. 20 в. т-р переживает глубокий кризис, не имеет постоянного состава. Укр. население Л., находясь под двойным гнётом — австр. чиновников и польской буржуазии, развивало свою культуру и иск-во в крайне трудных условиях. Укр. проф. муз.-драм. т-р открылся во Л. только в 1864 спектаклем "Маруся" (по повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко с музыкой В. Квятковского; в антрактах были исполнены две т. н. симфонии из нар. песен M. M. Вербицкого). Укр. труппа, до 1939 не имевшая своего постоянного помещения и не допускавшаяся на сцены городских т-ров, ставила муз. драмы, оперетты, изредка оперы. Музыку ко мн. спектаклям писали зап.-укр. композиторы.
В 1586 при Львовском братстве была создана школа, где обучали музыке, в т. ч. пению. В 1838 Галицийское муз. об-во основало муз. школу (с 1854 именовалась консерваторией, в 1880 это назв. было закреплено официально, с 1919 — консерватория Польского муз. об-ва). В этом уч. заведении учились мн. видные деятели польского и укр. муз. иск-ва. Со 2-й пол. 19 в. во Л. возникло множество небольших частных муз. школ. Наиболее известны: школы Л. Марека (осн. в 1870), К. Микули (1887), Львовский муз. ин-т А. Нементовской (1902, в 1931 переименован в Консерваторию им. К. Шимановского), школы С. Каспарек (1907), М. Рейсс (1911), им. И. Падеревского (1919). В 1903 основано первое укр. уч. заведениеВысший муз. ин-т (с 1912 — им. Н. В. Лысенко), к-рый создал свои филиалы во мн. городах Зап. Украины. В 1912 А. Хыбиньский организовал во Львовском ун-те кафедру музыковедения, в 1914 ставшую Ин-том истории музыки (с 1920 — Ин-т музыковедения). В изданных этнографич. комиссией Науч. об-ва им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1872) "Этнографических сборниках" (ок. 30) опубликованы ценные исследования по укр. нар. муз. творчеству, нотные сб-ки укр. нар. песен, соч. укр. композиторов и музыковедов, в т. ч. И. Я. Франко, Ф. М. Колессы, С. Ф. Людкевича, В. М. Гнатюка и др.
Муз. культура Л. вступила в качественно новую фазу своего развития после воссоединения Зап. Украины с УССР (1939). Постановлением СНК УССР от 19 дек. 1939 во Л. впервые создана гос. филармония, в состав к-рой вошли — симф. оркестр (первоначально был при Радиокомитете; первые дирижёры И. И. Паин, H. P. Колесса), проф. хор. капелла "Трембита" (первые худ. рук. П. Г. Гончаров, А. А. Сорока; с 1951 — засл. хор. капелла УССР), солисты — певцы, инструменталисты, артисты эстрады. С 1959 при филармонии работает Прикарпатский ансамбль песни и танца (осн. в 1946, с 1969 — засл. коллектив УССР, первый худ. рук. Ю. А. Корчинский). Уже в 1939 были также созданы областной Дом нар. творчества с хоровой капеллой и оркестром нар. инструментов, муз. уч-ще, 3 муз. школы, филиал Ин-та фольклора АН УССР (под рук. Ф. М. Колессы) и др. С 1940 начинает работать первый на Зап. Украине проф. укр. т-р оперы и балета (см. Львовский театр оперы и балета), с 1947 — Т-р муз. комедии (в 1954 переведён в Одессу). В 1940 создано Львовское отделение CK Украины (в 1975 — 19 членов). Мн. муз. коллективы города с успехом выступают во Л. и гастролируют в городах Сов. Союза; своей конц. деятельностью они в значит. мере способствуют развитию муз. культуры Украины, став постоянными пропагандистами творчества укр. композиторов. Активное участие в конц. жизни города принимают студенты и студенч. муз. коллективы Львовской консерватории, а также лучшие коллективы художеств. самодеятельности. Во Л. гастролировали видные сов. композиторы, в т. ч. М. А. Ашрафи, Р. М. Глиэр, К. Ф. Данькевич, Б. Н. Лятошинский, Г. И. Майборода, Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович, А. Я. Штогаренко, Г. Г. Эрнесакс и др., выступали крупнейшие сов. музыканты, а также известные заруб. исполнители и муз. коллективы. Концерты проходят в зале филармонии, концертных залах консерватории (в 1968 открыт концертный зал органной музыки), во Дворце культуры им. Ю. А. Гагарина и др.
На базе Высшего муз. ин-та им. Н. В. Лысенко и консерваторий Польского муз. об-ва и им. К. Шимановско-го в 1939 создана первая в зап. областях Украины Гос. консерватория (с 1944 — им. Н. В. Лысенко). В консерватории имеется 6 ф-тов (композиторский, историко-теоретич., дирижерский, фп., вок., оркестровый), дневное, вечернее, заочное и подготовит. отделения. При консерватории работают: оперная студия, хор, оркестры (симф., камерный, нар. инструментов, укр. нар. инструментов), ансамбли (бандуристов, нар. инструментов и др.); эти коллективы принимают активное участие в муз. жизни города. Во Л. работают также: средняя спец. муз. школа-интернат им. С. А. Крушельницкой, музыкальное, культурно-просветит. и муз.-педагогич. (им P. M Колессы) уч-ща, 4 детские муз. школы и неск. их филиалов, вечерняя муз. школа общего муз. образования, 10-летняя муз. студия и вок. студия для взрослых при консерватории. Кафедра музыки существует также в Высшем военно-политич. уч-ще Сов. Армии и Военно-Морского Флота.
Небывалого расцвета достигла художеств. самодеятельность. При мн. клубах, дворцах и домах культуры созданы симф. оркестры, камерные, духовые, оркестры нар. инструментов, хор. коллективы, разл. ансамбли, в числе к-рых: засл. коллективы УССР — ансамбль танца "Юность", вок.-хореографич. ансамбль "Галичина", хор. капелла Дома культуры работников связи, нар. симф. и духовой оркестры Политехнич. ин-та, нар. эстр. оркестр "Медикус" Медицинского ин-та и др. С 1965 ежегодно проводится фестиваль иск-в "Львовская золотая осень".
Литература: Лисса С., Музыка в Советском Львове, пер. с польск., "СМ", 1940, No 9, с. 91-94; Нариси iсторiп Львова, Львiв, 1956; Загайкевич М., Музичне життя Захiдноп Украпни другоп половини XIX стю, Кипв, 1960; Кордiанi Б., На оновленiй землi, Кипв, 1960; Мельничук-Лучко Л., Тернистим шляхом. 3 icтopiп захiдноукрапнського театру, Львiв, 1961; Рудницький М., В наймах у Мельпомени, Кипв, 1963; Волинський Й., Музична культура Галичини 60-х poкiв XIX ст., в сб.: Живi сторiнки украпнськоп музики, Кипв, 1965; его же, У боротьбi за украпнську нацiональну музику. (3 музичного життя Галичини 50-х рокiв XIX ст.), в сб.: Украiнське музикознавство, вип. 4, Киiв, 1969; Iсторiя украпнськоп дожовтневоп музики, под ред. О. Я. Шреер-Ткаченко, Кипв, 1969; Iсаевич Я., Братства i украпнська музична культура XVI-XVIII ст., в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; Ateneum (Almanach Lwowski), Rocznik 1-2, Lwуw, 1928-29; Cepnik H., Kozicki W., Scena Lwowska. (1780-1929), Lwуw, 1929; Konserwatorium Polskiego Towarzystwa Muzycznego we Lwowie, Lwуw, 1939; Rajaczkowski F., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza Pawlikowskiego. 1900-1906, Kr., 1961.
Л. З. Мазепа.

Научно-технический словарь:

ЛЬВОВ (Lwoff) Андре Мишель (1902-94), французский микробиолог, которому в 1965 г., совместно с Франсуа ЖАКОБОМ и Жаком Моно, была присуждена Нобелевская премия по медицине за исследование генетики ВИРУСОВ. Львов изучал пути уничтожения вирусом зараженной им бактерии.

Словарь русских фамилий:

см. ЛЕВИН

Топонимический словарь:

Город, ц. Львовской обл., Украина. Возник в середине XIII в. как крепость, сооруженная кн. Даниилом Галицким и назван по имени его сына Льва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(малорусск. Львив, Львивгород, Львигород, польск. Lww; нем. Lemberg, прежде Lwenburg; лат. Loepolis] — главный город австрийской области Галиции, в ее восточной, русской части, на р. Пелтве, на высоте 278 м между холмами; на вершине самого высокого из них видны развалины древнего города — кремля. Местопребывание русского греко-католического (т. е. униатского) митрополита, римско-католического (латинского) и армяно-католического архиепископов, евангелического суперинтендента и верховного (областного) еврейского раввина. Население Л. состоит из поляков, евреев, немцев и русских. По переписи 1890 г., жит. было 127943 (64102 м. и 63841 ж.); главную их массу составляли поляки. Рим.-католиков 67286, греко-католиков (униатов) 21876; евангелич. исповедания 2061, евреев 36131. Л. состоит из внутреннего города и четырех предместий. 14 католических церквей, 1 униатская, 1 армянская, 1 евангелическая, много часовен (каплиц) и монастырей (в том числе 8 женских), синагога и 11 еврейских молитвенных домов. Римско-католический собор (внутренняя отделка в позднеготическом стиле, с фресками); армянский собор в армяно-византийском стиле (1437), со статуей св. Христофора; доминиканская церковь по образцу собора св. Петра в Риме. Древнейшие церкви в городе — греко-католическая во имя св. Николая (1292 г.) и римско-католическая в честь Пресв. Марии Снежной, построенная в 1342 г. первыми поселившимися в городе немцами. Городская ратуша с башней в 80 м высоты; большой театр граф. Скарбек (1843 г.), в котором даются польские драмы и итальянско-польские оперы. Францевский у нив., основанный в 1784 г. и в 1803 г. обращенный в лицей, в 1817 г. был снова восстановлен; в 1893-94 г. пополнен присоединением медицин. факультета. Язык преподавания до 1862 г. был немецкий; теперь лекции читаются на польском языке. До 1810 г. на богословском факультете лекции читались даже на русском языке, для русских униатов. Профессоров и доцентов в 1892 г. было 64, студентов и слушателей — 1283. Университету принадлежат библиотека (85000 том., 389 рукописей, 10500 шт. медалей и монет), другие коллекции, ботанический сад со школой садоводства. Римско-католическая и греко-католическая духовные семинарии, политехникум, 4 гимназии, прогимназия, реальное училище, училище для приготовления офицеров ополчения (Landwehroffizieraspirantenschule), учительские институты (мужской и женский), ветеринарная, торговая и ремесленная школы, институт глухонемых и слепых. Львовский институт гр. Оссолинских (см. выше); городской худож.-ремесленный музей; богатый музей графа Дзедушицкого по естествоведению и этнографии Галиции. Заводы и фабрики машинные, спичечные, стеариновые, шоколадные, альбуминные и др.; паровые мельницы. Цветущая в средние века торговля Л. начала падать вместе с падением Польши. Только в самое последнее время заметен некоторый подъем комиссионной и экспедиционной торговли. Городское поземельно-кредитное учреждение, армянская ссудная касса, сберегательная касса, филиальное отделение Австро-венгерского банка, Галицкий акционерно-ипотечный банк, Галицкий кредитный банк, торговая и ремесленная палаты, 10 агентств различных страховых обществ, много других кредитных учреждений. В январе довольно значительная ярмарка.
История. Город Л., по преданию, построен около 1241 г. галицким князем Даниилом Романовичем и получил свое название в честь старшего его сына Льва, которому он по смерти отца и достался. По другим сказаниям, Л. был основан самим Львом Даниловичем между 1268 и 1270 гг. Объединив все галицко-волынские земли под своей властью, Лев Данилович не переехал в прежнюю столицу княжества, Галич, а остался во Львове, который при нем значительно разросся и украсился, еще более возвысясь после совершенного опустошения Галича татарами. Л. также пришлось много вынести от татар, поляков, валахов и др. В 1340 г. он был завоеван Казимиром; к этому времени относится начало его густого заселения поляками и немцами. В 1648 и 1655 гг. Л. был осаждаем Богданом Хмельницким, от которого откупился только большими суммами; в 1672 г. его осаждали турки, которые в 1675 г. были разбиты под самым городом королем Яном Собеским. В 1704 г. Л. был взят шведами. При первом разделе Польши Л. отошел к Австрии. Во время волнений 1848-49 гг. некоторые здания Л. были сожжены польскими повстанцами. Все русские галичане остались верными престолу; полученные ими за то награды отозвались больше всего на Л. Пользуясь покровительством императора, русские обитатели Л. основали несколько обществ политических и др. и стали издавать несколько периодических изданий. В настоящее время вследствие поощрения правительством польских стремлений для этих обществ и изданий настала тяжелая пора: то отдельные №№ изданий конфискуются или не пропускаются цензурой, то издание подвергается запрещению и издателю приходится менять название своего журнала или газеты (напр. издание г. Купчанка носило последовательно названия "Червонная Русь", "Галицкая Русь", "Галичанин"), то целое общество или отдельные члены его, а чаще всего редакторы изданий привлекаются к суду по обвинению в государственной измене.
Ир. П.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru