Определение слова «пропаганда»

Толковый словарь Ефремовой:

пропаганда ж.
Распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения.

Толковый словарь Ушакова:

ПРОПАГА́НДА, пропаганды, мн. нет, ·жен. (·лат. propaganda — ·букв. то, что следует распространить). Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса.» История ·ВКП(б). «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Конституция ·СССР.
| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны ·СССР.

Большой энциклопедический словарь:

ПРОПАГАНДА (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

Толковый словарь Кузнецова:

пропаганда
ПРОПАГАНДА -ы; ж. [от лат. propaganda — то, что следует распространить]
1. Распространение и углублённое разъяснение каких-л. идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов. Научная, научно-техническая п. Антиалкогольная п. П. физкультуры и спорта. П. новой технологии производства.
2. Политическое или идеологическое воздействие на широкие массы; органы и средства такого воздействия. Коммунистическая п. Буржуазная п. Предвыборная п. Агитация и п. Вести пропаганду, заниматься пропагандой.
Пропагандный, -ая, -ое. Пропагандистский (см.).

Малый академический словарь:

пропаганда
-ы, ж.
Распространение и углубленное разъяснение каких-л. идей, учения, знаний.
Пропаганда марксистско-ленинской теории. Антирелигиозная пропаганда.

Пропаганда — тонкое и трудное искусство. Для того, чтоб ей верили, она должна учитывать все факты жизни. Шагинян, На «Волге» по Франции.
||
Политическое или идеологическое воздействие на широкие массы, а также органы и средства, с помощью которых осуществляется это воздействие.
Коммунистическая пропаганда. Буржуазная пропаганда.

Буржуазные ученые постоянно вооружают империалистическую пропаганду — периодическую печать, радио, телевидение — снабжая ее материалами по антикоммунизму. А. Румянцев, Проблемы современной науки об обществе.
Что слышал Анри до войны о России? То, что сообщала пропаганда. В. Попов, Обретешь в бою.
||
Ознакомление широких масс с чем-л. с целью распространения чего-л.
Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры.

Сам факт существования страны социализма — лучшая пропаганда нового общественного строя, более высокой формы жизни. В. Озеров, Тревоги мира и сердце писателя.
[От лат. propaganda — то, что следует распространить]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пропаганда, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ПРОПАГАНДА, ы, ж. Распространение в обществе и разъяснение какихн. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п.
| прил. пропагандистский, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

ПРОПАГАНДА (от лат. propagare – распространять)распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава – от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении. Термин «пропаганда» появился в 18 в. и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. В эпоху формирования социалистических и рабочих, а затем коммунистических партий кон. 19–20 вв. пропаганде политических идей революционных и впоследствии правящих социалистических и коммунистических партий придавалось исключительное значение. Г.В.Плеханов [ПЛЕХАНОВ], а затем В.И.Ленин [ЛЕНИН]отличали пропаганду от агитации – первая должна носить систематический разъяснительный и воспитательный характер, вторая служит быстрой и эффективной ситуативной мобилизации приверженцев простыми и яркими лозунгами, не подвергающимися непосредственному анализу и критической оценке. Пропагандой присущих им взглядов, идей, целей занимались и занимаются политические партии, ассоциации и неполитические организации (экологические, творческие и пр.), но в тоталитарных режимах 20 в. пропаганда стала государственной задачей и была поручена специальной сети партийно-правительственных учреждений, обеспеченных специально обученными кадрами. Такая сеть охватывала все слои общества, предприятия, учреждения, учебные заведения, армию и т.д. (см. Тоталитаризм [ТОТАЛИТАРИЗМ]). Просветительская пропаганда позитивных знаний (научных, технических, производственных, культурных) принципиально отличается от идеологической и политической пропаганды, она может и должна иметь общественно значимые функции и соответствующее содержание, но так же как политическая пропаганда может оказаться и чисто манипулятивной по самой технике интеллектуального принуждения, т.е. служить цели вытеснения одних представлений и убеждений и замещения их другими, навязывания мнений и стереотипов поведения. Крайние формы такой пропаганды с подавлением ее критического восприятия – демагогия, шантаж, стимуляция индивидуальных и массовых идеологических неврозов и психозов (охоты на врагов, шовинизма и пр.).
Неполитическая пропаганда может также принимать превращенные, хотя в основном безвредные формы. Она легко переходит в сферу повседневности [ПОВСЕДНЕВНОСТЬ](пропаганда стиля жизни, спорта, различных форм досуга и т.п.) и в рекламу, которая вся строится по принципам пропагандистского внушения так же как и распространение различных видов моды.
Общая тенденция современной пропаганды – относительное сокращение ее политических форм и расширение неполитической пропаганды.
Литература:
1. Lasswell Н.D., Lettes N. The Language of Politics. Studies in Quantitative Semantics. N. Y., 1949;
2. Smith B.L. Propaganda. – International Encyclopedia of Social Sciences. N. Y., 1968.
И.И.Кравченко

Социологический словарь:

ПРОПАГАНДА (от лат. propaganda — распространение) — англ. propaganda; нем. Propaganda. 1. Система деятельности, направленной на распространение знаний, художественных ценностей и др. информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на соц. поведение людей. 2. Распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств. 3. Средство манипуляции массовым сознанием.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

пропаганда
отсюда пропагандировать. Через нем. Рrораgаndа или франц. рrораgаndе из нов.-лат. congregti dе рrораgаnd fid – название основанной папой Урбаном VII в 1623 г. организации для распространения католической веры (Хайзе).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru