Определение слова «Манас»

Большая советская энциклопедия:

I
Манас
река на северо-востоке Индии и в Бутане (истоки в Китае), правый приток реки Брахмапутра. Длина около 400 км. Берёт начало в Гималаях, пересекает их в поперечной долине, затем выходит на аллювиальную низменность и течёт по широкой долине в извилистом русле. Весенне-летнее половодье (за счёт талых вод снегов и ледников, а также муссонных дождей), частые наводнения. Используется для орошения.
II
Манас
река на западе Китая, самая значительная на северном склоне Восточного Тянь-Шаня. Берёт начало из ледников и снежников массива Ирен-Хабырга. В горах протекает в глубокой, узкой долине, в среднем и нижнем течении — по Джунгарской равнине. Впадает в озеро Манас (Ихэ-Хак). Длина 402 км, средний расход воды на предгорной равнине 34 м3/сек. Летнее половодье. До 40-х годов 20 века М. впадал в озеро Айранкёль. Используется на орошение, часть стока перебрасывается на запад, в соседние маловодные бассейны реки Хоргос и др.
III
Манас («Манас»)
эпос киргизского народа. Содержит свыше полумиллиона стихотворных строк. Народ в течение веков сохранял эпос в устной форме. Первые дореволюционные записи относятся к 1856, когда казахский учёный-этнограф Ч. Ч. Валиханов записал отрывок «Поминки по Кокетею». В 1862 и 1869 русский учёный академик В. В. Радлов также записал эпизоды эпоса. Полная запись «М.» стала возможной только после Октябрьской революции 1917. В фондах АН Киргизской ССР собрано более 18 вариантов, записанных от различных исполнителей эпоса — манасчи. Исследователи пока не пришли к единому мнению о времени возникновения эпопеи. Основное содержание её — подвиги Манаса во имя защиты киргизской земли от иноземных захватчиков. Части «Семетей» (сын Манаса) и «Сейтек» (сын Семетея) составляют звенья единой эпической трилогии.
Тексты: Манас. Кыскартылып-бириктирилген вариант, бл. 1—3, Фр., 1958—60; Киргизский героический эпос «Манас», М., 1961.
Лит.: Ауэзов М., Киргизский героический эпос «Манас», в его книге: Мысли разных лет, А.-А., 1959; Керимжанова Б., «Семетей» и «Сейтек», Фр., 1961; Кыдырбаева Р., К проблеме традиционного и индивидуального в эпосе «Манас», Фр., 1967; Мамыров М., Саякбай Каралаевдин «Манас» эпосунун идеялык-кркмдYк згчулYгY, Фр., 1962; Мамытбеков З., Абдылдаев Э., «Манас» эпосунун изилднYн кээ бир маселелери, Фр., 1966.
Р. З. Кыдырбаева.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(ум, рассудок) — в ньяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. М. у каждого индивидуального духа один; гл. его функция — связывать внешние индрии (зрение, слух и пр.) с Атманом; это, т. обр., также и внимание. В санкхъе М. — одна из таттв; это внутренняя индрия, порождаемая из эго при доминировании гуны саттва. В веданте М. — "Внутренний орган" сознания в аспекте его функции внимания. М. тесно связан с активностью сознания, т. е. с кармой, и при уничтожении кармы в ходе духовного освобождения он тоже уничтожается (что не означает исчезновения интеллекта у освободившегося!). В обычном (нефилософском) языке слово "М. " очень расплывчато и многозначно.
А. Парибок

Мифологическая энциклопедия:

Мифо-эпический герой киргизов, центральный персонаж одноименного эпоса, богатырь, совершающий во главе дружины из 40 витязей (кырк чоро) подвиги в борьбе с врагами. Его образ имеет много мифологических черт. Необыкновенный мальчик-богатырь М. рождается по молитве престарелой бездетной четы Джакыпа и Чийырды, стыдящихся своего бесплодия (популярный мифологический мотив чудесного рождения). Рождению богатыря предшествуют чудесные предзнаменования и сны, неестественно тяжелые и продолжительные роды. М. рождается со сгустками крови на руках, его необычайная сила проявляется уже в колыбели: он не дает себя пеленать, несколько мамок не могут его накормить. Счастливым именем М. нарекает святой-юродивый думана (дивана) (в других вариантах — четыре «праведных» халифа или пророк Хизр). М. неуязвим для любого оружия, так как носит чудодейственную боевую одежду. Еще ребенком он убивает чудовищного зверя.Влияние мусульманского мировоззрения сказалось во включении в эпос эпизода обращения М. в ислам святым Хизром (или старцем Айкоджо), который передал ему дар Мухаммада — богатырское вооружение.Девяти (по другим вариантам — шести) лет М. начинает борьбу против поработителей киргизов — калмыков и катайцев (киданей). Первые победы позволили М. объединить рассеянный киргизский народ, и дружина избирает его ханом киргизов. Объединив киргизов, М. совершает ряд походов против соседей и постепенно подчиняет себе все народы Средней Азии. В этих походах М. и его дружинники сражаются с вражескими богатырями, одноглазыми великанами, колдунами-аярами, драконами-ажыдарами и т. д.Значительное место в сюжете эпоса занимает борьба М. с непокорными родичами. Наиболее разработан в эпической традиции рассказ о заговоре против М. сыновей Кезкамана, одного изего родичей, которым удается тяжело ранить М. и захватить его ставку Талас. Спасает М. его жена Каныкей.Ближайшие соратники М. — его названый брат Алмамбет, катайский царевич, отрекшийся от язычества (в одной из версий он, подобно Огуз-хану, убивает своего отца, отказавшегося перейти в ислам), проводник М. в его походе на столицу Катая Бейджин, старец-богатырь Бакай, который отечески заботится о его благополучии и удерживает от необдуманных поступков, богатыри Чубак, Сыр-гак, Аджибай и др. Верная жена Каныкей выступает как мудрая помощница и советчица М. В отсутствие М. она управляет народом, защищает Талас от поднявших восстание непокорных братьев М. Верно служат М. его богатырский конь Ак-Кула (по некоторым вариантам эпоса, он родился с ним в один день), рожденный от птицы чудесный пес Кумайык, быстроногий верблюд Джелмаян и белый кречет Акшумкар. Погибает М. во время победоносного похода на Бейджин.Лит.: Киргизский героический эпос «Манас», М., 1961; «Манас» — героический эпос киргизского народа, [Фр., 1968]; Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971, с. 344-73;эпос. Л., 1974. В. Д. Басилов.

Новая философская энциклопедия:

МАНАС (санскр. manas, от корня man – думать) – в индийской философии обозначение психической способности координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов (индрий [ИНДРИИ]); манас также отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (см. Атман [АТМАН], Пуруша [ПУРУША]) в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Манас часто выступает как ядро психической индивидуальности, определяющий специфический способ познания и действия личности. Распространенный перевод манаса как «ума» (англ. mind) может ввести в заблуждение, поскольку санскритский термин обозначает не активную познавательную способность (как «ум» в европейской традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой. Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора, способность к особому роду восприятия (манаса пратьякша).
В санкхье манас вместе с аханкарой («эго») и буддхи («интеллектом») формирует внутренний орган (см. Антахкарана [АНТАХКАРАНА]). В вайшешике манас выступает в качестве своеобразного помощника атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт атмана, органов чувств и объектов приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (см. Смрити [СМРИТИ]), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т.п.).
В отличие от ведантистов, считавших манас всепроникающим, подобно Атману, и мимансака Кумарила Бхатты, видящего в нем субстанцию среднего размера, вайшешика представляет манас как особого рода атом (au). Атомарностью манаса вайшешики объясняли составленность процесса познания из серии актов: манас, в силу своего крайне малого размера, способен в единицу времени вступить в контакт только с одним органом чувств и породить в душе только одну «единицу» знания. Манас – материален (mrta), но в отличие от обычных материальных вещей, постоянно активен, способен перемещаться очень быстро и даже выходить за пределы тела (в особых йогических состояниях). Благодаря его скорости, смена чувственных восприятий (визуальных, слуховых и т.п.) происходит так быстро, что человеку кажется, что он видит, осязает и слышит одновременно.
Помимо учений, связывающих манас с определенными психическими функциями, он часто символизирует некую эмпирическую ментальность, «необработанный ум», чуждый духовной дисциплине и потому постоянно мечущийся. Так, в мимансе манас уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека («нет у человека худшего врага, чем манас»). В учениях йоги неустойчивость манаса (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению мокша (см. Мокша [МОКША]), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога.
В.Г.Лысенко

Краткий религиозный словарь:

Одно их основных понятий древне-индийской философии — ум в самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления. Манас, в отличие от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью тела. В различных учениях наблюдают

Теософский словарь:

(Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — Кама-Манасу.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru