Определение слова «МОКША»

Толковый словарь Ефремовой:

мокша ж.
То же, что мокшане

Толковый словарь Ушакова:

МО́КША, мокши, мн. нет, ·жен. Одна из двух больших групп, на которые делится мордовская народность, ·срн. ерзя.

Словарь географических названий:

Мокша
Правый приток Оки (Пензенская, Рязанская области и Мордовия). Длина 656 км, пл. басс. 51 тыс. км. Осн. притоки: справа – Исса, Сивинь, Сатис, слева – Атмис, Вад, Цна. Сред. расход воды в устье 195 м/с. Питание снеговое. Весеннее половодье в марте – мае (62 дня, 71 % годового стока). Ледостав с ноября по апрель, ледоход ок. 4 дней. Несколько вдхр. на притоках (орошение, водный транспорт, рекреация). Суд-во в ниж. течении. Лесосплав. В басс. – Мордовский гос. заповедник. Города: Краснослободск, Темников.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(избавление, освобождение) — предельная, окончат, цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Представление о М. впервые засвидетельствовано в текстах упанишад; уже там эта идея выражается несколькими словами, а впоследствии появляется около 20 синонимов с буквальными значениями* затухание скорбей, сверхблаго, бессмертие, исход, свобода, самодовление, предельное блаженство, нестановление вновь и пр. Осмысление М. в философско-религиозных терминах и взгляды на средства ее обретения крайне разнообразны, настолько, что можно предполагать наличие разных конечных целей и методов их достижения. В отношении средств существовали такие альтернативы: либо
а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности, либо
б) необходимо еще обретение особого знания;
а) достаточно ли своих собственных усилий, или
б) необходимо наставление, обучение, или же в) деятельное соучастие бога.
Сама конечная цель могла пониматься: а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, "подобно деревяшке", в избавленности ото всех скорбей — в нъяе и вайшешике; б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве "свидетеля", пребывание самодовлеющим и в себе самом — в санкхъе и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности — в адвайта-веданте; г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога — в др. школах веданты. Возможность прижизненной М. в теле одними школами признавалась, другими — отвергалась. М. не есть лишь регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.
А. Парибок

Советская историческая энциклопедия:

См. Мордва.

Малый академический словарь:

мокша
-и, ж., собир.
Этнографическая группа мордвы, а также лица, относящиеся к этой группе.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мокша, -и, тв. -ей

Толковый словарь Ожегова:

МОКША.1. и, собир., ж., ед. мокша, и, м. и ж. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии.
2. неизм. Относящийся к мокше, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству; такой, как у мокши.
| прил. также мокшанский, ая, ое (к 1 знач.).

Новая философская энциклопедия:

МОКША (санскр. moka, от глагольного корня «тис» – оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» – желать освобождения) – в индийской религиозно-философской традиции – окончательное освобождение от сансары [САНСАРА],т.е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха [ПУРУШАРТХА])превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т.е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.
С точки зрения ньяя-вайшешики [НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА]мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т.е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Для пурва-мимансы [ПУРВА-МИМАНСА]мокша – это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи [САНКХЬЯ]мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша [ПУРУША])и первоматерии (см. Пракрити [ПРАКРИТИ]);это возвращение Аммана,или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, в т.ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.
Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары,Мокша здесь – это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т.н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадараньяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп.,2.5.19) и др.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) – это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вишишта-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары [ИШВАРА],то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность – своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны [НИРВАНА],обретение мокши в адвайте – это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила [ЛИЛА], Майя [МАЙЯ]).
Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т.н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т.е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти – освобождение без тела).
Литература:
1. Panikkar R. The Vedic Experience. Poona, 1958;
2. Ramachandra Rao S.K. Jvanmukti in Advaita. Candinagar, 1979;
3. Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jvanmukti). P., 1994.
H.В.Исаева

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

освобождение
просветление
река

Теософский словарь:

(Санскр.) "Освобождение". То же, что Нирвана; посмертное состояние покоя и блаженства "Души-Странника".

Этимологический словарь Макса Фасмера:

мокша
название части морд. народа, морд. м. mоkа, прилаг. mok, морд. э. Моkо; см. Паасонен, Мordw. Chrest. 96. Отсюда заимств. тат. mukу "мордвин", чув. mk – то же (Паасонен, Сs. Sz. 87). Сюда же, по-видимому, относится и Мокшаправый приток Оки в бывш. Пенз., Тамб., Ряз. губ. Однако на мокшанском языке эта река называется Jоv "река", что родственно фин. joki "река", эст. jgi, венг. (стар.) j – то же, саам. jоkо, род. п. jok; см. Синнеи, Finn.-ugr. Sprachw. 31. Гидроним Мокша можно было бы объяснить и из слав. (ср. мокоша, мокрый), но для этого края, поздно заселенного вост. славянами, более вероятно иноязычное происхождение. От мокша произведено мокшан "вид лодки на реке Мокше", возм., также макшан "неповоротливый человек, ленивая кляча", олонецк. (Кулик.).

Грамматический словарь Зализняка:

Мокша, мокши, мокши, мокш, мокше, мокшам, мокшу, мокши, мокшей, мокшею, мокшами, мокше, мокшах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(санскр. Moksha — освобождение, искупление) — у индийских брахманов погружение в верховном божестве, слияние с ним; высшее блаженство, достижимое для человеческой души. Только те могут надеяться достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей (гуру) или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех земных желаний путем суровых аскетических упражнений.
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru