Определение слова «ПУРУША»

Большой энциклопедический словарь:

ПУРУША (санскр. — человек, муж) — одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с "Махабхараты" и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи — пракрити; наиболее развито в классической санкхье.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(Человек) — в "Ригведе" — имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит-ре П. отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В упанишадах слово "П. " приобретает значение индивидуальной души, в дальнейшем, в эпосе, нередко отождествляется с понятием Атмана или Брахмана. В системе классич. философской школы санкхья П. — духовный принцип, противопоставляемый пракрити, материи, мужское (пассивное) начало, существование к-рого есть необходимое условие для активности женского, материального; санкхья признает множественность П., душ. Содержание понятия "П." , однако, весьма противоречиво толкуется в индуистской философской лит-ре.
В. Эрман

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пуруша, -и, тв. -ей (филос.)

Новая философская энциклопедия:

ПУРУША (санскр. purua, букв. – муж, человек) – второе космическое первоначало в дуалистической онтологии санкхьи, находящееся в отношении взаимодополнения с Пракрити [ПРАКРИТИ]и соответствующее духовному началу в качестве «чистого субъекта». Пуруша в «Санкхья-карике»«конструируется» через отрицание родовых характеристик гун [ГУН]и их модусов: он лишен самой гунности, неразличения, объектности, общности, бессознательности и способности к порождению чего-либо (ст. 11). Доказательства существования Пуруши: 1) предназначенность всего составного (структурность мира и психофизического агрегата индивида) для «другого»; 2) необходимость наличия противоположности всему трехгунному; 3) необходимость наличия «управляющего» начала; 4) необходимость в существовании «вкушающего» (бхоктри), или субъекта опыта; 5) наличие деятельности, направленной на «освобождение» (ст. 17). Доказательства множественности Пуруши: 1) неодновременность рождений, смертей и «распределенность» способностей индивидов; 2) несовпадения в их деятельности; 3) преобладание у различных индивидов той или иной гуны (ст. 18). Собственные же характеристики Пуруши – сама его субъектность, «изолированность», индифферентность, созерцательность и бездеятельность (ст. 19). По комментаторам, Пуруша совершенно пассивен при «работе» гунных начал, подобно тому как отшельник, зашедший на поле, непричастен работающим там земледельцам. Пуруша – это «световое» сознание-присутствие: чувствование, воление, и само познание осуществляется не им, но гунными психическими способностями, но без него они, как бессознательные, также не способны осуществлять эти функции. Созидание космоса обусловливается тем, что он каким-то образом выводит из «равновесия» гуны, составляющие Пракрита, а закабаление Пуруши – тем, что он каким-то образом ассоциирует себя с названными и реально непричастными ему функциями. Цель миросозидания – освобождение Пуруши от этого закабаления, которое осуществляется также не им, но самой Пракрита.
В.К.Шохин

Теософский словарь:

(Санскр.) "Человек", небесный человек. В другом аспекте - Дух, то же, что Нараяна. "Духовное Я."

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(санскр. purusha — человек, мужчина) — в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов — земля). В индийской философии П. — олицетворение человеческой души в форме маленького человечка, не толще большого пальца, сидящего в самой середине человека, в сердце, где слышно его движение, и откуда он управляет животными силами. Этот человечек может сделаться еще меньше и пролагать себе дорогу через артерии (биение пульса); его также легко можно увидать в центре глаза, в зрачке (собственное отражение смотрящего). Почти такого же П., но ослепительно яркого, можно видеть в солнцесердце и оке мира. Впоследствии в философской школе Санкхья под П. разумеется и мировая душа, а в Веданте — высшее существо, "ясное, как бездымное пламя, владычествующее над прошлым, настоящим и будущим, которое есть сегодня и будет завтра". В позднейшие времена П. является синонимом верховного бога Брахмы, отожествляемого с душой мира и самим миром.
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru