Определение слова «БАЗАРОВ»

Большой энциклопедический словарь:

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874-1939) — российский философ и экономист. Социал-демократ (с 1896); в 1910-х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел "Капитал" Маркса (т. 1-3, 1907-09). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Большая советская энциклопедия:

I
Базаров
Александр Иванович (26.8.1845, Висбаден, — 30.1.1907), русский химик и плодовод. В 1868 получил в Лейпцигском университете степень доктора философии за диссертацию «Прямое получение мочевины из углекислоты и аммиака» (на немецком языке), в которой описал открытый им синтез мочевины (См. Мочевина) нагреванием смеси углекислого газа с аммиаком при температуре 130—140°C под давлением. Реакция Б. широко применяется для промышленного получения мочевины. В 1871 защитил магистерскую, а в 1875 докторскую диссертации. С 1887 член Учёного комитета Главного управления землеустройства и земледелия; много способствовал рационализации виноградарства и виноделия.
Соч.: Direkte Darstellung des Harnstoffs aus Kohlensaure und Ammoniak, Lpz., 1868.
Лит.: Мусабеков Ю.С., История органического синтеза в России, М., 1958.
II
Базаров (псевдоним; настоящая фамилия Руднев)
Владимир Александрович [27.7(8.8).1874, Тула, — 16.9.1939], русский философ и экономист. Социал-демократ с 1896, примыкал к большевикам в 1904—1907; в годы реакции пропагандировал Богостроительство и Эмпириокритицизм. В 1917—19 занимал меньшевистскую позицию; с 1921 работал в плановых органах. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым (См. Скворцов-Степанов) перевёл «Капитал» Маркса (в 1907—09). В своих философских сочинениях («Авторитарная метафизика и автономная личность», в сборнике: Очерки реалистического мировоззрения, 1904; «Анархический коммунизм и марксизм», 1906; «На два фронта», 1910, и др.) Б. выступил как сторонник Махизма, экономические работы Б. касаются проблем хозяйственного баланса.
Лит.: Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же. Наши упразднители, там же, т. 20; Шаумян С., Письма, Ер., 1959, с. 29.
В. Н. Литвинов.

Энциклопедия литературных героев:

БАЗАРОВгерой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров — во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»« (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.
Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.
Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться... загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»«). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.
Лит.: Герцен А.И. Еще раз Базаров
//Герцен А.И. Поли. собр. соч. М.; Пг., 1923. Т.20. С.224-238; Писарев Д.И. Базаров
//Писарев Д.И. Избр. соч. М., 1934. Т.1. С.224-266; Антонович М.А. Асмодей нашего времени
//Антонович М.А. Избр. стагьи. Л., 1938. С. 141-202; Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986; Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
//Русская литература. 1958. №1; Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева
//Новый мир. 1958. №8; Манн Ю. Базаров и другие
//Новый мир. 1968. №10; Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова
//Русская литература. 1977. №1; Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева
//Вопросы литературы. 1961. №8.
Е.Г.Куликова

Новая философская энциклопедия:

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович [27 июля (8 августа) 1874, Тула – 16 сентября 1939] – русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую гимназию, в 1892–95 учился на физико-математическом факультете Московского университета. С 1895 в социал-демократическом движении, с 1904 – большевик, затем сблизился с меньшевиками. В 1922–30 работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в заключении.
Базаров – сторонник т.н. «философии пролетарской борьбы» (именовалась также «философия действия», «философия практики», «философия коллективизма»), рассматриваемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека природы и общественной среды, за изменение исторического развития путем активного вмешательства индивидов, партий и классов. Исходя из такого понимания философии, главной своей задачей считал критику «пассивно-созерцательной» «идеалистической метафизики», «отвлеченного идеализма» (И.Кант, Вл.Соловьев, Н.Бердяев), «догматического», «субстанционалистского», «иероглифического» материализма (Г.В.Плеханов, Л.Аксельрод), «самокопийного» материализма (т.е. теории отражения В.И.Ленина), а также некоторых идей Ф.Энгельса. В обоснование своей «философии действия» апеллировал к одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими философскими авторитетами «критических позитивистов» Э.Маха и Р.Авенариуса.
Базарову принадлежит перевод на рус. яз. «Капитала» К.Маркса (совм. с И.И.Скворцовым-Степановым).
Сочинения:
1. Авторитарная метафизика и автономная личность. – В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904;
2. Мистицизм и реализм нашего времени. – В сб.: Очерки по философии марксизма. – СПб., 1908;
3. К. вопросу о философских основаниях марксизма. – В сб.: Карл Маркс. К 25-летию со дня смерти (1883–1908). СПб., 1908;
4. «Богоискательство» и «богостроительство», «Вершины», 1909, кн. 1, с. 331–363;
5. Материал коллективного опыта и организующие его формы. – В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909;
6. Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие. – В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.
Литература:
1. Плеханов Г.В. О книге Э.Бутру. – Он же. Избр. филос. произв., т. 3. М., 1957, с. 516–20.
В.Ф.Пустарнаков

Словарь русских фамилий:

см. БАЗАРНОВ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru