Определение слова «Антонович»

Большая биографическая энциклопедия:

Поручик Полтавского пех. полка.
Ошибочно назван членом тайного общества в показаниях рядового Черниговского пех. полка И. Ракузы (см.), который спутал его с Устимовичем.
ЦГАОР, ф. 48, оп. 1, д. 246.

Большая советская энциклопедия:

I
Антонович
Владимир Бонифатьевич [18.2(2.3).1834, Махновка Бердичевского уезда Киевской губернии, — 8(21).3.1908, Киев], украинский историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников украинской буржуазной историографии. В 1863—80 главный редактор «Временной комиссии для разбора древних актов» в Киеве. Профессор русской истории Киевского университета (1878). Руководил изданием «Архива Юго-Западной России», выпустил несколько томов с вступительными монографиями (ч. 3, т. 1 и 2 — О казачестве; ч. 3, т. 3 — О гайдамачестве; ч. 5, т. 1 — О городах). Исследования по истории Украины и Литовско-Русского государства составили специальный сборник «Монографии по истории Западной и Юго-Западной России» (т. 1, 1885). Работы по археологии Украины: «Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян» (1893), «Археологические карты» Киевской (1895) и Волынской (1900) губерний. Совместно с М. П. Драгомановым издал «Исторические песни малорусского народа» (т. 1—2, 1874—75). Вопросы социальной истории А. рассматривал с идеалистических позиций, в плоскости действия абстрактных начал — общинного, дружинного, княжеского. А. противопоставлял украинский народ русскому, идеализировал казачество, выдвинул националистическую теорию о бесклассовости и «демократизме» украинского народа.
Лит.: Довнар-Запольский М. В., Исторические взгляды В. Б. Антоновича, в его кн.: Из истории общественных движений в России, 2 изд.. К., 1910.
II
Антонович (наст. фам. Антонович-Будько)
Даниил Исидорович [р. 10(22).12.1889, Белополье Харьковской губернии], украинский советский актёр, народный артист СССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1919 окончил Киевский музыкально-драматический институт им. Лысенко. Сценическую деятельность начал в Киевском театре им. Шевченко. С 1926 актёр Харьковского театра им. Шевченко (б. театр «Березiль»). Одним из первых актёров создал в украинском театре образы большевиков. Большое место в творчестве А. занимают роли в пьесах А. Е. Корнейчука: Гайдай («Гибель эскадры»), Берест («Платон Кречет»), Тарас Голота («Правда»), Макар («Макар Дубрава») и др. Среди других ролей: Железняк («Гайдамаки» Шевченко), Ярослав («Ярослав Мудрый» Кочерги), Швиденко («Генерал Ватутин» Дмитерко), Тихон («Гроза» Островского), Кошкин («Любовь Яровая» Тренева). С 1949 ведёт педагогическую работу в Харьковском театральном институте (с 1957 — профессор). Государственная премия СССР (1948). Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами.

Д. И. Антонович.

Д. И. Антонович в роли Тихона («Гроза» А. Н. Островского).
III
Антонович
Максим Алексеевич [27.4(9.5).1835, Белополье Харьковской губернии, — 14.11.1918], русский литературный критик, философ, публицист. Родился в семье дьячка. Окончил Петербургскую духовную академию в 1859. В 1862 вёл отдел «Русская литература» в журнале «Современник». В статьях по философии и естествознанию, как материалист и сторонник дарвинизма, опираясь на рефлексологию Сеченова, выступал против идеализма Канта и Шопенгауэра, боролся с русскими идеалистами — П. Юркевичем, Н. Страховым и др., с идеями «почвенничества» журналов Ф. М. Достоевского «Время» и «Эпоха», выступал за демократическую, разночинскую литературу. Однако А. вульгаризировал принципы материалистической эстетики Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, что сказалось в его отрицательной оценке произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. В полемике с журналом Д. И. Писарева «Русское слово» А. упрощал принципы революционного демократизма. С закрытием «Современника» (1866) отошёл от активной литературно-общественной деятельности. Позднее выступал против декадентского искусства.
Соч.: Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, Л., 1938; Избр. философские сочинения, М., 1945; Литературно-критические статьи. Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Г. Е. Тамарченко, М.— Л., 1962.
Лит.: Шишкина А. Н., Антонович, в кн.: История русской критики, т. 2, М.—Л., 1958; Пеунова М. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича, М., 1960; Козьмин Б. П., «Раскол в нигилистах», в его кн.: Из истории революционной мысли в России, М., 1961; Лебедев А., Чернышевский или Антонович?, «Новый мир», 1962, № 3; Чубинский В., Надуманный вопрос и несостоятельные ответы, «Русская литература», 1962, № 3; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М.—Л., 1962.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Владимир Бонифатьевич (1834-1908) — укр. историк, археолог, этнограф. Один из родоначальников укр. бурж. историографии, глава киевской школы укр. историков. С 1878 — проф. рус. истории Киевского ун-та. В 1863-80 — гл. редактор "Временной комиссии для разбора древних актов" в Киеве. Руководил изданием "Архива Юго-Западной России"; выпустил неск. томов с вступит. монографиями (ч. 3, т. 1 и 2 — О казачестве, ч. 3, т. 3 — О гайдамачестве, ч. 5, т. 1 — О городах). Ряд исследований А. по истории Украины и Литовско-Рус. гос-ва составил спец. сб. "Монографии по истории Зап. и Юго-Зап. России" (т. 1, 1885). Автор работ по археологии Украины: "Древности Юго-Зап. края. Раскопки в стране древлян" (1893) и "Археологич. карты" Киевской (1895) и Волынской (1900) губ. Совм. с М. П. Драгомановым издал "Исторические песни малорус. народа", т. 1-2, К., 1874-75. Исследуя вопросы социальной истории, А. рассматривал их, однако, с идеалистич. позиций, в плоскости действия абстрактных начал — общинного, дружинного, княжеского; противопоставлял укр. народ русскому, идеализировал казачество, выдвинул националистич. теорию о бесклассовости и "демократизме" укр. народа, развернутую позднее М. С. Грушевским.
=====
Лит.: Иконников В. С., Опыт рус. историографии, т. 1, кн. 1, отд. 2, К., 1891; Довнар-Запольский М. В., Ист. взгляды В. Б. Антоновича, в его кн.: Из истории обществ. движений в России, 2 изд., К., 1910; Павлуцький Г., В. Антонович як археольог, "Зап. Укр. Наукового Товариства в Кивi", 1909, кн. 3; Лобода А., Працп Антоновича по етнографi та лiтературi, там же.
2.
Максим Алексеевич (27.IV.1835 — 14.XI.1918) — рус. публицист революц.- демократич. направления, лит. критик, философ. Сын дьячка из г. Белополье Харьковской губернии. Окончил Петерб. духовную академию в 1859, но в результате изучения естеств. наук и знакомства с соч. В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова стал атеистом, отказался от духовной карьеры и по приглашению Добролюбова начал сотрудничать в "Современнике". С 1861 A. — ведущий критик журнала; после ареста Чернышевского (1862) до закрытия журнала в 1866 фактически возглавлял "Современник". Был близок к "Земле и воле" 60-х гг. В "Современнике" опубл. лучшие лит.-критич. статьи и рецензии А., в к-рых в яркой полемич. форме А. развивал принципы революц.-демократич. эстетики, опровергал теорию "чистого искусства" и отстаивал реалистич. произведения, вел борьбу с реакц. теориями журн. P. M. Достоевского "Время" и "Эпоха" (статьи А. "О почве", 1861; "Современные романы", 1864; "Суемудрие "Дня"", 1865, и др.). Проявлявшаяся иногда тенденция к вульгаризации материалистич. эстетики сказалась в отрицат. оценке А. романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" ("Асмодей нашего времени", 1862), вызвавшей полемику с Д. И. Писаревым. В 70-80-х гг. эпизодически сотрудничал в народнич. и либеральных изданиях ("Космос", "Слово", "Новое обозрение", "Рус. мысль", "Тифлисский вестник"). Был талантливым пропагандистом и популяризатором материализма и дарвинизма, физиологии Сеченова и передовых естественно-науч. знаний вообще. Вел борьбу против различных течений филос. идеализма, в т. ч. против рус. идеалистов — Данилевского, Леонтьева и т. п. ("Два типа совр. философов", 1861; "О гегелевской философии", 1861; "Совр. физиология и философия", 1862; "Единство сил природы", 1865; "Проф. Сеченов о несвободе воли", 1881; "Чарльз Дарвин и его теория", 1896). В нач. 20 в. выступил с критикой веховства (см. "Вехи") (статьи "Покаявшийся блудный сын и пропащий человек" — газ. "Новая Русь", 1909, No 133; "Письмо в редакцию" — журн. "Современник", 1911, кн. 1). До конца жизни А. сохранял верность идеалам шестидесятников, что накладывало печать ограниченности на его воззрения в условиях смены разночинного периода в революц. движении пролетарским. В 80-90-е гг. относился с симпатией к марксизму, но не понимал его.
=====
Соч.: Воспоминания, в кн.: Шестидесятые годы, (М.-Л.), 1933; Избр. статьи. Философия. Критика. Полемика, под ред. B. Евгеньева-Максимова, Л., 1938; Избр. филос. соч., М., 1945.
=====
Лит.: Очерки по истории философской и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956; Кирпотин В., О деятельности Антоновича до ареста Чернышевского, "Под знаменем марксизма", 1928, No 7-8; Пеунова М. Н., Мировоззрение М. А. Антоновича, М., 1960.
=====
В. А. Дьяков. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф. доб.
Антонович, муж. отч.

Новая философская энциклопедия:

АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич [27 апреля (9 мая), 1835, Белополье Харьковской губ. – 14 ноября 1918, Петроград]русский публицист, литературный критик, философ-материалист. Сын дьячка. Окончил Ахтырское духовное училище, Харьковскую семинарию (1855) и Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1859). Познакомившись с Н.А.Добролюбовым и Н.Г.Чернышевским, с которым Антоновича связывала личная дружба, начал в 1859 публицистическую деятельность в журнале «Современник». В 1862 вышел из духовного звания. После смерти Добролюбова (1861) – ведущий литературный критик журнала; после ареста Чернышевского (1862) – один из его руководителей. Когда «Современник» был закрыт, занимался переводами книг по истории и естествознанию, выступал в ряде изданий, до конца жизни оставаясь верным идеалам 60-х гг. 19 в. Антоновичодин из немногих соратников Чернышевского, занимавшийся специально философской проблематикой. Полагая, что идеалы жизни были выработаны в 18 в., тогда как 19-й еще не стал «эпоходелающим», сознательно разрабатывал философскую концепцию, типологически сходную с философией классического французского Просвещения 18 в. В ее основе – материалистически истолкованный антропологический принцип, идея всесилия разума, отрицание теологии и метафизики, трансцендентализма, мистицизма, супранатурализма. Философия природы, вселенная, космос интересуют Антоновича лишь постольку, поскольку они служат основой существования человека. В сфере гносеологии он – сторонник сенсуализма, опирающийся на идеи И.М.Сеченова и Д.Льюиса. Выступал с критикой идей славянофилов и почвенников, ратовал за «европеизацию» России и приобщение ее к общечеловеческим началам цивилизации и культуры. Свои эстетические взгляды, близкие принципам Чернышевского и Добролюбова, Антонович отстаивал излишне прямолинейно, давая крайне одностороннюю оценку художественных произведений (в частности, И.С.Тургенева и Ф.М.Достоевского). Исходя из антропологического принципа, считал эстетическое наслаждение нормальной потребностью человеческой природы; отвергал теорию «искусства для искусства», критикуя вместе с тем сугубо утилитарные взгляды на искусство публицистов «Русского слова» (Д.И.Писарева и др.). Выступил с резкой критикой религиозно-философских идей сб. «Вехи».
Сочинения:
1. Избр. филос. соч. М., 1945;
2. Литературно-критические статьи. М.–Л., 1961.
Литература:
1. Пеунова М.Н. Мировоззрение М.А.Антоновича. М., 1960;
2. Чубинский В.В. М.А.Антонович. Очерк жизни и публицистической деятельности. Л., 1961.
В.Ф.Пустарнаков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru