Определение слова «Погодин»

Большой энциклопедический словарь:

ПОГОДИН (наст. фам. Стукалов) Николай Федорович (1900-62) — русский драматург. Пьесы на производственные темы, в т. ч. "Аристократы" (постановка 1934) — посвященные "перековке" человека на Беломорско-Балтийском канале. Трилогия о В. И. Ленине: "Человек с ружьем" (постановка 1937) — "Кремлевские куранты" (постановка 1942, в новой редакции 1956) — "Третья патетическая" (1958). Ленинская премия (1959) — Государственная премия СССР (1941, 1951).

Большая советская энциклопедия:

I
Погодин
Александр Львович [3 (15).6.1872, Витебск, — 16.5.1947, Белград], русский историк и филолог-славист. Окончил Петербургский университет (1894). С 1901 магистр, с 1904 доктор славянской филологии. Профессор Варшавского (1902—08) и Харьковского (1910—19) университетов. В 1919 эмигрировал. В 1919—41 работал в Белградском университете (с 1939 профессор); в 1941, после оккупации Югославии фашистскими войсками, был уволен в отставку. Работы П. по истории славянских народов и их литературе написаны с позитивистских позиций. Резко критиковал взгляды славянофилов.
Соч.: Из истории славянских передвижений, СПБ. 1901; Главные течения польской политической мысли (1863—1907 гг.), СПБ, [1907]; Адам Мицкевич, т. 1—2, М., 1912—13; Язык как творчество, Хар., 1913; История польского народа в XIX в., М., 1916; Русско-српска библиографиja, т. 1—2, Београд, 1932-36.
Лит.: Соловьев А. В., Александр Львович Погодин, «Краткие сообщения института славяноведения АН СССР», 1958, в. 23.
II
Погодин
Михаил Петрович [11 (23).11.1800, Москва, — 8 (20).12.1875, там же], русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской АН (1841). Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806. В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), в которой выступал с позиций норманской теории (См. Норманская теория). Примыкал к «любомудрам» (См. Любомудры). В 1826—44 профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории. В 1827—30 издавал журнал «Московский вестник», в 1841—56 совместно с С. П. Шевырёвым — «Москвитянин». Выступал в 20—30-е гг. с критикой историка М. Т. Каченовского (См. Каченовский) и «скептической школы» (См. Скептическая школа). Изучал древнерусскую и славянскую историю, был близок к славянофилам (См. Славянофилы). Им установлены источники Начальной летописи (см. «Повесть временных лет»), изучены причины возвышения Москвы, выявлена постепенность в закрепощении русского крестьянства. Признание самобытности русской истории было основой научных взглядов П., который считал невозможным осмыслить русской исторический процесс и сделать из этого какие-либо выводы и обобщения. П. был историком официального направления и главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «... охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия...». Бытовые повести П. «Нищий», «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и др. (вошли в его книги «Повести», ч. 1—3, 1832) давали достоверную картину жизни крепостных, купцов, мещан, но были лишены глубины художественного обобщения. П. — автор исторической драмы «Марфа Посадница» (1830). Публицистика П. в 30-х — начала 50-х гг. носила реакционный характер; в литературном движении 40-х гг. занимал консервативные позиции; вёл борьбу с натуральной школой (См. Натуральная школа), в ряде вопросов выступал против В. Г. Белинского. В 60-е гг. стал сторонником организации славянского национального движения, поддерживал Панславизм. П. опубликовал ряд важных исторических источников, собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой была в 60-е гг. приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.
Соч.: Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1—7, М., 1846—57; Древняя русская история до монгольского ига, т. 1—3, М., 1871; Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853—1856 гг., М., 1874; Простая речь о мудреных вещах..., М., 1874.
Лит.: Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1—22, СПБ, 1888—1910; Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М. — Л., 1926; Никитин С. А., Славянские комитеты в России в 1858—1876 гг., М., 1960; Историография истории СССР, 2 изд., М., 1971, с. 143—46; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

М. П. Погодин.
III
Погодин (псевдоним; настоящая фамилия Стукалов)
Николай Федорович [3 (16).11.1900, станица Гундоровская, ныне Донецкой области, — 19.9.1962, Москва], русский советский драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Печатался с 1920. Разъездной корреспондент «Правды» (1922—32). Опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки» (оба — 1926). События и герои, о которых писал П.-журналист, перешли в первые его пьесы. От образа коллективного героя — рабочей массы строителей-сезонников в «Темпе» (1929, пост. 1930) П. шёл к созданию индивидуальных характеров: «Поэма о топоре» (1930, пост. 1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) и др.; от репортажной интонации первых пьес — к фабульной остроте «Аристократов» (1934). Пьесы П. о тружениках первой пятилетки сыграли важную роль в сближении сов. театра с социалистической действительностью, в драматургической и сценической разработке образа современника. Для них характерна свободная архитектоника. Драматическое действие нередко переносится в заводской цех, на строительные площадки и колхозные поля.
Трилогия о рождении и первых шагах Советского государства, в центре которой образ Ленина, — «Человек с ружьем» (1937; Государственная премия СССР, 1941, одноименный фильм, 1938), «Кремлёвские куранты» (1940; пост. 1942, новая редакция 1955, пост. 1956), «Третья патетическая» (1958, пост. 1959) — значительное достижение драматургии социалистического реализма (Ленинская премия, 1959). Через судьбы героев показаны движущие силы революции, её преобразующее воздействие на людей; раскрывается многогранная деятельность Ленина. Трилогии свойственно соединение публицистики с лирикой, широты охвата событий с психологической углублённостью в обрисовке действующих лиц.
В ряде комедийных произведений П., сценарии фильма «Кубанские казаки» (1950; Государственная премия СССР, 1951) сказалось ослабление конфликтности. Укрупнение социальных масштабов и обострение нравственных коллизий наметилось в комедии «Когда ломаются копья» (1953), драме «Сонет Петрарки» (1956). В 50-е гг. П. особый интерес проявлял к исследованию нравственного облика, характера советской молодёжи: пьесы «Маленькая студентка» (1958), «Голубая рапсодия» (1961) и др.; роман «Янтарное ожерелье» (1960). П. — драматург, публицист и критик — сыграл значительную роль в развитии советского театра. Был главным редактором журнала «Театр» (1951—60). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.
Соч.: Собр. драматических произведений, т. 1—5, М., 1960—61; Собр. соч., т. 1—4, М., 1972—73; Театр и жизнь, М., 1953; Искать, мыслить, открывать, М., 1966; Неизданное, т. 1—2, М., 1969; Автобиографическая заметка, в кн.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.
Лит.: Зайцев И., Николай Федорович Погодин, М.—Л., 1958; Попов А., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Караганов А., Огни Смольного, М., 1966; Холодов Е., Пьесы и годы. Драматургия Н. Погодина, М., 1967; Слово о Погодине. Воспоминания, М., 1968; Потапов Н., Живее всех живых. Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969.
Н. В. Зайцев.

Н. Ф. Погодин.

Советская историческая энциклопедия:

Михаил Петрович (11.XI.1800 — 8.XII.1875) — рус. историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Моск. ун-т. В 1826-44 — проф. Моск. ун-та, сначала всеобщей, с 1835 — рус. истории. В 1827-30 издавал журнал "Моск. вестник", в 1841-56 при тесном участии С. П. Шевырева — "Москвитянин". В 20-30-х гг. П. написал неск. беллетристич. и драматич. произв. ("Черная немочь", М., 1829, "Петр I", M., 1831, "Повести", ч. 1-3, М., 1832, и др.). В те же годы П. выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы П. находились в области древней рус. и слав. истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), П. установил связи с видными слав. учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению рус. и зарубежной слав. науки. Исследования П. по отд. вопросам рус. истории были осн. на изучении первоисточников и имели положит. значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.
=====
Признание самобытности рус. историч. процесса составляло основу историч. взглядов П. Он полагал, что "вечное начало, русский дух" лежит в основе рус. истории и что в ней полностью отсутствует внутр. борьба. Наличие этой борьбы, как осн. черты обществ. жизни, П. признавал только для стран Зап. Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских) стран, представлявших, по П., особый мир. Источником внутр. борьбы на Западе П. считал завоевания, к-рых не видел в России, т. к. полагал, что Рус. гос-во основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой П. в 60-х гг. вел диспуты с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским. В целом П. не имел определенной и законченной ист. концепции. Считал невозможным осмысление рус. ист. процесса с выводами и обобщениями, ибо, по П., рус. история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много "чудесного и необъяснимого". Будучи историком офиц. направления, П. гл. задачу истории видел в том, чтобы она сделалась "...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия..." ("Взгляд на рус. историю", т. 1, М., 1842, с. 16).
=====
Публицистика П. в 30-х — нач. 50-х гг. 19 в. преследовала те же охранит. цели и проповедовала "православие, самодержавие и народность". В слав. вопросе П. был сторонником организации и поддержки слав. нац. движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность рус. ист. процесса, роль православия и нек-рые др.) взгляды П. были близки к воззрениям славянофилов. После Крымской войны 1853-56 стал выступать как сторонник проведения реформ и нек-рого сближения с Западом.
=====
П. вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание соч. И. Т. Посошкова (т. 1-2, 1842-1863), "Псковской летописи" (1837), собрал и издал много писем H. M. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 30-х гг. П. начал собирать письм. и веществ. памятники рус. истории, составившие обширную и весьма ценную коллекцию ("Древлехранилище"), большая часть к-рой в 50-х гг. была приобретена Публ. библиотекой в Петербурге.
=====
Соч.: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 1-7, М., 1846-57; Историко-критич. отрывки, т. 1-2, М., 1846-57; Древняя рус. история до монг. ига, т. 1-3, М., 1871; Историко-политич. письма и записки в продолжении Крымской войны 1853-1856 гг., М., 18,74.
=====
Лит.: Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Милюков П., Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., т. 1, СПБ, 1913; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1-22, СПБ, 1888-1910; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1948 (библ.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-76 гг., М., 1960; Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст., сост. Г. Геннади, т. 3, М., 1908 (библ.).
=====
Н. M. Пирумова. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ПОГОДИН Михаил Петрович [11(23) ноября 1800, Москва – 8(20) декабря 1875, там же] – русский историк, писатель, издатель, общественный деятель. Внук крепостного, Погодин поднялся до уровня действительного члена Академии наук (1841) и непременного члена многих научных обществ. Историософские взгляды Погодина сформировались под влиянием трудов Шлецера и приложения к русской истории шеллингианских идей. В истории видел органическое развитие особых «начал», воплощенных в каждом народе по Промыслу Божьему. Погодин одним из первых в русской историософии сформулировал мысль о принадлежности России и стран Западной Европы к единой цивилизации и в то же время о различии их исторических путей, обусловленных саморазвитием заложенных в них «начал». В этой связи большое внимание уделял истокам исторического процесса, которые во многом предопределяют последующее развитие. Если Европа является наследницей Западной Римской империи, то Россия – наследницей Византии. Идеалом первой является республика, т.е. власть всех, идеалом России – самодержавие, опирающееся на доверие народа. При всем их различии они дополняют друг друга. В интерпретации российской истории склонялся к «норманнской теории», усматривая в летописном свидетельстве о добровольном призвании варяжских князей начало самодержавия, которое является важнейшим субъектом истории России. Погодин вошел в историю русской общественной мысли как сторонник идеологии официальной народности, представленной триединой формулой «православие–самодержавие–народность», что не умаляет его заслуг как одного из основоположников исторической науки.
Сочинения:
1. Исторические афоризмы. М, 1836;
2. Историко-критические отрывки. М., 1846;
3. Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1–7. М., 1846–57.
Литература:
1. Барсуков И. Жизнь и труды М.П.Погодина, кн. 1–22. СПб., 1888–1910;
2. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913.
Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская

Словарь русских фамилий:

см. ПОГАДАЕВ

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Михаил Петрович — историк, археолог и журналист (1800—75). Отец его был крепостной "домоправитель" графа Строганова. Обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер П.: он отличался большою практичностью, совмещавшеюся в нем с немалою долею сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой. На 11-м году он был отдан на воспитание к типографщику А. Г. Решетникову, но скоро поступил в 1-ю московскую гимназию. Сентиментально-патриотическое настроение его находило поддержку в увлечении тогдашним театром, где царили трагедии Озерова, а также в знакомстве с "Историей Государства Российского" Карамзина, которую он приобрел на последние свои деньги. В Моск. унив., куда П. поступил в 1818 г., он подпал под влияние профессора теории поэзии Мерзлякова (см.), запоздалого поклонника Ломоносова, Сумарокова и Державина. Летнее пребывание на учительской кондиции у кн. Трубецкого было для П. некоторым противовесом этого влияния: здесь он познакомился с сочинениями Руссо, г-жи Сталь (о Германии) и Шатобриана. В университете начали складываться и ученые вкусы Погодина; он заинтересовался первоначальной русской летописью, вопросом о происхождении князей, а также вопросами общеславянской истории (перевел сочинение Добровского "О Кирилле и Мефодии"). Почти во всех своих взглядах он находил противника в лице тогдашнего профессора русской истории Каченовского, с которым вел сильную полемику и впоследствии, будучи уже его сотоварищем по профессуре. Окончив курс в 1823 г., П. через год защитил магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", где явился защитником норманнской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которую стоял Каченовский. Диссертация эта была приветствована Карамзиным, с одной стороны, и специалистами-историками Шлепером и акад. Кругом — с другой. В своей диссертации П. обнаружил недюжинные критические способности. Планы его относительно будущности в это время еще не определились; он мечтает то о журнальной, то о педагогической деятельности, то об административной карьере. Его ходатайство о заграничном путешествии уважено не было. В комитете министров было решено, что нет "пользы посылать сего магистра в чужие края для окончания курса наук по нынешним обстоятельствам, а удобнее в университете дать то образование, которое правительству удобно будет". С 1826 г. П. поручено было читать всеобщую историю для студентов первого курса. Профессорская деятельность П. продолжалась до 1844 г. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории; в 1841 г. избран в члены Второго отделения Академии наук (по русск. яз. и словесн.); был также секретарем Общества истории и древностей российских и заведовал изданием "Русского исторического сборника", где поместил важную статью "О местничестве". К концу профессорской деятельности П. относится начало издания им "Исследований, лекций и замечаний", на которых и зиждется, главным образом, значение П. как историка; здесь он всего больше обнаружил свой критический талант и меньше всего отрицательную сторону своего ума — чрезмерное пристрастие к фантастическим построениям. "Исследования" (7 томов), доведенные до татарского периода русской истории, и теперь служат одним из необходимых пособий для занимающегося специально древней русской историей. В это же время П. начал собирание своего "Древнехранилища", заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины. Рукописная часть этого собрания, купленного позже имп. Николаем I, хранится в настоящее время в Петербурге в Имп. публ. библиотеке и представляет много интереса для специалистов-историков. П. несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835 г.), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкою и Падацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира с славянским. С 1844 г. специально-ученая деятельность П. замирает и возрастает только к концу его жизни. К 1860 г. относится его публичный диспут с Костомаровым по вопросу о происхождении русских князей. Прав в этом диспуте был скорее П., что не было замечено публикою, интересовавшейся противниками как представителями известных общественных партий, а не как учеными исследователями. В конце жизни П. вел полемику по тому же вопросу с Д. И. Иловайским. В 1872 г. им была издана "Древняя русская история до монгольского ига", не прибавившая ничего к его славе. На ученых трудах П. не отразилось то философское настроение, которое охватило Московский университет в 30-х и 40-х годах: сильный как специалист-исследователь, II. был слаб как мыслитель. Совмещая увлечение Шелдингом с патриархальной московской закваской, П. в своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал вместе с проф. Шевыревым к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: "Московском вестнике" (1827—30) и "Москвитянине" (1841—56). Первому пришлось бороться с колоссом русской журналистики начала 30-х годов, "Московским телеграфом". Почти исключительно литературный по содержанию, "Московский вестник" был зачастую чересчур учен по тону и потому, несмотря на участие Пушкина, полного успеха не имел. Другой журнал П., "Москвитянин", имел программу более политического характера. Здесь нашло прибежище начавшее обособляться в то время от общегегельянских увлечений славянофильское направление. Славянофилам пришлось работать здесь вместе с защитниками теории официальной народности. с стремлениями которой они имели лишь чисто внешнюю близость, влагая в формулу ее совершенно иной смысл и защищая ее другими средствами. В истории науки имя "Москвитянина" связано с полемикой против теории родового быта, представителями которой были Соловьев и Кавелин. Критика крайностей этой теории удалась П. больше, чем оценка положительных сторон ее. "Москвитянин" выдвигал на очередь общеславянские вопросы и отстаивал право западно-славянских народностей на национальную свободу, в то время как, по словам К. Н. Бестужева-Рюмина, "модным убеждением было мнение, что австрийский жандарм есть цивилизующее начало в славянских землях". Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии. См. "Биографический словарь профессор. Московского университета" (Москва, 1855; полный свод фактических данных до 1855 г.); "Историческая записка Имп. москов. археологического общества за первые 25 лет его существования" (М., 1890; биография П. принадлежит здесь перу П. Н. Милюкова); Бестужев-Рюмин в "Биографиях и характеристиках" (очень живая, полная метких замечаний характеристика); Н. П. Барсуков, "Жизнь и труды M. П. Погодина" — наиболее полный свод всего относящегося до самого Погодина, заключающий в себе массу интересных данных вообще для истории того времени (труд далеко еще не кончен).
М. Полиевктов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru