Определение слова «МЕЛАНХТОН»

Большая советская энциклопедия:

Меланхтон
(Melanchthon, грецизированное от немецкого Schwarzerd)
Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден, — 19.4.1560, Виттенберг), немецкий гуманист и теолог, деятель лютеровской Реформации (умеренно бюргерское направление). Родился в семье оружейного мастера. С 1518 профессор греческого языка в Виттенбергском университете, где сблизился с М. Лютером, став его ближайшим соратником и другом. Ярый противник Крестьянской войны 1524—26, Т. Мюнцера и анабаптистов. Теоретик лютеранства, обобщивший принципы лютеранской теологии (составил «Общие принципы теологии», 1521, Аугсбургское исповедание, 1530, и др.). После смерти Лютера (1546) — глава лютеранства. М. — автор многих педагогических сочинений и учебников, он способствовал реорганизации школьного и университетского дела в Саксонии и др. районах Германии, распространению классического образования (за что его назвали Praeceptor Germaniae — «учитель Германии»), в котором, однако, гуманистические идеалы были подчинены интересам лютеранской церкви и князей.
Соч.: Werke in Auswahl, hrsg. von R. Stupperich, Bd 1—7, Gtersloh, 1951—71.
Лит.: Stupperich R., Melanchthon, B., 1960; Stern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praeceptor Germaniae, Halle, 1963.

Новая философская энциклопедия:

МЕЛАНХТОН (Melanchton – грецизация нем. Шварцерд, Schwarzerd), Филипп (1 февраля 1497, Бреттен, Баден – 19 апреля 1560, Виттенберг)немецкий теолог и педагог, систематизатор лютеранского вероучения. Воспитывался под сильным влиянием гуманистических идей И.Рейхлина и Эразма Роттердамского [ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ]. Окончил Гейдельбергский и Тюбингенский (1514) университеты, с 1518 – заведующий кафедрой греческого языка в Виттенбергском университете, где началось его многолетнее сотрудничество с М.Лютером [ЛЮТЕР], которому он оказывал постоянную помощь в полемике с католиками и в переводе Библии на немецкий язык. Автор многих богословских работ, в том числе «Общих принципов теологии» («Loci communes rerum theologicarum», 1521) – первого систематического изложения протестантской догматики, а также Аугс-бургского исповедания – первого документа лютеранства [ЛЮТЕРАНСТВО]. После смерти Лютера Меланхтон возглавил лютеранское движение, он был одним из инициаторов Аугсбургского религиозного мира (1555), закрепившего власть князей над церковью по принципу «чья земля, того и вера».
Отстаивая воззрения Лютера, Меланхтон ради достижения религиозного мира стремился выразить их в компромиссной, приемлемой для оппонентов форме. Сказывалась и его давняя приверженность гуманистической традиции. Так, он склонялся к взглядам Эразма Роттердамского в понимании божественного предопределения [ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ]и свободы воли [СВОБОДА ВОЛИ]человека, который, по мнению Меланхтона, способен принять или отвергнуть любовь Бога и тем самым ответствен за свою судьбу: «оправдывает» только Бог, но лишь того, кто этого желает. Он подчеркивал роль добрых дел (не как условия спасения [СПАСЕНИЕ], но необходимого свидетельства и выражения веры [ВЕРА]). Акцент на этических, гуманистических аспектах вероучения навлек на Меланхтона обвинение в пелагианстве со стороны многих лютеранских богословов, которое он решительно отвергал. Как выразитель интересов немецкого бюргерства Меланхтон одобрял расправы с восставшими крестьянами и городским плебсом, призывал к преследованиям «еретиков» (в частности, М.Серветаи анабаптистов).
В историю Германии Меланхтон вошел как создатель новой системы школьного и университетского образования, основу которого составляло изучение древних языков и античной культуры. Он был автором ставших классическими учебников по греческому и латинскому языку, богословию, риторике, логике, этике, непосредственно участвовал в основании и реорганизации многих школ и университетов, получив широкое признание как Учитель Германии (Praeceptor Germanie).
Источник:
1 Corpus Reformatorum, 28 v., 1834–1860.
Л.Н.Митрохин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru