Определение слова «Новалис»

Большой энциклопедический словарь:

НОВАЛИС (Novalis) (наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (1772-1801) — немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей ("магический идеализм"). Философские фрагменты, лирический цикл "Гимны к ночи" (1800) — "Духовные песни", незаконченный роман "Генрих фон Офтердинген" (опубликован 1802).

Большая биографическая энциклопедия:

Новалис (Novalis)
(настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг, Hardenberg) (1772—1801), немецкий поэт и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство («магический идеализм») духа, Бога и природы, существующих в полярности и взаимоотражении. Постичь вечную сущность бытия призвано (с помощью интуиции) творческое сознание художника, преодолевающего разделение духа и материи и таким образом идеально преобразующего мир (философские «Фрагменты»; трагический, религиозно-мистический цикл «Гимны к ночи», 1800); духовные стихи. Мифологический, с зашифрованной символикой, роман о немецком средневековье «Генрих фон Офтердинген» (опубликован в 1802; не закончен).

Большая советская энциклопедия:

Новалис
(Novalis)
[псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, — 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего Романтизма в Германии (круг т. н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф. В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И. Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Её основной тезисутверждение дискретности мира и одновременно нерасчленённости его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведёт к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имён (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики (См. Мистика), особенно Я. Бёме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своём творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле «Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе Пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.
В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).
Соч.: Schriften, Bd 1—4, 2 Aufl., Stuttg., М., 1960—65; в рус. пер. — Фрагменты, М., 1914; Стихотворения, «Аполлон», 1910, № 7; Ученики в Саисе, в сборнике: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М. — Л., 1935.
Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 139—48: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Haering Th., Novalis als Philosoph, Stuttg., 1954; Beheim-Schwarzbach M., Novalis, 2 Aufl., Hamb. 1948; Ritter H., Der unbekannte Novalis, Gtt., 1967; Malsch W., Europa. Poetische Rede des Novalis, Stuttg., 1965.
Ал. В. Михайлов.

Новалис.

Новейший философский словарь:

НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия — Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772-1801) — немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале «Атеней». Главные произведения Н.: поэтически-философские «Фрагменты» (1802), «Христианство или Европа» (1799, опубликовано 1826), лирические циклы «Гимны к ночи» (1801), «Духовные песни», роман-миф «Генрих фон Офтердинген», повесть «Ученики в Саисе» и др. Взгляды Н. формировались под влиянием «Наукоучения» Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, — он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о «людях плоти», которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идилией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако, воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее «я» личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями — добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. СОФИЯ). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению П., способно духовно объединять людей.

Новая философская энциклопедия:

НОВАЛИС (Novalis), наст, имя и фамилия – Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (2 мая 1772, Видерштедт, ок. Мансфельда – 25 марта 1801, Вайсенфельс) – немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма. Близкий друг Ф.Шлегеля [ШЛЕГЕЛЬ]. Получил естественнонаучное образование. Испытал сильное влияние Фихте и в меньшей степени Канта. Его философская система, которую он назвал «магическим идеализмом», сочетает в себе диалектические и натурфилософские тенденции с идеями, почерпнутыми в восточных и западных мистических учениях. В магическом созерцании, воплощающемся в поэзии, возникает образ мира как единого целого. Поэзия как универсальный способ познания высшей сверхчувственной реальности (Бога) соединяет разум, чувство и волю в творческой деятельности. Противоположности переходят друг в друга и находятся в отношении взаимопредставленности, которое носит знаковый характер. Отсюда характерное для Новалиса утверждение мистической природы знака (слова), в котором представлены вещь и ее сущность. Выявить эту скрытую взаимосвязь и магически воздействовать на нее может только гений (поэт). Свои философские идеи Новалис выражал в форме фрагмента, заключающего в себе элементы эссе и афоризма. Идеал общественного и государственного устройства видел в средневековой Европе с ее строгой сословной иерархией и религиозностью («Христианство или Европа» (Das Christentum oder Europa), 1799, опубл. 1826).
Сочинения:
1. Schriften, hrsg. von P.Kluckhohn und R.Samuel, Bd. 1–. Stuttg., 1977–;
2. рус. пер.: Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1994;
3. Гимны к ночи. М., 1996.
Литература:
1. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978;
2. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994;
3. Haering Th. Novalis als Philosoph. Stuttg., 1954;
4. Koch H. Der philosophische Stil des Novalis. Mnster, 1972;
5. Mhl H.-J. Die literarische Frhromantik. Gtt., 1983.
Р.А.Счастливцев

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя и фам. Фридрих фон Харденберг; 1772–1801) – нем. поэт, философ. Предст. йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей («магич. идеализм»). Автор филос. фрагментов, лирич. циклов «Гимны и ночи» (1800), «Духовные песни», незаконч. ром. «Генрих фон Офтердинген» (опубл. 1802).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Гарденберг.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru