Определение слова «неореализм»

Большой энциклопедический словарь:

НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. Основа космологии неореализма — теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.
НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х — сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест — фильм "Рим — открытый город" (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве — Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
2) В изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.

Большая советская энциклопедия:

I
Неореализм
одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние Шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания), Теоретико-познавательные принципы Н. были высказаны Дж. Э. Муром в ст. «Опровержение идеализма» (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910 выпустили «Программу и первую платформу шести реалистов». Космология Н. была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л. Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития — теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Н. падает и на смену ему приходит так называемый Критический реализм.
Н. подверг критике субъективный идеализм — за сведение действительности к сознанию субъекта — и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта существовании объекта. В то же время Н. отверг материализм как «дуалистическую» теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую субъект и объект друг другу, и развил доктрину «эпистемологического монизма». Н. считает, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера — оно есть совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении «нейтральный» объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь «психическим»; когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как «физический». Однако положение о непосредственном включении сознанием объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и вступает в противоречие с исходной посылкой Н. о независимом от сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Н, оказывается одной из разновидностей идеализма.
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 8; The new realism, N. Y. 1925; Kremer R., Le neorealisme americain, P., 1920; Evans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928; Ray В., Consciousness in neorealism, Oxf., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of American new realism, Stockh., 1955.
Д.. М. Луканов.
II
Неореализм
направление в итальянском кино и литературе середины 40 — середины 50-х гг. 20 в.; новая форма Реализма, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая почва Н. — всенародное Движение Сопротивления и распространение в Италии социалистических идей. Истоки Н. в литературе Веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в творчестве прогрессивных французских режиссёров.
Проникнутый уважением к человеку, силе солидарности, Н. выдвинул в главные герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная тематика Н. — раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость; основные проблемы Н. — сохранение достоинства личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.
Эстетические принципы Н. в киноискусстве изложил Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Н. был фильм режиссёра Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников: режиссёров — Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров — А. Маньяни, А. Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших фильмов Н.: «Пайза», «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Земля дрожит», «Трагическая охота», «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды», «Неаполь-миллионер» (в советском прокате «Неаполь — город миллионеров»), «Рим, 11 часов» и др. Режиссёры Н. искали новые выразительные средства. Значительно менялся киноязык. Произведения Н. отличались стремлением к точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала ложная красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины, главным образом черно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.
Н. в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве, так и особенно профашистскому искусству. Наиболее разработанный литературный жанр — «лирический документ», сочетающий автобиографический момент с художественным вымыслом («Улица Магадзини» и «Семейная хроника» В. Пратолини; «Христос остановился в Эболи» К. Леей (См. Лей) и др.); к нему близки комедии Э. Де Филиппо (например, «Неаполь-миллионер»); более широкое, эпическое изображение социальных проблем и конфликтов представлено в романах «Метелло» Пратолини, «Земли Сакраменто» Ф. Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились к ясности и простоте словесного и образного выражения, к широкому использованию народной речи. Это сказалось и в поэзии (П. П. Пазолини), отклонявшей формотворческие изыски Герметизма.
В середине 50-х гг. проявилась ограниченность метода Н., не сумевшего раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой действительности и подчас подменявшего анализ эмпиризмом. Реализм современного итальянского кино и литературы перерос рамки Н. как идейно-художественного и мировоззренческого комплекса. Однако Н. уже выполнил серьёзную эстетическую и идейную задачу (в том числе вернул итальянскому искусству интерес к темам и проблемам народной жизни). Родственные Н. явления были и в итальянском изобразительном искусстве (живопись и графика У. Аттарди, А. Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин Р. Гуттузо), отчасти в театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппе, А. Маньяни), в песне и т.д. Н. оказал влияние на ряд европейских литератур в начале 50-х гг., на кинематограф многих стран мира, в том числе и социалистических. Аналогичные тенденции в искусстве западноевропейских стран (Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались неореалистическими. Традиции Н. живут в отдельных кинофильмах последующих лет, а в начале 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении «политическое кино».
Лит.: Сценарии итальянского кино, [т. 1—2, пер.], М., 1958—67; Дзаваттини Ч., Некоторые мысли о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., М., 1960; Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Соловьева И., Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Ferretti G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.
Г. Д. Богемский, З. М. Потапова.

Большой словарь иностранных слов:

[см. нео… + реализм]одно из направлений в англо-американской философии 20 в. (Мур, Александер, Перри); направление в итальянском кино и литературе 40–50-х годов 20 в. (Висконти, Де Сика, Пратолини, Леви).

Толковый словарь Кузнецова:

неореализм
НЕОРЕАЛИЗМ -а; м.
1. Современное философское направление, связанное с возрождением и развитием идей реализма (1 зн.). // Направление в изобразительном искусстве (главным образом США) 50 — 60-х гг. 20 в., пропагандировавшее возврат к реалистическим традициям, а на практике — к натурализму.
2. Направление в киноискусстве и литературе, зародившееся после второй мировой войны в Италии и отстаивавшее идеи социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства.
Неореалистический (см.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
неореализм, -а

Новая философская энциклопедия:

НЕОРЕАЛИЗМтечение в англо-американской философии, которое возникло на рубеже 19–20 вв. и для которого было характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Неореализм явился реакцией на абсолютный идеализм неогегельянства и идеалистический эмпиризм американского прагматизма. На формирование философии неореализма оказали влияние идеи Ф.Брентано, А.Мейнонга и шотландской школы. Анализ интенциональной природы сознания в философии Брентано и Мейнонга, построенный на четком различии между психическими актами и тем, на что эти акты направлены, по сути уже содержал один из кардинальных постулатов неореализма: воспринимаемое и познаваемое сознанием существует независимо от актов восприятия и познания. В Англии первыми представителями неореализма стали Дж.Мур, Т.П.Нанн и Б.Рассел. Наиболее яркое выражение английский неореализм получил в работе Мура «Опровержение идеализма» (1903, рус. пер. 1987), где было подвергнуто резкой критике идеалистическое понимание опыта и реальности. С позиций реализма и здравого смысла воспринимаемое в своем существовании и природе не зависит от того, как оно воспринимается. В США с неореалистическими идеями выступили в 1901–1902 У.П.Монтегю и Р.Б.Перри, однако как философское течение неореализм оформился здесь в 1910, когда к Монтегю и Пери примкнули еще четверо философов – У.Т.Марвин, У.Б.Питкин, Э.Г.Сполдинг и Э.В.Холт – и они вместе опубликовали «Программу и первую платформу шести реалистов». В более систематизированном виде их общий подход к философии был изложен в 1912 в коллективном труде «Новый реализм. Совместные исследования в философии». Далекие от полного единомыслия американские неореалисты провозгласили своим общим лозунгом «освобождение метафизики от эпистемологии», направив его против идеалистов, приписывавших эпистемологии центральную роль на том основании, что познание составляет универсальное условие бытия и поэтому исследование человеческого сознания должно предшествовать исследованию самой реальности. Согласно Марвину, в логическом плане эпистемология является вторичной по отношению ко многим специальным наукам и должна занять подобающее ей место. Неореалисты усматривали реальный фундамент философии в логике и отстаивали исключительную ценность анализа, чем в немалой степени способствовали распространению в США расселовского понимания философии. Ядро доктрины американского неореализма составила теория «независимости имманентного», согласно которой независимость бытия от сознания не означает отсутствия каких-либо отношений между ними. Для обоснования этого утверждения неореалисты использовали теорию внешних отношений, воспринятую ими у У.Джеймса и направленную против сформулированной в рамках абсолютного идеализма теории внутренних отношений. Если внутренние отношения «проникают» в связываемые ими объекты, сущностно определяя их природу, то внешние отношения не изменяют природы своих объектов. Постулируя существование внешних объектов и трактуя познание как один из видов внешних отношений, неореалисты заключали, что реальность объектов не зависит от тех когнитивных отношений, в которые они вступают. С другой стороны, неореалисты принимали принцип имманентности, согласно которому объекты воспринимаются нами непосредственно и их не отделяют от нас никакие ментальные сущности. Когда объекты познаются, они становятся содержанием сознания, непосредственно «входя» в него. Т.о., «дуализм» неореалистов в вопросе об отношении между познающим субъектом и познаваемым предметом дополняется эпистемологическим монизмом в трактовке отношения между предметом и тем, посредством чего этот предмет познается. Среди английских неореалистов аналогичной позиции придерживался Нанн, трактовавший и первичные, и вторичные качества как действительные свойства предметов. В вопросах онтологии неореалисты исходили из того, что объективный онтологический статус имеют и объекты, существующие реально, и объекты, существующие идеально. Однако из этого тезиса они делали разные выводы. Холт и в меньшей степени Перри разрабатывали концепцию нейтрального монизма, полагая, что анализ бытия в конечном счете должен обнаружить некоторые простейшие нейтральные элементы. Этими элементами они считали логические и математические сущности, которые не принадлежат всецело ни духу, ни материи, но могут одинаково свободно входить как в физические, так и в психические комплексы, не изменяя своей природы. Вселенная представляет собой иерархию подобных комплексов, в которой каждый высший тип выводим из низших и которая тем самым уподобляется некой единой дедуктивной системе. Монтегю и Сполдинг возражали против определения всех объектов как в конечном счете нейтральных. Согласно Монтегю, нельзя считать одинаковым онтологический статус объектов, существующих реально, и объектов, существующих идеально, ибо первые принадлежат к области «действительного», а вторые – к области «возможного». В результате остров действительного бытия оказывается окруженным бескрайним морем возможных объектов, среди которых наиболее важными для Монтегю являются универсалии, присутствующие в конкретных вещах как их общие свойства. Сполдинг предложил поделить все сущности, выявляемые в ходе анализа, на существующие в пространстве и времени (физические объекты), существующие во времени и вне пространства (психические явления) и существующие идеально вне пространства и времени (логико-математические объекты). Вместе с тем все неореалисты придерживались плюралистической онтологии в том смысле, что приписывали объектам действительное обладание многообразием тех свойств, которые обнаруживает сознание. Это многообразие обусловлено множеством тех внешних когнитивных отношений, в которые может вступать объект. Так, стол, который с разных позиций мы видим то круглым, то овальным, в действительности, считали неореалисты, обладает и той, и другой пространственной формой. В трактовке познающего сознания неореалисты придерживались той точки зрения, что оно является свойством человеческого организма, связано с поведенческими реакциями и его роль ограничивается отбором и упорядочением объектов в опыте. Однако если Холт и Перри подчеркивали пассивность сознания, его неспособность «творить» объекты, то Монтегю не склонен был видеть в сознании побочный продукт сложных нервных структур и допускал субъективный опыт, вмешивающийся в процесс познания. В целом же неореалисты считали опыт объективным, ибо в сознание непосредственно входят предметы реального внешнего мира. Эту точку зрения было сложно примирить с фактами ошибок, заблуждений, иллюзий и т.д., возникновение которых стремились объяснить. Наиболее важное значение неореалисты придавали разрешению т.н. эгоцентрического затруднения: оно состоит в том, что субъект никогда не имеет дела с объектами, которые не были бы в каком-то смысле познанными и не предполагали соотнесенность с сознанием. Именно это затруднение, согласно Перри, неправомерно используют идеалисты, когда пытаются обосновать зависимость объекта от субъекта. Вместе с тем самим неореалистам также не удалось предложить удовлетворительного выхода из этого затруднения и показать, что оно не противоречит независимости бытия от сознания. Столь же неудачными были и попытки неореалистов объяснить, как возможны заблуждения и иллюзии, если опыт объективен. Все это вызвало серьезные возражения против доктрины неореализма со стороны критических реалистов, что в значительной мере ускорило распад этого философского течения.
Приверженцы неореализма в дальнейшем отошли от его основных принципов. Холт стал психологом; Перри главное внимание уделял теории ценностей, а познание трактовал в терминах «ожидания»; Монтегю постепенно эволюционировал в сторону репрезентативного реализма. В 1940-х гг. в целях консолидации неореализма в США была создана Ассоциация реалистической философии, которая просуществовала недолго, но в нее вошли ряд неореалистов второго поколения (Д.К.Уильяме, Ч.Бэйлис). Дальнейшую разработку доктрина неореализма получила в трудах британского философа С.Александера, попытавшегося обосновать все разновидности объектов познания в рамках единой пространственно-временной онтологии. Различные конфигурации нераздельного пространства-времени образуют иерархию уровней реальности (материя, жизнь, сознание, божество), которые Александер объясняет в терминах теории эмерджентной эволюции [ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ].
Литература:
1. The Program and First Platform of Six Realists. – «Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods», 1910, v. VII;
2. The New Realism. Cooperative Studies in Philosophy: E.B.Holt, W.T.Marvin, W.P.Montague, R.B.Perry, W.B.Pitkin, E.G.Spaulding. N.Y., 1912;
3. Perry R.B. Present Philosophical Tendencies. N.Y., 1912;
4. Holt E.B. The Concept of Consciousness. L., 1914;
5. Montague W.P. The Ways of Knowing. N.Y., 1925;
6. Alexanders. Space, Time and Deity. L., 1920;
7. Мур Дж. Опровержение идеализма. – В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1987;
8. Хилл Т.П. Современные теории познания. М., 1965.
Л.Б.Макеева

Грамматический словарь Зализняка:

Неореализм, неореализмы, неореализма, неореализмов, неореализму, неореализмам, неореализм, неореализмы, неореализмом, неореализмами, неореализме, неореализмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru