Определение слова «китайцы»

Толковый словарь Ефремовой:

китайцы мн.
1. Народ сино-тибетской этноязыковой семьи.
2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ушакова:

КИТА́ЙЦЫ, китайцев, ед. китаец, китайца, ·муж. Народ, населяющий Китай.

Большой энциклопедический словарь:

КИТАЙЦЫ (самоназвание — хань — ханьжэнь) — народ, основное население КНР (св. 1,093 млрд. человек). Общая численность ок. 1,125 млрд. человек (1992). Язык китайский. Верующие — буддисты, даосисты, конфуцианцы, есть христиане и др.

Большая советская энциклопедия:

Китайцы
(самоназвание — хань)
нация, составляющая основную часть населения КНР. Общая численность около 750 млн. человек (1970, оценка), из них в КНР свыше 730 млн. человек (95% всего населения страны). За пределами КНР наиболее крупные группы К. проживают в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Сингапуре, Вьетнаме, Бирме, на Филиппинах, в Камбодже.
Китайский язык относится к китайско-тибетской семье языков. Письменность иероглифическая, восходящая к образному письму середины 2-го тысячелетия до н. э. Китайский язык включает несколько диалектов, которые так сильно отличаются друг от друга, что это затрудняет взаимное понимание между жителями разных районов страны.
В расовом отношении К. неоднородны. Основная масса К. принадлежит к тихоокеанской ветви монголоидной большой расы. Среди северных К. преобладают различные типы восточно-азиатской группы, а среди южных К. — варианты южно-азиатской группы. Для религиозных представлений К. характерно сочетание элементов различных верований и религий. Наибольшее значение имел культ предков. На протяжении истории Китая среди К. были также распространены сначала даосизм и конфуцианство, затем буддизм, в меньшей степени — ислам, отчасти и христианство. Этническая история К. представляет собой сложный многовековой процесс, в котором принимали участие многие народы, говорившие на китайско-тибетских, малайско-полинезийских, мон-кхмерских и алтайских языках. К числу предков К. принадлежали земледельческие племена бассейнов Хуанхэ и Янцзы, создавшие разнообразные неолитические культуры 3—2-го тысячелетия до н. э. (Яншао, Луншань и др.). Они возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во 2-м тысячелетии до н. э. на территории современных провинций Хэнань, Шэньси, Шаньси возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцам была известна развитая металлургия бронзы. Говорили они на языке, который стал основой развития древнекитайского языка. Западными соседями иньцев были родственные им племена чжоу, завоевавшие в 11 в. до н. э. иньское государство. В 11—3 вв. до н. э. на территории современного Китая, вокруг смешавшихся друг с другом потомков народов инь и чжоу, жили различные народы, известные в китайских источниках под собирательными названиями мань — на Ю., жун — на З., ди — на С., и — на В. С середины 1-го тысячелетия до н. э. китайские источники упоминают также многочисленные племена юэ, живущие к югу от Янцзы. Большинство этих племен являлось предками тайских народов, нос среди них были также предки индонезийцев, вьетнамцев и, вероятно, мон-кхмеров. Уже в рассматриваемый период предки К. не были изолированы от др. народов и воспринимали у них многие элементы материальной и духовной культуры.
Ко времени династии Хань (3 в. до н. э.—3 в. н. э.) относится образование древнекитайской народности. Название династии, восходящее к названию р. Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием К. Расширение территории ханьского государства сопровождалось значительным переселением К. (преимущественно на Ю.) и, как правило, насильственной ассимиляцией др. народов Восточной Азии. Новое объединение Китая под властью династии Тан (6—9 вв.) после периода феодальной раздробленности способствовало этнической консолидации К. Однако и в этот период область расселения К. охватывала далеко не всю территорию современного Китая. На С. сменяли друг друга независимые кочевые объединения тюркских и монгольских народов, а на Ю.-З. (Юньнань, Сычуань) существовали государства, населённые главным образом предками народов и, тай, мон-кхмеров. В 10—13 вв. (период династии Сун) Китай оказался разделённым на 2 части — северную и южную. На С. господствовали сначала монголо-язычные кидане, от названия которых происходит русское слово «Китай», а затем чжурчжени, говорившие на языках тунгусо-маньчжурской группы. На Ю. страны, где продолжала править китайская династия, усилился приток К. с С. В середине 13 в. государства, существовавшие на территории современного Китая, были завоёваны монголами. После изгнания монголов (1368), в период династии Мин, продолжалось переселение К. из бассейнов Хуанхэ и Янцзы на Ю. В период маньчжурской династии Цин (1644—1911) сложились в основном современные политические границы Китая. Завоевательные войны Цинов часто сопровождались истреблением больших групп коренного населения. В конце 18 в., после завоевания Джунгарского ханства, начинается переселение К. во вновь образованную провинцию Синьцзян (буквально — новая граница), которое продолжается до настоящего времени. В конце 19—начале 20 вв., в период развития капитализма и формирования китайской нации в Китае, К. постепенно заселяют Манчжурию.
Свыше 80% К. в КНР занято в сельском хозяйстве. Большое развитие получили различные виды ремесел, как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение и т. д.), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки и т. д.); славится китайский фарфор. Об истории, хозяйстве и культуре К. см. в ст. Китай.
Лит.: Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, в. 1, М., 1959; Линь Яо-хуа, Чебоксаров Н. Н., Хозяйственно-культурные типы Китая, в кн.: Восточно-азиатский этнографический сб., в, 2, М., 1961; Алексеев В. М., В старом Китае. Дневники путешествия 1907, М., 1958; Китайская Народная Республика. Экономика, государство и право, культура, М., 1970; Latourette К. S., The Chinese. Their history and culture, 3 ed., N. Y., 1957: Winfield G. F., China. The land and the people, N.Y., 1950.
Н. Н. Чебоксаров.

Этнографический словарь:

Представители древнейшей дальневосточной нации, проживающие в одноименном государстве.
Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая оказало большое влияние на формирование психологии населения, к числу основных черт которой можно отнести: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По этой причине никакой вид деятельности не оскорбляет, не угнетает китайцев и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.
Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Не случайно китайская пословица гласит: "Тому, кто не испытал горечь жизни, никогда не придется оценить ее сладость". Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широко возникающих потребностей, а в достижении счастья с тем, что имелось. Простые китайцы привыкли считать, что счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от них самих. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера.
Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью, показателем чего являются, например, пословицы и поговорки. "Не забывай прошлого, оно учитель будущего", "Пришло счастье — будь бдителен; пришло горе — будь стоек",-гласит китайская мудрость, и чувствуется истинно практический ум этого народа. Но это совсем не означает, что его мышление примитивно, оно своеобразно. Нужно видеть за его естественной простотой сложное содержание.
Китайцы — энергичные, предприимчивые люди, стремящиеся в любых условиях достичь поставленной цели. Вот как описывает это японский профессор Хаясэ: "Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит профессия парикмахера, повара или портного, — описывает он адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. — Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячего торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастал постоянными потребителями и заводил на них бухгалтерскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему удавалось получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобретения лавочки. Потом он превращался в оптового торговца, с которым безденежные люди предпочитали расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретал участок земли и строил на ней фабрику, нанимал работников". По этой причине в большинстве стран Юго-Восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импортно-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов. Китайцы владеют 30% капиталов Малайзии и Сингапура, 30% служащих Малайзии — китайского происхождения.
Сложные климатические и природные условия страны, особенно необходимость строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, по-числу которых Китай занимает чуть ли не первое место в мире, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективистский труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.
Весьма своеобразно общение китайцев.Если там один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считает другого развитым и образованным человеком, даже в том случае, если они прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время разговора один на один с малоизвестными людьми китайцы ведут себя специфически. Японец, например, наклоняется далеко вперед, двигает всеми мускулами лица и тела. Китаец же, наоборот, сохраняет неподвижными положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, не шевелится совсем, только губы слегка движутся, а голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор считается попросту неприемлемым. Наши глаза и брови во время беседы тоже находятся, как правило, в движении, давая собеседнику дополнительную информацию о нашем настроении, впечатлениях о разговоре. Лицо же китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность — это и есть проявление его вежливости, как он ее понимает. Китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что по их представлениям так делают только враги или ненавидящие друг друга люди. Добрым же знакомым сверлить друг друга глазами считается неприличным. Когда же мы в серьезной беседе встречаем потупленный или старательно отводимый взор китайца, не зная этой существенной особенности, мы часто начинаем, повинуясь нашим чувствам, подозревать китайца в неискренности или, как минимум, в невнимании к нам. Однако мы не правы в этом своем подозрении, т. к. это всего лишь дань установившейся привычке. Китайцам в общении в целом присуща черта, которую можно назвать поразительной вежливостью. Она не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для нее характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со старанием всячески уважать собеседника.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

(самоназвание — хань, хань-жэнь) — нация, составляющая осн. часть населения КНР. Общая численность 652 236 тыс. чел. (1959), из них в КНР — 636 500 тыс. чел. (95% всего населения страны). За пределами КНР наиболее крупные группы К. имеются в Таиланде (4500 тыс. чел.), Малайе (2500 тыс. чел.), Индонезии (2200 тыс. чел.), Сингапуре (1190 тыс. чел.), Вьетнаме (900 тыс. чел.), Бирме, Филиппинах (по 300 тыс. чел.), Камбодже (250 тыс. чел.), США (св. 260 тыс. чел.).
=====
Кит. язык относится к кит.-тибет. семье языков. Письменность иероглифическая, восходящая к образному письму сер. 2-го тыс. до н.э. Кит. язык включает несколько диалектов, сильно различающихся между собой; на сев. диалекте, распространенном в сев., центр. и юго-зап. провинциях КНР, говорит около половины всех К. Пекинский говор этого диалекта положен в основу совр. нормативного разговорного и лит. языка. На диалекте кэцзя, или хакка (сохраняющем многие архаич. черты древ. кит. языка), в нек-рых р-нах Гуанси, Гуандуна, Хунани говорят потомки кит. переселенцев с С. (4-6 вв. н.э.). Остальные диалекты — шанхайский (у), сев. и юж.-фуцзяньские (минь), гуандунский (юэ) и др. — распространены на Ю.-В. Китая, включая о-ва Тайвань и Хайнань. В их формировании играли большую роль языки аборигенного некитайского населения. Различия между диалектами кит. языка, обусловленные многовековой феод. разобщенностью различных р-нов страны, отсутствием экономич. связей между ними, вторжением иностр. капитала с сер. 19 в., тормозившего формирование общекит. языка, и по сей день затрудняют взаимное понимание населения различных р-нов страны, тормозят переход на латинизированную письменность, проект к-рой был принят в 1958.
=====
В расовом отношении К. неоднородны. Осн. масса К. принадлежит к тихоокеанской ветви монголоидной большой расы. Среди сев. К. преобладают различные типы вост.-азиат. группы, а среди юж. К. — варианты юж.-азиат. группы. На крайнем Ю. Китая (Гуанси, Гуандун, Фуцзянь) среди К. заметна примесь негроавстралоидных (экваториальных) элементов. Для К. очень характерен глубокий религиозный синкретизм. В их верованиях до последнего времени главную роль играл культ предков. Сохранялись также пережитки анимизма и тотемизма. В разные периоды истории Китая среди К. получили распространение разные религиозные системы. В результате переплетения народных верований и учения полулегендарного философа Лао-цзы (6 в. до н.э.) развилась даосская религия. Широко распространено в Китае конфуцианство, первоначально являвшееся скорее этико-моральным филос. учением, однако основатель этого учения Конфуций (6-5 вв. до н.э.) и его ученики были впоследствии обожествлены, им поклонялись. В первых веках н.э. в Китай из Индии проник буддизм, получивший широкое распространение среди К. начиная с 7-8 вв. Примерно в то же время в Китае появились первые последователи ислама. В 19-20 вв. среди К. нек-рое распространение получило также христианство (гл. обр. католичество). Однако большинство К. остается индифферентными к религии.
=====
Этнич. история К. представляет сложный многовековый процесс, в к-ром принимали участие различные народы, говорившие на кит.-тибет., малайско-полинезийских, мон-кхмерских и алтайских языках. К числу предков К. принадлежали земледельч. племена басс. Хуанхэ и Янцзы, создавшие разнообразные неолитич. культуры. В 3-м тыс. до н.э. по верх. и ср. течению Хуанхэ жили племена, оставившие памятники культуры Яншао. Они возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Их потомками были носители культуры "хэнаньского Луншаня", с к-рыми преемственно связаны, вероятно, племена ся, а затем шан, создавшие во 2-м тыс. до н.э. на терр. совр. пров. Хэнань, Шэньси, Шаньси раннегос. образование Инь, сохранявшее значит. черты первобытнообщинного строя. Иньцам была известна развитая металлургия бронзы. Говорили они на языке, к-рый стал основой развития древнекит. языка. Зап. соседями иньцев были родственные им племена чжоу, завоевавшие в 11 в. до н.э. иньское гос-во и основавшие новую династию. В 11-3 вв. до н.э. на терр. совр. Китая, вокруг слившихся друг с другом потомков ся, шан и чжоу, жили различ. народы, известные в кит. источниках под собирательными названиями мань — на Ю. (предки мяо-яо, таи, отчасти также индонезийцев и мон-кхмеров), жун — на З. (предки тибето-бирманцев), ди — на С. (гл. обр. предки тюркских и монгольских народов), и — на В. (вероятно, предки сев. крыла индонезийцев, а также корейцев и маньчжуров). С сер. 1-го тыс. до н.э. кит. источники упоминают также многочисл. племена юэ, расселенные к Ю. от Янцзы, от берегов Тихого ок. до предгорий Гималаев. Большинство этих племен являлись предками различных тайских (чжуан-дунских) народов, но среди них были также предки индонезийцев (минь-юэ), вьетнамцев (ло-юэ или лак-вьет) и, вероятно, мон-кхмеров (дянь-юэ). Уже в рассматриваемый период предки К. не были изолированы от др. народов и воспринимали у них многие элементы материальной и духовной культуры.
=====
Ко времени династии Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н. э) относится образование древнекитайской народности. Назв. династии, восходящее к назв. р. Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием К. Расширение территории ханьского гос-ва сопровождалось значит. переселением К. и, как правило, насильственной ассимиляцией других народов Вост. Азии. Переселенцы направлялись гл. обр. на Ю., где они постепенно сливались с местным аборигенным населением. Продвижение К. на С. было гораздо более ограниченным, т.к. здесь этому препятствовали крупные объединения кочевников — тюркоязычных гуннов, монголо-язычных сяньби и др. С началом феод. раздробленности, после падения династии Хань, натиск этих кочевых племен усилился, многие из них создали свои гос-ва и в дальнейшем частично вошли в состав сев. групп К., передав им нек-рые культурные особенности (напр., навыки использования лошади в качестве верхового и упряжного животного или такие элементы костюма, как закрытый халат и штаны). Новое объединение Китая под властью династии Тан (6-9 вв.) способствовало этнич. консолидации К. и расширению их этнич. территории. Однако и в этот период область расселения К. охватывала далеко не всю терр. совр. Китая. На С. сменяли друг друга различные независимые кочевые объединения тюркских и монгольских народов, а на Ю.-З. (Юньнань, Сычуань) существовали гос-ва Нань-чжао, позднее — Дали, населенные гл. обр. предками и, тай, мон-кхмеров. В 10-13 вв. (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части — северную и южную. На С. господствовали сначала монголоязычные кидане, от назв. к-рых происходит рус. слово "Китай", а затем чжурчжени, говорившие на языке тунгусо-маньчжурской группы. На Ю. страны, где продолжала править кит. династия, усилился приток К. с С. В сер. 13 в. гос-ва, существовавшие на терр. совр. Китая, были завоеваны монголами. Монгольское владычество нанесло огромный ущерб хоз. и культурному прогрессу К. и др. народам Китая. После изгнания монголов (1368), в период династии Мин, продолжалось интенсивное переселение К. из басс. Хуанхэ и Янцзы на Ю. и особенно на Ю.-З., на территорию совр. провинций Гуйчжоу и Юньнань. В период Мин начали создаваться условия для нац. консолидации К., к-рая была, однако, резко заторможена захватом страны в сер. 17 в. маньчжурами. В период маньчжурской династии Цин (1644-1911) сложились в осн. совр. политич. границы Китая. Завоевательные войны Цинов были очень кровопролитными и часто сопровождались истреблением больших групп коренного населения. В кон. 18 в., после завоевания Джунгарского ханства, начинается переселение К. во вновь образованную пров. Синьцзян (букв. — "Новая граница"), где, однако, К. до последнего времени оставались в меньшинстве, как и в соседнем Тибете. С конца 19 в., в период развития капитализма в Китае, К. постепенно заселяют Маньчжурию (особенно интенсивно этот процесс пошел после строительства КВЖД).
=====
На базе развития капитализма и формирования новых обществ. классов — буржуазии и пролетариата — во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. складывается кит. нация. В это время развиваются взаимные связи между различными группами К., увеличивается, особенно на В. страны, количество гор. населения и вместе с тем продолжается ассимиляция К. многих др. народов (маньчжуров на С., туцзя, шэ, отчасти чжуан, бай на Ю. и т.д.).
=====
В наст. время большинство К. КНР (св. 80%) занято в с. х-ве. Осн. зерновой культурой у юж. К. является поливной рис, сев. К. выращивают пшеницу, просо, гаолян, чумизу; кроме того, в юж. р-нах К. культивируют чай, тутовое дерево, бананы, цитрусовые, ананасы, личжи и др., в более сев. р-нах — персики, яблоки, абрикосы, хурму и т.д. Почти повсеместно распространены кукуруза, батат, бобовые, овощи. Животноводство дает кит. крестьянам живую тягловую силу (бык — на С., буйвол — на Ю.) и продукты питания, в основном мясо (разводят К. также свиней, уток, кур и т.д.).
=====
Развиты различные виды как хоз.-бытовых ремесел (ткачество, гончарство, плотничество, плетение и т.д.), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лаки, парча, вышивки и т.д.); славится кит. фарфор. За годы нар. власти при помощи СССР и др. социалистич. стран в Китае созданы новые отрасли пром-сти (автомобильная, тракторная, авиационная и т.д.), построены новые крупные пром. предприятия, реконструированы старые. На протяжении многовековой истории К. создали богатую материальную и духовную культуру (см. также ст. Китай).
=====
Лит.: Линь Яо-хуа, Чебоксаров Н. H., Хозяйственно-культурные типы Китая, в кн.: Восточно-азиатский этнографический сб., в. 2, М., 1961; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Чебоксаров Н. H. и У Жукан, О непрерывности развития физического типа, хозяйственной деятельности и культуры людей древнего каменного века на территории Китая, "СЭ", 1959, No 4; Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958; Лю Ши-ци, География сельского хозяйства Китая, пер. с кит., М., 1957; Руа К., Ключи к Китаю, пер. с франц., М., 1954; Георгиевский С. М., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Васильев В., Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Creel H. G., Studies in early Chinese culture, Balt., 1948; Latourette K. S., The Chinese. Their history and culture, 3 ed., N. Y., 1957; Winfield G. F., China. The land and the people, N. Y., 1950.
=====
H. H. Чебоксаров. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

китайцы
КИТАЙЦЫ -ев; мн. Нация, основное население Китая; представители этой нации.
Китаец (см.). Китаянка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам.

Малый академический словарь:

китайцы
-ев, мн. (ед. китаец, -тайца, м.; китаянка, -и, мн. китаянки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Китая, а также лица, относящиеся к этой нации.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
китайцы, -ев, ед. китаец, -айца, тв. -айцем

Толковый словарь Ожегова:

КИТАЙЦЫ, ев, ед. аец, айца, м. Народ, составляющий основное население Китая.
| ж. китаянка, и.
| прил. китайский, ая, ое.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru