Определение слова «каста»

Толковый словарь Ефремовой:

каста
I ж.
Строго обособленная общественная группа людей в Индии и некоторых других странах Востока, связанных происхождением, родом занятий, правовым положением и т.п.
II ж.
Замкнутая общественная — сословная или профессиональная — группа, доступ в которую для посторонних затруднителен или невозможен.

Толковый словарь Даля:

каста
КАСТА ж. род народного сословия, состояния; употреб. о народах, которых сословия, по вере своей, отделяются одно от другого, напр. об индийцах. Кастовый, сословный, относящ. к касте.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(португ. casta — род, вид, порода) — группа людей, осознающая свою общность, заключающая браки только между собою, имеющая круг традиционных занятий, а также специфич. обычаи, обряды, мифологию, расселенная чересполосно с др. такими же группами, но ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему, т. е. занимающая определенное положение на шкале социального престижа. К. возникали у многих народов на ранних этапах истории, но сохранились в развитом обществе, а в нек-рых отношениях — до сего дня, только в Индии и ряде стран, имеющих общую с Индией судьбу или подвергшихся индийскому влиянию (Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри Ланка, нек-рые о-ва Индонезии). Особая роль К. в сфере индийской цивилизации связана с тем, что К. стала одним из важнейших элементов этики индуизма. Система кастовой иерархии получила обоснование в представлениях о карме и о сансаре. Согласно индуизму, от того, как человек исполняет обязанности (дхарма, одно из значений), предписываемые его К., зависит, родится ли он в следующий раз в более высокой или в более низкой К. Т. обр., кастовый статус живущего человека представляется как заслуженный им в прежней жизни и способный быть измененным лишь в жизни последующей. Зародыш К. видят в четырех еарнах, возникших еще в др.-инд. об-ве. Появлявшиеся затем в процессе разделения труда более мелкие группы (джати), как правило, ассоциировались с одной из четырех варн или же воспринимались как находящиеся даже ниже шудр ("неприкасаемые"). Джати появились, согласно легенде, от смешанных браков родителей из разных варн. Исторически увеличение числа социальных групп и статусов с четырех до нескольких тысяч произошло с разделением труда и усложнением социальной стратификации в условиях сохранения племенного сознания. Число К. увеличивалось также за счет реальных племен, ассимилированных индуизмом и включенных в индоарийское об-во. В К. превращается любая социальная группа — профессиональная, конфессиональная, — возникающая в данном об-ве. В наст. вр. в Индии около 3К. Считается, что они отличаются друг от друга по степени ритуальной "чистоты", однако реальный статус зависит от многих факторов, в т. ч. от материального положения группы. К. включает как богатые, так и бедные семьи, но в целом сохраняется соответствие кастового и социально-экономического статуса: чем К. выше, тем ее члены в сумме богаче, грамотнее, обладают более высокими постами и т. п. К. можно разделить на высшие (брахманские, воинские, 8% населения), средние (торговые, землевладельческие, 22%), низшие (земледельческие и ремесленные, 39%), "неприкасаемые" (17%); остальное население не входит в систему К. (мусульмане, христиане и пр.). На протяжении истории было много попыток преодолеть кастовое раздробление об-ва. Одной из таких попыток было учение буддизма.
Индусские отшельники (санньяси) могли происходить из любых К. и считались вышедшими из кастовой системы. Учение бхакти также исходило из того, что любовь к богу может и должна объединять людей всех К., и т. обр. отнимало у системы К. религ, обоснование. Основатели сект бхакти (Басава, Валлабхачарья, Чайтанъя и др.) принимали в число учеников и последователей людей всех К., однако сами эти секты превратились вскоре в разновидность К. В новое и новейшее время К. подрывается процессами модернизации, и за ослабление ее влияния выступают все те, кто считает себя сторонниками прогресса. Однако антикастовую пропаганду ведут и индусские шовинисты (коммуналисты), к-рые считают институт К. отклонением от чистого индуизма. Они выступают за сплочение всех индусов в борьбе с др. конфессиональными группами за установление в Индии "индусского правления". Вступающие в Раштрия сваямсевак сангх должны публично и письменно заявить о своем выходе из К. Несмотря на все эти усилия, кастовая этика продолжает господствовать в вопросах брака, в быту, проявлять себя в экономия, и политич. жизни. В современной Индии принадлежность к К. не фиксируется в переписях населения, официально не принимается во внимание при приеме на работу и учебу, дискриминация по мотивам кастовой принадлежности, так же как религиозной и этнической, запрещена и карается как уголовное преступление. Однако фиксируется принадлежность к наиболее угнетенным, бывшим неприкасаемым К., к-рые занесены в особый список. Для "списочных" К. резервируются места в государств, учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах и органах местного самоуправления с целью способствовать поднятию их материального и культурного уровня. В нек-рых штатах Индии резервируют места также для низших и средних К. Религиозность и низкий жизненный уровень большинства индийского населения способствуют закреплению кастового мировоззрения (социальной пассивности, фаталистического отношения к жизни). Рост самосознания К. приводит к обострению межкастовых конфликтов, в к-рых иногда выражаются классовые противоречия.
Л. Алаев

Толковый словарь Кузнецова:

каста
КАСТА -ы; ж. [от португ. casta — род, поколение]
1. В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов. К. браминов.
2. Замкнутая общественная (сословная или профессиональная) группировка, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии. Сословные касты. Получить известность в касте деловых людей.
Кастовый, -ая, -ое. К-ая замкнутость. К-ые предрассудки. К-ые традиции офицерства.

Малый академический словарь:

каста
-ы, ж.
1.
В Индии и некоторых других странах Востока: замкнутая общественная группа, связанная происхождением, единством наследственной профессии и правовым положением своих членов.
Каста браминов.
2. перен.
Замкнутая общественная (сословная или профессиональная) группировка, отстаивающая свою обособленность и связанные с ней привилегии.
Сословные касты.

Через несколько лет Пантелея уже звали Пантелеем Григорьичем, и он получил известность в касте деловых людей. Станюкович, Мрачный штурман.
[От португ. casta — род, поколение]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
каста, -ы

Новейший философский словарь:

КАСТА (португ. casta — род, поколение, происхождение) — эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с. традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950), К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем, определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных).

Социологический словарь:

КАСТА (от португ. casta — род, поколение) — англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа, члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле — обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

брахман
ваисии
вайсья
вайшья
кшатрия
раджпуты
сословие
шудр
эта
якопинс

Этимологический словарь Макса Фасмера:

каста
Через нем. Kaste или франц. саstе от порт. саstа "порода, происхождение", первонач. "чистая порода", которое в свою очередь происходит из лат. castus "чистый".

Грамматический словарь Зализняка:

Каста, касты, касты, каст, касте, кастам, касту, касты, кастой, кастою, кастами, касте, кастах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(от португальского casta, выражающего понятие санскр. термина jt = рождение, род, сословие)общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже племен или рас), на которые распадается туземное население Ост-Индии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о "кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что помянутая обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как ее изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде (см.) К. несомненно еще не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на Ю.В. в долину Ганга (см.). При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили черное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежденным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде при однородности этнографического состава (вероятно — еще небольшого) арийского народа ведийских индусов не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то время, когда арийцы и неарийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покоренной. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. — брахманы — выводится из уст Брахмы, воиныКшатрии — из его рук, купцыВайшья — из бедер, а ремесленная К. — Шудры — из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго проведен на практике даже в древнейшие времена арийского господства в Сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) все-таки были неизбежны; по закону Ману индус может брать себе в жены женщин из своей и из любой низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой с ним К., а дети жен из других низших К. попадают в презренные смешанные К. Таким образом, арийская кровь все-таки проникала в жилы неарийского населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать, уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше текло неарийской крови. В результате современное индусское население Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух (точнее, трех) рас, которое не могло быть задержано никакими законодательными и социальными учреждениями вроде замкнутых, обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время большинство высших, "дважды рожденных" К. — брахманов, раджпутов (прежних кшатриев) и вайшья — не отличается ничем особенным в цвете кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы, приближающиеся по красоте черт лица, форме тела и светлому цвету кожи к арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной линии между белой и черной расой превратились в установление, стремившееся помешать примеси черной крови к белой (кастовый строй средневековой Индии милостивее к детям, рожденным от высшего отца и низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в еще более поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер замкнутых корпораций или цехов с строго определенным родом занятий. Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам, утвердившийся в Сев. Индии, в свою очередь расшатал и ослабил перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К. все-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди христиан-туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других странах, сначала узаконенная государством и освященная затем обычным правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но число К. и их членов среди ремесленников сравнительно с высокими цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.) гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего кастового устройства с его четырьмя главными К. сохранилась в известной чистоте только одна главная К. — брахманов. К. кшатриев, заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thkur) и раджпутами, часто подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице самых низших К., члены которых на вопрос о происхождении всегда уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К., по-видимому, также очень рано распались, дав начало массе отдельных новых К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских названий. Кастовое устройство в древней Индии — см. Индия, история, общий очерк современных отношений. К литературе предмета, указанной в помянутой статье, следует прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта "Ostindische Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenlnd. Gesellsch.", XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. еще прекрасные статьи Сенара в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley, "Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes" (Кальк., 1880); Hopkins, "The mutual relation of the 4 castes according to the Mnavadharmastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa &" (Лонд., 1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs, "Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes and tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations of the priests to the other classes of Indian society in the Vedic age" ("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ber die Kastenverhltnisse in den Brhmana und Stra" ("Indische Studien", т. X, 1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir: "Original Sanscrit Texts on the Origin and History of the People of India" (Л., т. I, 1869, 2 изд.)
C. Б-ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru