Определение слова «импровизация»

Толковый словарь Ефремовой:

импровизация ж.
1. Процесс действия по гл. импровизировать 1.
|| Результат такого действия.
2. Выступление без предварительной подготовки.
|| Произведение (стихотворение, мелодия и т.п.), созданное во время такого выступления.

Толковый словарь Ушакова:

ИМПРОВИЗА́ЦИЯ, импровизации, ·жен. (·книж. ). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал он, обращаясь к публике: жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников.» Пушкин.

Большой энциклопедический словарь:

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный)сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт.

Большая советская энциклопедия:

Импровизация
(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный)
создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. относят жанр Экспромта.
Музыкальная И. в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (Невмы, Крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого Генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16—18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18—19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.
И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).
Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).
И. в театре — игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. достигло в народной итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте) (16—18 вв.) и французском Фарсе (15—16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).
В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919—38 в Москве существовал театр И. — «Семперанте». Искусство И. составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.
Лит.: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1—3, Mnster, 1925—32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, «Die Musikpflege», Jahng. II, 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., Kln, 1961.

Толковый словарь Даля:

импровизация
См. импровизировать

Большой словарь иностранных слов:

[ит.] – сочинение стихов, музыкальной пьесы или речи в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки

Толковый словарь Кузнецова:

импровизация
ИМПРОВИЗАЦИЯ -и; ж.
1. к Импровизировать (1 зн.). Речевая и. И. в музыке.
2. Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т.п.), сочинённое в момент исполнения. Остроумная и. Шуточная и. Каждый раз это была и.
Импровизационный, -ая, -ое. И. дар. Импровизационность, -и; ж.

Малый академический словарь:

импровизация
-и, ж.
1.
Действие по глаг. импровизировать (в 1 знач.).
Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Вересаев, Загадка.
И на репетициях и на съемках [я] требовал не речевой импровизации, а точной передачи текста по сценарию. Гардин, Воспоминания.
2.
Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т. п.), сочиненное в момент исполнения.
Речь его была блестящей, остроумной импровизацией в духе статей Салтыкова-Щедрина. Скиталец, Кандалы.
Слова этого поэтического плача никогда не повторялись. По-моему, каждый плач был импровизацией. Паустовский, Золотая роза.

Музыкальная энциклопедия:

(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — встречающийся в ряде иск-в (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художеств. творчества, при к-ром произв. создаётся непосредственно в процессе его исполнения. Муз. И. известна с древнейших времён. Устный характер нар. творчества — передача песен и инстр. наигрышей на слух, по памяти — способствовал использованию нар. музыкантами (певцами и инструменталистами) элементов И. В своей практике И. они опирались на выработанные в народе формы муз. мышления, на устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов и т. п. Для нар. музыкантов характерно стремление объединить чёткую фиксацию однажды найденного муз. образа с его свободным варьированием, добиваясь постоянного обновления и обогащения музыки. В муз. культурах вост. народов импровизац. варьирование определённой мелодич. модели составляет осн. форму музицирования. Через странствующих нар. музыкантов И. проникла в гор. муз. культуру. В европ. проф. музыке И. получает распространение в ср. века — первоначально в вок. культовой музыке. Поскольку формы её записи были приблизительными, неполными (невмы, крюки), исполнитель вынужден был в той или иной мере прибегать к импровизации (т.н. юбиляции и др.). Со временем методы И. становились всё более определёнными, регламентированными. Высокого художеств. уровня иск-во И. достигает в светских муз. жанрах в эпоху Возрождения; многообразное преломление оно получает в муз. практике 16-18 вв., как в композиторском, так и в исполнительском искусстве. С развитием инстр. сольной музыки, особенно для клавишных инструментов, выросли масштабы И. — до создания в виде И. целых муз. пьес. Музыкант, нередко объединявший в одном лице композитора и исполнителя, для овладения иск-вом И. должен был пройти спец. подготовку. Мерилом проф. квалификации музыканта, напр. органиста, долгое время служило его мастерство в т.н. свободной И. (часто на заданную тему) полифонич. муз. форм (прелюдий, фуг и др.). Первым прославленным мастером И. был органист и композитор 15 в. Ф. Ландино. С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонич. склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система т.н. генерал-баса, к-рая предусматривала исполнение аккомпанемента к мелодии по цифрованному басовому толосу. Хотя исполнитель и должен был придерживаться определённых правил голосоведения, подобная расшифровка генерал-баса включала в себя и элементы И. Владение генерал-басом в 17-18 вв. считалось обязательным для музыканта-исполнителя. В 16-18 вв. были распространены приёмы исполнит. И. — колорирование (разукрашивание) исполнителями инстр. пьес (для лютни, клавира, скрипки и др.), вок. партий. Особенно широкое применение они нашли в колоратурных партиях итал. опер 18 — нач. 19 вв. (см. Колоратура, Рулада, Фиоритура). Правила этого рода И., одним из художеств. проявлений к-рой является иск-во орнаментики, изложены во мн. старинных муз.-теоретич. трактатах, вок. и инстр. школах. Однако злоупотребление такими приёмами, превращавшими подобную И. во внешне-виртуозное украшательное иск-во, привело к её вырождению. Углубление муз. содержания, усложнение его форм в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи муз. текста произведения, устраняющей произвол исполнителей. С конца 18 в. исполнительская И. в разл. её проявлениях (на основе генерал-баса, колорирования и др.) начинает уступать место точной передаче исполнителем нотной записи, кладёт начало кристаллизации иск-ва интерпретации. Вместе с тем в 1-й пол. 19 в. получают распространение такие формы И., как свободное фантазирование, а также И. на заданную тему, к-рая утвердилась в качестве спец. (обычно заключительного) номера в конц. программах виртуозов- инструменталистов. Выдающимися импро- визаторами были крупнейшие композиторы этого времени (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен). Всеобщее увлечение И. особенно характерно для эпохи романтизма. Свободное фантазирование составляло неотъемлемую часть исполнит. мастерства художника-романтика, необходимость его обосновывалась романтич. муз. эстетикой.
Позднее значение И. уменьшается. Исполнит. И. продолжает удерживаться у оперных певцов (в арии); черты её (в виде нюансов интерпретации в процессе самого исполнения) проявляются при исполнении произв. наизусть (форма конц. выступлений солистов, ставшая обычной со 2-й пол. 19 в.), чтении нот с листа. Свободная И. инструменталистов сохраняется в каденциях инстр. концертов (в течение непродолжит. времени; уже Бетховен в своём 5-м фп. концерте сам выписывает каденцию), у органистов (С. Франк, А. Брукнер, М. Дюпре и др.). И. хоральной обработки и фуги и поныне остаётся пробным камнем проф. мастерства органиста. В совр. муз. практике И. не играет существ. роли, сохраняя значение лишь в творч. акте композитора, в качестве подготовит. этапа формирования муз. образов и как элемент исполнит. интерпретации. Исключение составляет джазовая музыка, к-рой органически присущи элементы коллективной И. (см. Джаз). В 20 в. с возникновением кино И. находила применение в муз. иллюстрации "немых" кинокартин (сопровождение фильма игрой на фп.). Нек-рые муз. педагоги и композиторы используют И. как средство музыкального воспитания детей и юношества (Э. Жак-Далькроз, Ф. Йёде, К. Орф). С 1950-х гг. произвольная И. находит применение в авангардистском искусстве (см. Алеаторика), в произведениях К. Штокхау-зена, П. Булеза и др., запись к-рых даёт исполнителю лишь немногие ориентиры для свободного претворения авторского замысла или же предоставляет ему по собств. усмотрению, в процессе исполнения, варьировать форму сочинений. Нек-рые муз. жанры носят назв., указывающие на их частичную связь с И. (напр., "Фантазия", "Прелюдия", "Импровизация").
Литература: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Mьnster in W., 1925-32; Fischer M., Die organistische Improvisation im 17. Jahrh., Kassel, 1929 ("Kцnigsberger Studien zur Musikwissenschaft", V); Jцde Fr., Das schaffende Kind in der Musik, в кн.: Handbuch der Musikerziehung, hrsg. von E. Bьcken, Potsdam, 1931; Fellerer K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation. "Die Musikpflege", Jahrg. II, 1932; Fritsch M., Variieren und Improvisieren, Kassel, 1941; Wolf H. Chr., Die Gesangsimprovisationen der Barockzeit, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953; Ferand E. T., Die Improvisation, Kцln, 1956, 1961; Lцw H. A., Die Improvisation im Klavierwerk L. van Beethovens, Saarbrьcken, 1962 (Diss.).
И. М. Ямпольский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
импровизация, -и

Толковый словарь Ожегова:

ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж.
1. см. импровизировать.
2. Импровизированное произведение. Блестящая и.
| прил. импровизационный, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Импровизация, импровизации, импровизации, импровизаций, импровизации, импровизациям, импровизацию, импровизации, импровизацией, импровизациею, импровизациями, импровизации, импровизациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru