Определение слова «Жребий»

Толковый словарь Ефремовой:

жребий
I м.
Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо, порядок какой-либо очереди и т.п.
II м.
Судьба, участь, доля.

Большая советская энциклопедия:

Жребий
(юридический)
универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также называется Ж., например древнегреческий «клерос», старопольский «треб» и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феодальное право и обычай сохранили Ж., в том числе для распределения наследства, тех или иных участков общинной земли, налогов и повинностей.
Ж. был непременным элементом процессуального права на Руси, дуэльных обычаев и т. п. В дореволюционной России Ж. использовался в избирательном праве (например, ст. 17 Положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905), при назначении коллегии присяжных заседателей (См. Присяжные заседатели) и т. п.
З. М. Черниловский.

Толковый словарь Даля:

жребий
ЖРЕБИЙ м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.

Также см. жеребей

Словарь эпитетов русского языка:

Участь, судьба.
Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный (устар.), неблагодарный, незавидный, нелегкий, немилосердный (устар.), несчастный, роковой, своевольный, святой, славный, слепой, суровый, счастливый, тайный, трудный, тяжелый, тяжкий, черный, чудесный. Скудный, тихий.

Словарь литературных эпитетов:

Жестокий (Полежаев).
Неизбежный (Полежаев).
• Черный (Блок).

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье.

Толковый словарь Кузнецова:

жребий
ЖРЕБИЙ -я; м.
1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть ж. Достаться по жребию.
2. Трад.-поэт. Судьба, участь. Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-л.
Жребий брошен. Конец колебаниям, решение принято. Бросать (кидать, метать) жребий. Решать что-л. посредством жеребьёвки.

Малый академический словарь:

жребий
-я, м.
1.
Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л.
Тянуть жребий. Достаться по жребию.
2.
перен. трад.-поэт. Судьба, участь.
Для бедной Тани Все были жребии равны. Пушкин, Евгений Онегин.
Погибну я за край родной, — Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Рылеев, Наливайко.
Его, казалось, ожидал не совсем обыкновенный жребий. И. Гончаров, Обыкновенная история.

жребий брошен
конец колебаниям, решение принято.
бросать{ (или кидать, метать)} жребий
решать что-л. посредством жеребьевки.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
жребий, -я

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

доля
жеребий
звезда
линия
планида
рок
судьба
судьбина
удел
участь

Этимологический словарь Макса Фасмера:

жребий
заимств. из цслав. вм. исконного жеребей (см.)

Грамматический словарь Зализняка:

Жребий, жребии, жребия, жребиев, жребию, жребиям, жребий, жребии, жребием, жребиями, жребии, жребиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам ( или ) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Krzeren ziehen).
Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).
А. М. Л.
В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.
М. Б.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru