Определение слова «Гудрун»

Большой энциклопедический словарь:

ГУДРУН — в скандинавской мифологии героический женский образ, жена Сигурда. По смерти Сигурда став женой Атли, жестоко мстит мужу за гибель братьев. Судьбе Гудрун посвящены песни "Старшей Эдды" и "Сага о Вельсунгах".

Мифологическая энциклопедия:

(др.-исл. Gurun; этимология: gunnr, gur, «битва», run, «тай на», магический знак, руна)
Кримхильда (нем. Kriemhild, средневерхненем. Kriemhilt), германо-скандинавский мифо-эпический образ, жена Сигурда (Зигфрида). Трактовка образа в скандинавском и немецком вариантах эпоса сильно различается.Скандинавский вариант. Г. — представительница рода Гыокунгов, правивших бургундами, сестра Гуннара и Хегни. Когда ко двору бургундских королей прибыл герой Сигурд, мать Г. дала ему испить напиток забвения и он, забыв о своем обручении с Брюнхильд, женился на Г., Брюнхильд же обманом была выдана за Гуннара, причем Сигурд помог ему в сватовстве, выполнив за него брачные испытания. После того как во время спора между Г. и Брюнхильд о том, чей муж доблестнее, обман раскрылся, Брюнхильд, любящая Сигурда и оскорбленная его невольным клятвопреступлением, стала подстрекать Гуннара убить Сигурда и добилась своего. Убийство мужа повергло Г. в сильное горе, и в песнях о Г. (в «Старшей Эдде») рассказывается о ритуальных плачах окружающих ее женщин и о ее собственных вдовьих сетованиях. Однако в скандинавском эпосе Г. далека от мысли мстить братьям за смерть мужа, и сам Сигурд, умирая, утешает ее напоминанием о том, что еще живы ее братья («Краткая песнь о Сигурде» 25): братья — кровные родичи ближе ей, чем муж. Впоследствии Г. выходит замуж за гуннского владыку Атли (в прозаическом вступлении ко «Второй песни о Гудрун» сказано, что прежде чем она согласилась на новый брак, ей дали выпить напиток забвения). Г. тщетно пыталась предостеречь братьев от поездки к Атли, а после того как он с ними жестоко расправился, отомстила ему: умертвила своих сыновей от брака с Атли и дала ему съесть приготовленное из их сердец блюдо, после чего убила и самого Атли, предав огню его палаты вместе со всеми их обитателями («Старшая Эдда», «Песнь об Атли»). В более поздних «Речах Атли» («Старшая Эдда») Г. принимает участие в схватке своих братьев с гуннами и подает Атли испить пиво, смешанное с кровью убитых ею детей. В роли мстительницы выступает Г. и в эддических песнях «Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира»; здесь она фигурирует как жена конунга Йонакра, дочь которого Сванхильд подверглась жестокой казни за супружескую измену, и Г. подстрекает своих сыновей отомстить виновнику — конунгу Ермунрекку. Коллизия завершается гибелью всех ее детей.В эддических песнях, в которых фигурирует Г., обычно не усматривают существенного мифологического содержания, видимо, потому, что в ряде песней Г. изображается в элегических тонах (оплакивание ею Сигурда и собственной судьбы). Но эти черты, судя по всему, вторичные, в генезисе песней их появлению предшествовал, как показал А. Вольф, непсихологизированный образ суровой мстительницы, которая совершает акт родовой мести и исполняет жертвенные ритуалы, подчиняясь лишь велениям коллективного этоса, понимаемого как судьба. Умерщвление ею собственных сыновей имело, возможно, в качестве исходного мотива характер жертвоприношения; в «Речах Атли» (78) в этой связи устами самих сыновей прямо сказано: «принеси детей в жертву, коль желаешь». Готовясь к убийству Атли, Г. раздает золото и другие сокровища, причем это место в «Песни об Атли» (39) содержит выражение: «она выращивает судьбу» (очевидно, речь идет о ритуальных актах, и следующее за ними убийство гуннского короля опять-таки выглядит как принесение жертвы). Высказывалось предположение (в частности, Г. Шнайдером), что в первоначальной версии эпоса Г. и сама погибла в огне, на который она обрекла дом Атли; толкование этого и подобных поступков (Брюнхильд в песнях о Сигурде, Сигню в «Саге о Вельсунгах») А. Хойслером как «кары», которой героиня добровольно подвергает себя за содеянное зло, принять трудно, более убедительным представляется их понимание как жертвенных самозакланий. Иными словами, в песнях о Г. и Атли, по-видимому, содержалась ритуальная основа, затемненная в период их последующего бытования и пересочинения.Немецкий вариант. В первой части «Песни о нибелунгах» Кримхильда изображена нежной бургундской принцессой, затем женой Зигфрида, гордой своим славным мужем. Она преисполнена феодальной сословной гордости, которая проявляется в «ссоре королев», когда Кримхильда трактует Брюнхильду как служанку и наложницу своего супруга. Убийство Зигфрида сопровождается перерождением Кримхильды: отныне она живет лишь мыслью об отмщении, ради него соглашается на брак с Этцелем (Атли) и долго вынашивает план расправы с Хагеном (Хегни) и братьями. В этой версии эпоса привязанность к покойному супругу сильнее родственных чувств. Кримхильда выступает инициатором приглашения бургундов в гости к гуннам, где она намерена с ними расправиться. С их приездом она делает все возможное, чтобы спровоцировать ссору между ними и Этцелем, и добивается своего. Взаимное истребление бургундов и гуннов, во время которого Кримхильда жертвует и собственным сыном, завершается пленением ее брата Гунтера и его старшего вассала Хагена, после чего Кримхильда их собственноручно убивает. Поведение Кримхильды, архаический прообраз которой — Г. был наделен чертами героического демонизма, автор немецкой эпопеи — христианин склонен толковать как дьявольское: ею завладела нечистая сила, толкающая ее на чудовищные злодеяния, и дружинник Дитриха Бернского Хильдебранд, рассекающий Кримхильду мечом, лишь осуществляет правосудие.Прежняя связь эпоса с мифом в этом варианте уже утрачена, но не полностью: сохранен в видоизмененной форме мотив золотого клада (см. в ст. НИБЕЛУНГИ). В сознании Кримхильды сокровища Зигфрида, которым завладели бургундские правители, неразрывно объединяются с самим героем, и теперь уже она сама (а не Атли, как в эддических песнях) требует у Хагена отдать ей золотой клад, выступающий как символ ее былого процветания, власти и супружеского счастья. Таким образом, и здесь еще можно обнаружить следы архаического представления о золоте — воплощении «удачи» и благополучия его обладателя, — но уже в стертом виде, видимо, уже не вполне ясные автору эпопеи.Лит.: Мелетинский Е. М., "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968; Гуревич А. Я., «Эдда» и сага, М., 1979; Zeller R., Die Gudrunlieder der Edda, Stuttg., 1939; Wolf A., Zu Gestaltung und Funktion der Rede in germanischer Heldendichtung, «Literaturwissenschaftliches Jahrbuch», N. F., 1962, Bd 3; Веуschlag S., Das Motiv der Macht bei Siegfrieds Tod, в сб.: Zur germanisch-deutschen Heldensage, Darmstadt, 1961; Schrder W., Die Tragdie Kriemhilds im Nibelungenlied, "Zeitschrift fur deutsches Altertum und deutsche Literatur". 1960/61. Bd 90; Schrder W. J., Der Zank der Kniginnen im Nibelungenlied, "Mainzer Universittsgesprche», 1964; Kuhn Н., Der Teufel im Nibelungenlied. Zu Gunthers und Kriemhilds Tod, "Zeitschrift fur deutsches Altertum und deuteche Literatur". 1965, Bd 94, Н. 4. А. Я. Гуревич.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Gudrun, сред.-выс. герм. Ktrn или Kdrn) — знаменитая нем. народная эпическая поэма, составленная в конце XII или нач. XIII в. неизвестным бавар. или австр. поэтом по образцу песни о Нибелунгах. В устах певцов она подверглась разным переделкам и пополнениям. Единственная рукопись Г., начала XVI в., найдена в 1820 г. в замке Амбрас близ Иннсбрука. Описываемые в поэме события происходят в сев. Германии, Фрисландии, Ирландии и др. приморских странах, из чего можно заключить, что первоначальные источники Г. кроются в древних англосаксон. и норман. сагах. В 3 частях Г. воспеваются 3 поколения: король ирландский Гаген (см.), его дочь Гильда и дочь последней — Гудрун. После разных приключений Гаген освобождает королевскую дочь Гильду, на которой женится. Свою дочь, тоже Гильду, он соглашается выдать за того, кто его победит в единоборстве; это никому не удается, и целый ряд соискателей он убивает. Во второй части ко двору Гагена под видом купцов приходят герои Фруте и Горанд, посланные гегелингенским королем Геттелем. Чудесное пение и игра на арфе Горанда увлекает Гильду к побегу с ними. Гаген бросается в погоню, но Гильда мирит противников и становится женой Геттеля. Судьба ее дочери Г. составляет содержание третьей части. К ней сватается сын норманнского короля Гартмут, но получает отказ из-за старинной племенной вражды, и Геттель отдает руку Г. превосходящему всех своей доблестью Гервиту, королю зеландскому. Вернувшись однажды из похода, Геттель и Гервиг узнают, что Г. похищена Гартмутом и его отцом Людовиком. Они настигают похитителей на о-ве Вюльпензанде, и тут, по пояс в воде, происходит кровавый бой. Геттель падает от руки Людовика, и ночью норманны убегают с своей добычей. Г., остающаяся верной Гервигу, терпит в плену много горя, она должна исполнять обязанности служанки. Лишь спустя много лет являются с войском ее брат Ортвин и Гервиг и спасают ее из плена. Первое издание Г. сделано Гагеном в 1-м т. его "Heldenbuch" (1820). Лучшие новейшие изд. Барча (4 изд. 1885), Мартина (в "Germanistische Handbibliothek" Цахера, 1872 г.) и др. Лучшие переводы на современный нем. яз. сделаны Зимроком (8 изд. 1873), Вейтбрехтом (1884) и др. Попытки отделить древние саги от позднейшей искусств. поэзии сделали: Этмиллер (1841), Мюлленгоф, "Kudrun, die echten Teile des Gedichts" (1845) и Пленниес (1856). Ср. Keck, "Die G.-sage" (1867), Bartsch, "Beitrge zur Geschichte u. Kritik der Kudrun" (1866); Widmann, "Zur Kudrun и т. д." (1873); Willmann, "Die Entwickelung der Kudrundichtung".

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru