Определение слова «ГЕРМЕТИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕРМЕТИЗМ — религиозно-философское течение эпохи эллинизма, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии, египетской алхимии. Представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (т. н. "Герметический корпус", 2-3 вв.). В расширительном смысле — комплекс оккультных наук (магия, астрология, алхимия). Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе (М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола) — у К. Агриппы, Парацельса, повлияла на Дж. Бруно и И. Ньютона.
ГЕРМЕТИЗМ (итал. poesia ermetica — герметическая поэзия)направление в итальянской поэзии 20-40-х гг. 20 в. (Э. Монтале, Дж. Унгаретти). Главная установка — максимальное выявление символических возможностей поэтического слова, в т. ч. посредством усложненных аналогий, ассоциаций и ритма; при этом слово или поэтический фрагмент дается вне традиционно окружающих его логических и риторических связей и примет реальности. Ориентируется на глубины субъективного мира человека.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
герметизм, -а

Новая философская энциклопедия:

ГЕРМЕТИЗМ – религиозно-философское течение поздней античности. Получил наименование от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), образ которого является продуктом греко-египетского религиозного синкретизма – отождествления египетского бога Тота с греческим богом Гермесом. Культ Тота – Гермеса получил широкое распространение в эпоху эллинизма, и с ним связана обширная литература по магии, алхимии, астрологии, народной медицине. В первые века н.э. возникает «философский» герметизм, представленный написанными по-гречески текстами т.н. Герметического корпуса, фрагментами, сохраненными Стобеем, трактатом «Асклепий», дошедшим в латинском переводе, и рядом текстов в составе библиотеки Наг-Хаммади. В сочинениях «философского» герметизма Гермес выступает не как бог, а как древний египетский пророк, обладающий знанием (гносис) благодаря откровению Верховного бога. Трактаты Герметического корпуса неоднородны, реконструировать на их основе единую герметическую систему невозможно. Наряду с влиянием среднего платонизма [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ]и стоицизма [СТОИЦИЗМ]встречаются библейские реминисценции (хотя в целом герметическая религиозность имеет языческий характер), а также мотивы гностицизма.
Эскиз доктрины гностического типа содержится в «Поймандре» – первом трактате Герметического корпуса. Эта доктрина включает теологию (учение о божественной триаде: Бог=Ум=Отец=Свет, Сын=Слово, Ум=Демиург); космогонию, согласно которой от Света отделилась и пала вниз Тьмаматерия, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух; антропогонию и антропологию (человек-архетип, образ и творение Бога Отца, влюбившись в собственное отражение в первородной влаге, ниспал в низший мир и соединился с Природой; от этого соития произошли люди, души которых божественны, а тела принадлежат низшему миру); наконец, сотериологию, предпосылкой которой является гносис – знание о своей божественности, а путем осуществления – восхождение души к Богу и слияние с ним.
В Средние века герметические учения в Западной Европе, Византии и у арабов служили обоснованием алхимии и астрологии. В 15–17 вв. в Западной Европе герметические тексты пользовались огромным авторитетом и рассматривались как древнейшее божественное Откровение, предваряющее как Моисея, так и Орфея, Пифагора и Платона. Влияние герметизма испытали М.Фичино, Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Ф.Патрици, Д.Бруно, Т.Кампанелла и др. Уже после того, как И.Казобон в нач. 17 в. установил, что герметические тексты написаны не ранее 2 в. и не могли принадлежать мифическому Гермесу Трисмегисту, к ним проявляли интерес Р.Бойль и И.Ньютон [НЬЮТОН]. Герметизм сыграл определенную роль в становлении новоевропейской науки.
Источники:
1. Hermetica. The Ancient Greek and Latin Writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus, ed. with engl, transl, by W.Scott, v. 1–4. Oxf., 1924–36;
2. Corpus Hermeticum, ed. par A.D.Nock, trad. par. A.J.Festugire, . 1–4, 4 d. P., 1983; Hermes en Haute Egypte, par J.-P. Mahe, t. 1–2. Qubec, 1978–82;
3. в рус. пер.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада, сост., пер. К.Богуцкого. Киев – М., 1998 (пер. с франц. и англ. языков);
4. Поймандр, пер. с греч. А.В.Семушкина. – В кн.: Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с. 249–255;
5. Поймандр. Апокалипсис Асклепия, пер. с греч. и лат. Н.В.Шабурова. – В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1–14 веков. М., 1996, с. 20 –26;
6. Определения Гермеса Трисмегиста Асклепию, пер. с древнеарм. С.Аревшатяна. – «Вестник Матенадарана». Ереван, 1956, № 3, с. 298–314;
7. Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995;
8. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996;
9. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997.
Литература:
1. Тураев Б.А. Бог Тот. Лейпциг, 1898;
2. Зелинский .. Гермес Трижды Величайший. – В кн.: Он же. Из жизни идей. СПб., 1907, т. 3, с. 88–152;
3. Шабуров Н.В. Философия и миф в герметическом корпусе (Corpus hermeticum I, VI, IX). – В кн.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. М., 1982, ч. 2, с. 120–134;
4. Он же. Откровение Гермеса Трисмегиста. – В кн.: Знание за пределами науки... М., 1996, с. 26–36;
5. Семушкин А.В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма. – В кн.: Человек как философская проблема... М., 1991, с. 90 –106;
6. Герметизм и формирование науки, реферат. сб. М., 1983;
7. Reitzenstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-gyptischen und frhchristlichen Literatur. Lpz., 1904;
8. Reitzenstein R., ShaederH.H.Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz. – В., 1926;
9. Kroll J. Die Lehren des Hermes Trismegistos. Mnster, 1928;
10. Festugire A.J. La rvlation d’Herms Trismgiste, v. 1–4. P., 1950–54;
11. Idem. Hermtisme et mystique paienne. P., 1967;
12. Moorsel G. van. The Mysteries of Hermes Trismegistus: A phenomenological study in process of spiritualisation in the Corpus Hemieticum and latin Asclepius. Utrecht, 1955;
13. Yates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. L., 1964;
14.  Troeger K.W. Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum XIII. В., 1971;
15. Segal R.A. The Poimandres as myth. Scholary theory and gnostic meaning. В. – N.Y. – Amst., 1986;
16. Ambrose E.A. The Hermetica: An annotated bibliography. St. Louis, 1992.
H.В.Шабуров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru