Определение слова «ФИЧИНО»

Большой энциклопедический словарь:

ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (1433-99) — итальянский философ-неоплатоник,
Глава флорентийской Академии платоновской. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть "Ареопагитик", сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв.
ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (19 октября 1433 — Фильине (?) — 1 октября 1499, Флоренция)итальянский гуманист и философ-неоплатоник. Образование Фичино получил в университете Флоренции. Чтобы читать Платона в подлиннике, он изучил греческий язык. Козимо Медичи, банкир и фактический правитель Флоренции, обратил внимание на Фичино и покровительствовал ему. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов. Около 1462 Фичино перевел с греческого на латынь "Гимны" и "Аргонавтики" — сочинения, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием "Поймандр" (1471) и приписываемых Гермесу Трисмегисту. Только после этого Фичино в 1463 приступил к диалогам Платона, творчество которого он рассматривал как важнейшее звено в развитии "благочестивой философии", восходящей в своих истоках к самым отдаленным временам. Фичино начал с тех представителей "древнего богословия", кто, по преданию, одними из первых сообщили людям сокровенные божественные тайны, прикрывая их поэтическими образами, философскими притчами и т. п. Перевод всех сочинений Платона на латынь и краткие пояснения к ним Фичино завершил в 1468. Тогда же он приступил к комментированию некоторых платоновских диалогов. В 1469-74 Фичино создал свое главное произведениефундаментальный трактат "Платоновское богословие о бессмертии душ" (1482) с целью "показать во всем созвучие платоновских мыслей с Божественным законом", согласовать и примирить древнюю языческую мудрость с христианством. В трактате "О христианской религии" (1474) Фичино как бы возобновлял традицию раннехристианской апологетики. Деятельность Фичино вызвала живейший интерес в обществе. Вокруг него начала складываться группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской академии. Она не имела устава и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, дипломаты, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники. В 1484 Фичино опубликовал свои переводы Платона, в 1489 — собственный медико-астрологический трактат "О жизни". Продолжая исследовать дальнейшую традицию "благочестивой философии", Фичино с 1484 переводит и комментирует "Эннеады" Плотина (изданы в 1492). В это же время Фичино перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал трактатсолнце и свете" (1493) — а в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 Фичино издал двенадцать книг своих "Посланий". Умер Фичино за комментированием "Послания к римлянам" апостола Павла. Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль, на художественную культуру Возрождения конца 15-16 вв. Сочинения:Комментарий на "Пир" Платона // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 144-241. Послания // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 211-228. Платоновское богословие о бессмертии душ // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 176-211.Opera. Basileae, 1576. V. 1-2. Литература:Kristeller P. O. Il pensiero filosofico di Marsilio Ficino. Firenze, 1953.Marsel R. Marsile Ficin. Paris, 1958. О. Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия:

ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (19 октября 1433, Фильине-Вальдарио – 1 октября 1499, Флоренция)итальянский гуманист и философ-неоплатоник. Образование получил в университете Флоренции. Смолоду выказал большой интерес к философской мысли античности и, чтобы познакомиться с ней по первоисточникам, изучил древнегреческий язык. Оценив способности и рвение молодого человека, Козимо Медичи, богатый банкир и фактический правитель Флоренции, взял его под свое покровительство. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов.
Около 1462 Фичино выполнил перевод с древнегреческого на латынь «Гимнов» и «Аргонавтики» – апокрифических сочинений, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием «Поймандр» и приписываемых Гермесу Трисмегисту. В 1463 он приступил к диалогам Платона, творчество которого рассматривал как важнейшее звено в развитии «благочестивой философии», восходящей к самым отдаленным временам: в своих занятиях Фичино, стремившийся показать внутреннее согласие «древнего богословия», как бы повторял тот путь, который прошла религиозно-философская мудрость язычников.
Перевод всех творений Платона на латынь был завершен к 1468. Затем на протяжении пяти лет Фичино создает свои наиболее важные оригинальные труды: обстоятельный «Комментарий на «Пир Платона» (1469, издан в 1544), повествующий о космической функции любви и о сущности прекрасного; фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1469–74, издан в 1482), где, в частности, развивалось учение о человеке как «своего рода боге», способном свободно творить себя самого, окружающий мир и общественную жизнь, покорять себе пространство, время, удачу, разведывать свойства и силы природы, ставя их на службу своих устремлений и интересов; трактат «О христианской религии» (1474), возобновляющий традицию раннехристианской апологетики.
Деятельность Фичино, в которой современники видели возрождение древней мудрости, примиренной с христианством, возбуждала к себе живейший интерес в обществе. Вокруг Фичино сложилась группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской Академии. Она не имела устава, не знала должностей и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники.
В 1489 Фичино опубликовал медико-астрологический трактат «О жизни». С 1484 работал над переводом и комментированием «Эннеад» Плотина, изданных им в 1492. В этот же период он перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал и вскоре издал трактат «О солнце и свете», в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 издал двенадцать книг своих «Посланий». Умер за комментированием «Послания к римлянам» апостола Павла.
Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль и на художественную культуру конца 15–16 вв.
Сочинения:
1. Opera, vol. 1–2. Basileae, 1576;
2. в рус. пер.: Комментарий на «Пир» Платона. – В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981, с. 144–241;
3. Послания. – В кн.: Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 211–226.
Литература:
1. Kristeller Р.О. Il pensiero filosofico di Marsilio Ficino. Firenze, 1953;
2. Marsek R. Marsile Ficin. P., 1958.
О.Ф.Кудрявцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru