Определение слова «Асклепий»

Большая советская энциклопедия:

Асклепий
(Asklepios)
в древнегреческой мифологии бог врачевания. При храмах А., где служители А. (асклепиады) занимались врачеванием, возникли медицинские школы, в которых греческая медицина достигла значительного для своего времени развития. В 3 в. до н. э. культ А. проник в Рим, где А. стал называться Эскулапом.

Толковый словарь Кузнецова:

асклепий
АСКЛЕПИЙ -я; м.
1. [с прописной буквы]. В греческой мифологии: бог врачевания (в древнеримской мифологии — Эскулап).
2. обычно ед. Устар. Ирон. О неумелом лекаре. Попасть асклепию в руки.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии,- Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца А. и принес его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod. Ill 10, 3; Pind. Pyth. Ill 8-53). A. пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка — сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил А. перуном (Apollod. Ill 10, 3-4). Сыновьями А. были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Hom. II. IV 194; XI 518). Среди дочерей А.- Гигиея и Панакея — женские коррелаты А. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения (Aristoph. Plut. 732-742). На острове Кос находилось известное святилище А., знаменитые врачи острова Кос считались потомками А. и назывались Асклепиадами. А. мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе А. сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут А., но и сам А.- змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии А. именуется Эскулапом; его культ был введен в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезенная из Эпидавра змея, был основан храм бога.Лит.: Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius. A collection and Interpretation of the testimonies, vol. 1-2, Bait., 1946; Kerenyi K., Der gottliche Arzt, 2 Autl., Darmastadt, 1956. А. А. Тахо-Годи.
Большинство дошедших до нас античных изображений А. составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.); изображался А. также на геммах и монетах. В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя А. работы Франческо ди Джордже — редкое исключение). В живописи 16-17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении А. (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Асклепий, -я (мифол.)

Новая философская энциклопедия:

АСКЛЕПИЙ () из Тралл (сер. 6 в.) – греческий философ-неоплатоник, ученик Аммония, схоларха Афинской школы. Под именем Асклепия изданы комментарии Аммония на «Метафизику» Аристотеля (кн. 1–7) и комментарий на «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы, возможно также принадлежащий Аммонию.
Сочинения:
1. Asclepii in Aristotelis metaphysicorum libres A-Z commentaria, ed. M.Hayduck. В., 1888 (CAG 6, 2);
2. Taran L.(ed.). Asclepius of Tralles. Commentary to Nicomachus Introduction to Arithmetic, Transactions of the American Philosophical Society, n. s. 59.4. Philadelphia, 1969.
Литература:
1. Westerink L.Deux commentaries sur Nicomaque: Asclpius et Jean Philopon. – «Revue des Etudes grecques» 1964, 77, p. 526–535;
2. Madigan A.Syrianus and Asclepius on Forms and Intermediates in Plato and Aristotle. – «Journal of the History of Philosophy», 1986, 24, p. 149–171.
А.В.Пахомова

Краткий религиозный словарь:

В древнегреческой мифологии бог врачевания. Главный центр культа находился в Эпидавре (Пелопонес). В 292 году до н.э. культ был принесен в Рим, где на острове на Р.Тибр в 291 году до н.э. был построен храм Асклепия. У римлян известен как Эскулап. [ Греческие боги ]
В древнегреческой мифологии бог врачевания. Главный центр культа находился в Эпидавре (Пелопонес). В 292 году до н.э. культ был принесен в Рим, где на острове на Р.Тибр в 291 году до н.э. был построен храм Асклепия. У римлян известен как Эскулап. [ Греческие боги ]

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru