Определение слова «ГЕНЕАЛОГИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

генеалогия ж.
1. История происхождения одного рода; родословная, родословие.
|| Происхождение родов, видов, особей животных или растений (в биологии).
|| перен. История происхождения чего-либо.
2. Историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий; наука о родословии.

Толковый словарь Ушакова:

ГЕНЕАЛО́ГИЯ, генеалогии, ·жен. (·греч. genealogia — родословие) (·книж. ).
1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных.
| Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные.
2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия человека.
| Совокупность последовательных, возникающих одна из другой стадий в развитии явлений одного порядка. Генеалогия материализма от Эпикура до наших дней.

Большой энциклопедический словарь:

ГЕНЕАЛОГИЯ (греч. genealogia — родословная) — вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.) — изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.

Большой словарь иностранных слов:

Генеалогии, ж. [греч. genealogia – родословие] (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословных. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия человека. || Совокупность последовательных, возникающих одна из другой стадий в развитии явлений одного порядка. Генеалогия материализма от Эпикура до наших дней.

Медицинская энциклопедия:

Генеалогия
(греч. genealogia; от genea рождение, происхождение, поколение + logos слово, изложение)
1) установление родственных связей между индивидуумами в пределах одного поколения или в ряду поколений;
2) см. Родословная.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
генеалогия, -и

Новая философская энциклопедия:

ГЕНЕАЛОГИЯнаправление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально-психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности кажутся неоправданно возвышающимися. Начало генеалогической традиции положила «генеалогия морали» Ф.Ницше [НИЦШЕ], которая была высоко оценена (хотя и критически воспринята) М.Вебером [ВЕБЕР М.], показавшим, что развитая в ней идея «затаенной обиды» (ressentiment) как фактора, проясняющего происхождение религиозно-моральных понятий, продуктивна лишь в отдельных случаях, но не имеет универсальной значимости. В частности, буддизм, согласно Веберу, это – неподходящий объект для распространения на него генеалогии в духе Ницше, т.к. он представляет собой «религию спасения интеллектуалов, последователи которой почти без исключения принадлежат к привилегированным кастам», и поэтому ничего общего с моралью, основанной на мстительных чувствах низших социальных групп, не имеющий (Вебер М. Социология религии. – В кн.: Избранное. Образ общества. М, 1994, с. 165). В своей генеалогии Ницше, по мысли Вебера, преувеличил также значение такого понятия, как «инстинкт». Из «плебейских инстинктов» нельзя вывести веру в богосыновство Иисуса, потому что она невозможна без харизмы. Тем самым Вебер расширяет горизонт генеалогии как метода анализа историко-культурных явлений, преодолевая жесткий редукционизм, к которому склонялся ее основатель. Значительное развитие генеалогия, идущая от Ницше, получила в творчестве М.Фуко [ФУКО]. Уже в своих «археологических» исследованиях знания он развивал идеи генеалогии, анализируя динамику переплетения властизнаниятела при формировании таких социокогнитивных структур, как клинический госпиталь и психиатрическая лечебница. Онтологической базой «генеалогической истории» Фуко выступают «случайность, прерывность, материальность», пронизывающие мир практик, прежде всего дискурсивных, на которых фокусируется внимание философа-историка. В последних своих работах он разрабатывает генеалогию субъекта моральных «практик самости», регулируемых правилами «искусства существования», соединяющими в единое целое этические и эстетические критерии. Генеалогия Фуко имеет как научное, так и критическое значение, органическим образом вписываясь в традицию социокультурного критицизма от Ницше до Франкфуртской школы.
Литература:
1. Фуко М. Ницше, генеалогия, история. – В кн.: Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996, с. 74–97;
2. Визгин В.П. Генеалогия культуры: НицшеВебер – Фуко. – В кн.: Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги. Ежегодник, вып. 7. М., 1998, с. 5–39;
3. Minson J. Genealogies of Moral: Nietzsche, Foucault, Donzelot and the Eccentricity of Ethics. N. Y., 1985;
4. Natoli S. Ermeneutica e genealogia: Filosofia e metodo in Nietzsche, Heidegger, Foucault. MU., 1981.
В.П.Визгин

Социологический словарь:

ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genos — род, происхождение и logos — слово, учение) — англ. genealogy; нем. Genealogie. 1. Запись родословной. 2. Вспомогательная истор. дисциплина, изучающая происхождение родов, отдельных лиц, их родственные и кровные связи. 50

Грамматический словарь Зализняка:

Генеалогия, генеалогии, генеалогии, генеалогий, генеалогии, генеалогиям, генеалогию, генеалогии, генеалогией, генеалогиею, генеалогиями, генеалогии, генеалогиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(греч.) -систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многим народам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точные формы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские ордена. У древних Г. состояла обычно лишь в перечислении отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Когда же образовались рыцарские ордена и от поступающего в них потребовались доказательства дворянского происхождения, то генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического дерева (древа). Г. древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе которого у корня помещали герб лица, вступавшего в орден; ствол делился на две главные ветви, на которых помещали: на правой герб отца, а на левой герб матери. Каждая из главных ветвей снова делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д.; обычно для вступления в орден требовалось восемь гербов (8 quartiers) с каждой стороны (считая и герб вступавшего), реже — 16. Подобные же доказательства дворянства требовались впоследствии для принятия молодых девушек на воспитание в монастыри и т. п. В XVII в. требовались как документы, подтверждающие Г. древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена. Мало-помалу к изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти, браке и т. п., а затем начали уменьшать изображение герба и даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями. Таким образом Г. древо обратилось в ряд имен и получило название генеалогической таблицы. Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того, чтобы начинать его снизу, т. е. с лица, для которого она составлялась, стали писать вверху таблицы родоначальника или старшего предка, от которого и вели роспись. Так как женскую линию проследить было чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с родителями прямой чертой, а между собой — скобкой. Справа всех мужских имен помещается кружок, а женских — квадрат (в западноевропейских генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и, кроме того, сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими. Поэтому теперь обычно означают каждое лицо номером, начиная с родоначальника. Значение Г. заключается в тех услугах, которые она иногда оказывает истории. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, а часто и в умышленные ошибки, желанием разных лиц считаться потомками знаменитых и славных предков. Родословия, особенно в конце XVII-го, XVIII-м и в начале XIX-го столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных преданий. Лишь в последнее время Г. начинает мало-помалу отбрасывать все недостоверное, хотя бы и правдоподобное. Во Франции, где Г. впервые появилась в Средние века, она дала целый ряд деятелей: Гозье, Сен-Март, Дю-Шене, Шиффле, Лабурер, Мальи, Женульяк; в последнее время Г. получила большое развитие и в Германии (Эртель, Гопфель, Фойгтель, Гебгард и др.). У нас лишь за последнее время генеалогия получила некоторое развитие, и в настоящее время имеется целый ряд работ русских генеалогов: Барсукова, Бранденбурга, Руммеля, Селифонтова, Петрова, Милорадовича и др. Литературу предмета смотри в статьях: Геральдика и Родословия.
П. ф. Винклер

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru