Определение слова «Гекуба»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕКУБА (Гекаба) — в "Илиаде" жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры и др., потерявшая в Троянской войне мужа и почти всех своих детей; после падения Трои Гекуба стала пленницей Одиссея, погибла при переправе через Геллеспонт. Образ Гекубы вошел в классическую литературу (Еврипид, Данте, Шекспир) и стал олицетворением беспредельной скорби и отчаяния.

Большая советская энциклопедия:

Гекуба
Гекаба, в «Илиаде» жена троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры и др. После падения Трои Г. была отдана в пленницы Одиссею, но погибла при переправе через Геллеспонт (Дарданеллы). Образ Г. вошёл в классическую литературу (Еврипид, Данте, Шекспир) и стал нарицательным для выражения беспредельного горя и отчаяния.

Толковый словарь Кузнецова:

гекуба
ГЕКУБА -ы; ж. Книжн. [греч. Hekabe, лат. Hekuba] [с прописной буквы] Олицетворение беспредельной скорби и отчаяния. По имени жены троянского царя Приама, потерявшей в Троянской войне мужа и почти всех своих детей.

Энциклопедия литературных героев:

ГЕКУБА
1.
героиня трагедии Еврипида «Троянки» (415 г. до н.э.). Г.- жена троянского царя Приама. В трагедии она появляется после падения Трои, когда греки вершат «суд» победителей и делят знатных пленниц. Г., потерявшая мужа и сына, становится свидетельницей новых бедствий: ее дочь Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла, маленького внука Астианакта сбрасывают с крепостной стены, невестку Андромаху отдают в рабство сыну Ахилла Неоптолему, дочь Кассандру, чей «ум... не здрав», отдают в жены Агамемнону. Г. стойко выносит обрушившиеся на нее страдания. Утратив «родину, мужа, детей», она говорит себе: «Терпи переменчивость рока, плыви <...> по воле судьбы!» Она обретает мужество в терпении. Г. не боится посоветовать Менелаю, ослепленному красотой Елены, казнить ту за измену мужу и за те беды, которые она принесла троянцам и ахейцам. Только узнав, что присуждена в рабство самому ненавистному из греков — Одиссею, Г. дрогнула и хотела броситься в огонь, чтобы сгореть вместе с родным городом. Но стража удерживает ее и уводит к ахейским кораблям.
2.
Героиня трагедии Еврипида «Гекуба» (424-418 гг. до н.э.). Покинув развалины Трои, войско ахейцев делает остановку во Фракии. Г. видит во сне своего сына Полидора и дочь Поликсену. Напуганная видением, «вселяющим ужас холодный», она молит богов спасти ее детям жизнь. Но дух Ахилла требует, чтобы ему была принесена в жертву Поликсена. Царица-рабыня умоляет Одиссея, пришедшего за ее дочерью, сжалиться и напоминает ему, что в свое время сама пощадила его. Посланник ахейцев остается непреклонен, даже когда она предлагает себя в жертву вместо Поликсены. Г. стойко переносит смерть дочери. Но затем морской прибой выносит на берег труп Полидора, предательски убитого фракийским царем Полиместром. Г. просит помощи у Агамемнона, чтобы совершить справедливую месть. С согласия вождя ахейцев она посылает за Полиместром. Когда он приезжает в лагерь греков, Г. заманивает фракийца с сыновьями в палатку, где троянки ослепляют Полиместра и убивают его детей.
Образ Г. стал символом материнского страдания, способного на месть. В новое время этот образ был воплощен в трагедии «Амстердамская Гекуба» Йоста ван ден Вонделы, голландского поэта XVII в.
Е.Э.Гущина

Мифологическая энциклопедия:

Гекаба (), в греческой мифологии жена троянского царя Приама. Ее отцом считали либо фригийского царя Диманта (Hom. II. XVI 718 след.), либо (начиная с Еврипида) некоего Киссея, эпонима фракийского города Киссос. Что касается матери Г., то этот вопрос оставался неясным уже в античной генеалогии (Светоний, Тиберий, 70). В «Илиаде» (XXIV 496) Г. названа матерью девятнадцати сыновей; другие источники несколько уменьшают их число или округляют до двадцати, но сходятся в том, что среди них были Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил (последний — от Аполлона), среди дочерей — Кассандра и Поликсена. В «Илиаде» роль Г. невелика: по указанию Гектора она совершает жертвоприношение Афине, а впоследствии с отчаянием наблюдает за сражением Гектора с Ахиллом и оплакивает убитого сына (VI 263- 296; XXII 79-89, 430-436; XXIV 746-760). Участи Г. после взятия Трои посвящены одноименная трагедия Еврипида и в значительной степени его же «Троянки»: здесь несчастная царица становится свидетельницей того, как уводят в плен Кассандру и Андромаху, убивают малютку Астианакта и, наконец, перед самым отплытием ахейцев приносят Поликсену в жертву на могиле Ахилла. К этому мотиву в «Г.» Еврипида добавляется еще месть Г. правителю Херсонеса Фракийского Полиместору за коварно убитого им сына Г. Полидора. Т. убивает его детей и ослепляет его самого. О дальнейшей судьбе Г. существовало две версии: либо она была перенесена Аполлоном в Ликию (Stesich. frg. 21), либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Обе версии указывают на связь образа Г. с образом богини Гекаты: в Ликии было главное место культа этой малоазийской богини, а собака считалась ее священным животным. Мыс Киноссема («песий курган») в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Г., назывался также памятником Гекаты.Лит.: Deflandre М. L., Hecube. tude philologique et archologique, Liege. 1939. В. Н. Ярхо.
Первые произведения европейской драматургии на сюжет мифа — переводы-переделки 16 в. трагедии Еврипида («Г.» Ф. П. Оливы, «Г.» Лазара де Баифа и др.); зависимость от Еврипида сохранилась и в последующих трагедиях 17-18 вв. (наиболее значительны «Г.» И. ван ден Вондела и «Троянки» И. Э. Шлегеля). В музыкально-драматическом искусстве образ Г. находит воплощение главным образом в 20 в, (музыку к постановке трагедии Еврипида «Г.» писали Д. Мийо и Ж. Мартинон; оперы «Г.», которые были созданы по либретто, восходящим к трагедии Еврипида, принадлежат композиторам Дж. Ф. Малипьеро и Б. Ригаччи).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Гекуба, -ы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Hecube, по-греч. Гекоба) — вторая жена царя Приама, по Гомеру, дочь фригийского царя Диманта, по Еврипиду, дочь Киссея, по другим — речного бога Сангария, мать многих сыновей (по Гомеру — 19) и дочерей. Первенцем ее был Гектор. Во время второй беременности Г. видела во сне, что она носит во чреве факел, который подожжет всю Трою; сон был истолкован в смысле рождения сына, который принесет гибель Трое. Этим сыном был Парис. После разрушения Трои Г. попала рабыней в руки греков. По Еврипиду (в трагедии, которая названа ее именем), она пережила еще принесение в жертву греками ее дочери Поликсены и смерть сына Полиодора, который убит был фракийским царем Полиместором; отомстив этому последнему, она бросилась в море. По Овидию, ее после превращения в суку забросали каменьями фракийцы.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru