Определение слова «Еврипид»

Большой энциклопедический словарь:

ЕВРИПИД (ок. 480 до н. э. — 406 до н. э.) — древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные — в духе софистов — интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них — на европейскую драматургию.

Большая биографическая энциклопедия:

Еврипид
(около 480 — 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трёх великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные — в духе софистов — интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в «Вакханках» и особенно в «Геракле»). Еврипиду свойственны необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит»). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них на европейскую драматургию.

Большая советская энциклопедия:

Еврипид
Эврипид (Euripdes) (около 480 до н. э., Афины, — 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиционных этических норм. Если в «Гераклидах» прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии «Ифигения в Авлиде» идёт на смерть ради победы греков, то в «Троянках» Е. протестует против афинской завоевательной политики, в «Просительницах» обеспокоен социальным расслоением демократических Афин, в «Оресте» — активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутреннему миру человека, при этом он изображал людей «такими, каковы они есть» (слова Софокла), а не нормативными, возвышенными. Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери («Медея»). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви («Ипполит»). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как «трагичнейшего из поэтов». У Е. возникают и религиозные сомнения, свидетельством чего являются критические высказывания о богах действующих лиц «Электры», «Иона» и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы — их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифологические герои. Роль хора в произведениях Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произведениях Е. охотно пользуется приёмом Деус экс махина.
Соч.: Texte tabli et trad. par L. Mridier, L. Parmentier et Н. Grgoire, v. 1—6, P., 1942—59; в рус. пер. — Трагедии, т. 1—2, М., 1969.
Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878; История греческой литературы, т. 1, М.—Л., 1946, гл. 24; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, §5; Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L. — [a. o.], 1947; Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175—77).
В. Н. Ярхо.

Энциклопедия литературных героев:

ЕВРИПИД — действующее лицо комедий Аристофана «Ахарняне» (425 до н.э.), «Женщины на празднестве» (411) и «Лягушки» (405); великий древнегреческий драматург, ставший персонажем.
В «Ахарнянах», похожий на своих рассеянных героев, он изображен торговцем старьем, в чем есть намек на его бессовестно жалующихся, часто одетых в лохмотья героев, вечных жертв всяческих несчастий.
В «Женщинах на празднестве» роль Е. более значительна. Его женоненавистничество, ставшее традиционным комическим мотивом, насмешка над супружескими несчастьями поэта объясняется, вероятно, бурлескным преувеличением какого-то реального факта его жизни. Собравшиеся на свой праздник женщины обсуждают оскорбления, которым подвергает их в своих пьесах Е. Последний умоляет драматурга Агафона, чтобы тот защитил его. Е. оказывается в конце концов победителем, хотя и прибегает к мерам, недостойным его гения. В брызжущей юмором комедии автор, поддерживая нападки Е. на противоположный пол, пародирует его патетический стиль, риторику, обращения к богам.
В «Лягушках», написанных непосредственно после смерти Е., его портрет более близок оригиналу. Он противостоит Эсхилу на происходящем в преисподней ожесточенном литературном состязании, где оба оспаривают звание величайшего трагического поэта. Эсхил, признанный все же лучшим, возвращен богами на землю. Свой престол он передает не участвовавшему в состязании Софоклу. Автор пародирует сложность прологов Е., его ямбы. Комедия считается первым проявлением литературной критики в Греции.
Лит.: Пиотровский А. Комедия пародий. Комедия критики
//Аристофан. Комедии. М.; Л., 1934. Т. 2.
Ю.Л.Г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru