Определение слова «ФАТАЛИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба)представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм) — в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

Словарь по культурологии:

(лат. fatalis – роковой < fatum – рок, судьба)представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение.
(от лат. fatalis — предопределенный судьбой, роковой)
мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа Ф. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную темную судьбу; теологический Ф. — как волю всемогущего божества; рационалистический Ф. (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространен на заре культуры; позднее он оттесняется на периферию мысли, выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение и т. д. — вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе XX в.), подвергается переосмыслению в иррацио-налистическоп философии жизни (О. Шпенглер) и у ее эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологический Ф., учащий, что Бог еще до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах VIII-IX вв.), в некоторых христианских ересях Средневековья (у Готшалька, IX в.). в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теологического Ф. с рационалистическим наблюдается у Г. Пифона. Рационалистический Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и других представителей механистического детерминизма (напр., учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философский бессодержательный вариант рационалистического Ф. — представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ч. Ломброзо), модное на рубеже XIX и XX вв.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Большой словарь иностранных слов:

Фатализма, мн. нет, м. [от латин. fatalis – роковой] (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.

Малый академический словарь:

фатализм
-а, м.
Вера в неотвратимость судьбы, предопределение.
Это усиление впечатления особенно заключается в основной идее рассказа, которая естьфатализм, вера в предопределение, одно из самых мрачных заблуждений человеческого рассудка. которое лишает человека нравственной свободы, из слепого случая делая необходимость. Белинский, Герой нашего времени. Соч. М. Лермонтова.
[Кузьмин] подчинился своей участи с тем фатализмом, с каким привык подчиняться подобным невзгодам русский человек. Короленко, К истории отживших учреждений.
[От лат. fatalis — роковой]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
фатализм, -а

Толковый словарь Ожегова:

ФАТАЛИЗМ, а, м. Вера в неотвратимость судьбы, в то, что всё в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.
| прил. фаталистический, ая, ое.

Новейший философский словарь:

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой, предопределенный судьбой) — 1) — философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) — соответствующий поведенческий принцип. Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм, предустановленная гармония, детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм.

Новая философская энциклопедия:

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, предопределенный)представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.
В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в единое всемогущее божество, идея судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм [ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ], основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая мир, заранее предопределил его судьбы, что нашло отражение в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).
В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, «Царь Эдип», «Эдип в Колоне»). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» (105) Прометей говорит:
...Ведь я и сам
Предвидел все грядущее, и нет
Нежданных бедствий для меня. Я должен
Свою судьбу переносить легко:
Нельзя преодолеть необходимость...
В античной философии наиболее последовательно представления о фатализме проявились в стоицизме. Стоики отождествляли необходимое и целесообразное, полагая, что все события в мире предопределены внутренним законом, имманентным миру (Логос [ЛОГОС]). Добровольное следование внешней необходимости, по мнению стоиков, является способом избежания принуждения, а значит, условием человеческой свободы и счастья. По словам Сенеки [СЕНЕКА], «желающего судьба ведет, а нежелающего влачит» (Сенека. Письмо к Луцилию, 107). Стоя считает нравственным долгом человека сопротивление слепым силам рока, человек в силах выбирать свою нравственную позицию, хотя изменить порядок вещей он не сможет. В Средние века христианство враждебно относилось к идеям, отрицавшим положение о свободе человеческой воли, без которой была невозможна нравственная ответственность человека перед Богом.
В Новое время с фатализмом смыкаются различные формы философского детерминизма. Так, Спиноза полагал, что в мире господствует необходимость (см. Необходимость и случайность [НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ]), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то время как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно субстанция, являющаяся причиной и самой себя.
Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая картина мира, принимающая всеобщую каузальность как неоспоримый закон природы. Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода есть химера» (Здравый смысл. М., 1941, с. 60).
Фатализм нашел своеобразное проявление в теории «вечного возвращения» Ф.Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, обоснование человеческой свободы и ответственности (Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр). Поппер [ПОППЕР] видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т.н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.
Литература:
1. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990;
2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995;
3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995;
4. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;
5. Березовский Г.В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996;
6. Cioffaan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y., 1935.
К.Е.Новиков

Социологический словарь:

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — предопределенный, роковой) — англ. fatalism; нем. Fatalismus. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Грамматический словарь Зализняка:

Фатализм, фатализмы, фатализма, фатализмов, фатализму, фатализмам, фатализм, фатализмы, фатализмом, фатализмами, фатализме, фатализмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru