Определение слова «ЮНГЕР»

Большой энциклопедический словарь:

ЮНГЕР (Junger) Эрнст (р. 1895) — немецкий писатель и философ. Военные дневники 1914-18 ("В стальных грозах", 1920) — роман ("Гелиополис", 1949) и философская эссеистика ("У стены времени", 1959) содержат критику современной цивилизации с иррационалистических и нигилистических позиций. "Дневники (1965-1980)" (т. 1-2, 1980-81).

Новейший философский словарь:

ЮНГЕР (Junger) Эрнст (1895-1998) — немецкий мыслитель и философ. Участник Первой (14 ранений, орден «За доблесть») и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию «культурного атташе» Германии) мировых войн. Совместно с Элиаде издавал журнал «Antaios» (1959-1971). Лауреат премии имени Гете (1982). Патриот Германии и оппонент национал-социализма. Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. — вне зависимости от их политических ориентаций (Хайдег-гер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). Основные сочинения: «Стальные грозы» (1922), «Тотальная мобилизация» (1930), «Рабочий. Власть и персонаж» (1932), «Хвала звуку» или «Секреты речи» (1941), «Излучения» (1944), «Речь и телосложение» (1947), «За чертой» (1950), «Гордиев узел» (1953), «Типаж, имя, действующее лицо» (1963) и др. Испытал существенное влияние взглядов Ницше и Шпенглера. Сторонник миропонимания «философии жизни». В русле этих интеллектуальных традиций Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традиционалистских философских категорий мифологизированными образами действительности и в середине — второй половине 20 ст. Основные проблемы философского творчества Ю. — связь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство, по Ю., предельно технизировано (индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни: культ техники выступает и как «высокая» метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость). Мировые войны 20 ст., по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского «гигантского индустриального процесса», как ипостась «воли к власти», результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. Тоталитарное государство в целях выживания, объективации своей абсолютной воли и сопряженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи «общественного договора» и идеалы либерализма в глобальную модель перспективного «рабочего плана», в рамках которого стираются базисные социальные водоразделы социума и, в частности, каждый «рабочий» (»работник») необходимо выступает и как «солдат». В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменяемые понятия) данный «рабочий план» может быть обозначен как состояние «тотальной мобилизации». «Рабочий» у Ю., — это не столько обобщенный термин для обозначения представителя определенного общественного класса, сколько категориальная словоформа для фиксации универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20 ст. Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репер-туарах героического служения Отчизне и безукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан. В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термоядерной катастрофы, Ю. призывал каждого, кто в состоянии осознать и бороться за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, выбрать для себя (пусть даже и в полном одиночестве и изоляции) так называемый «путь через лес» (эссе Ю. «Прогулка в лесу»). Человек, готовый в одиночку противостоять тоталитарному государству, — «человек, идущий через лес» — неизбежно, по Ю., обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь с родом, т.е. свое истинное наследие. Смерть — не угроза для человека, наконец обретшего себя. Согласно Ю., «с возрастом надо укреплять дружбу со смертью.., давая ей прорасти в тебе деревом, дающим тень».

Новая философская энциклопедия:

ЮНГЕР (Jnger) Фридрих Георг (1 сентября 1898, Ганновер – 20 июля 1977, Иберлинген) – немецкий философ и писатель. Как и его старший брат Эрнст Юнгер [ЮНГЕР], добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. Во Фландрии получил тяжелое ранение. В 1920 оставил рейхсвер в чине лейтенанта и изучал юриспруденцию. С 1926 жил как свободный писатель. Главную роль в формировании мировоззрения Юнгера как одного из ярких представителей молодого поколения консервативной революции [КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ]сыграло переживание войны. Принадлежа к «национал-революционному» направлению, далекому от практической политики, Юнгер в своей ранней публицистике выступил с проповедью «нового национализма», который был не определенной программой, а неким поиском метафизического характера «немецкого человека», не приемлющего идеалов либерализма, капитализма, марксизма и пацифизма и противопоставляющего цивилизованности буржуазной эпохи свой мир «элементарного» (Aufmarsch des Nationalismus, 1926). Так, в осмыслении войны, согласно Юнгеру, следует руководствоваться только героической установкой «прирожденного воина» и избегать присущей «гуманному мышлению» рациональной морализации, поскольку «война не есть нравственный феномен», а является непосредственным выражением жизни, воплощением стихии и судьбы. Высший смысл Юнгер видит в борьбе за невидимый «рейх», который определяет «высшую немецкую действительность», превосходя всякие государственные, народные и национальные формы («Воин и война» – Krieg und Krieger, 1930). В понимании войны как грандиозного процесса работы, а воина – как солдата-рабочего Юнгер во многом находился под влиянием своего брата периода 1920–30-х гг.
В 1930-е – нач. 40-х гг. Юнгер выступает преимущественно как автор поэтических сборников, а с выходом большого эссе «Совершенство техники» (Die Perfektion der Technik, 1946) начинается новый этап его творчества, когда он получает широкую известность в философских кругах. Эта книга непосредственно связана с постановкой вопроса о сущности техники в «Рабочем»Эрнста Юнгера. Механизация труда не создает ни досуга, ни богатства, но приводит к хищнической эксплуатации (Raubbau) земли и человека. Прогрессирующая техническая организация превращает ее функционера – рабочего в раба машины. Техника достигает совершенства в процессе вооружения, который имеет планетарный масштаб и подчиняет себе все ресурсы. Диагноз эпохи, предлагаемый Юнгером, фиксирует мир, находящийся под угрозой анархии и идеологии. В этом мире растущая автоматизация приводит к тому, что дух утрачивает свою родину. Отмеченные Ф.Г.Юнгером апокалиптические моменты технического развития отличают его анализ от описаний «Рабочего». Они критически обсуждались К.Ясперсом [ЯСПЕРС]и стимулировали последующую дискуссию по проблемам философии техники [ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ].
Эта критика прогресса и концепции «линейного» исторического мира нашла дальнейшее выражение в трилогии «Греческие мифы» (Griechische Mythen, 1947). Под влиянием Хайдеггера Юнгер говорит о том, что исцеление (Heil) станет возможным только тогда, когда на место человека техники, расточающей богатство мира, придет пастух земли и возделыватель. Под влиянием Ницше [НИЦШЕ]Юнгер говорит о «вечном возвращении», отражающемся во вневременной действительности мифических образов. К ницшеанским фигурам ясного Аполлона и таинственного Диониса он добавляет фигуру Пана – бога «пустоши» (Wildnis). Пустошь – это область нетронутого, невозделанная мать-земля, без которой не было бы ни поля, ни сада, т.е. всей культуры; «необозначенная, неназванная» пустошь внеисторична, но в ее «священном» истоке имеет начало и конец вся история.
Юнгер известен также как автор работ в области поэтики и философии языка.
Сочинения:
1. Nietzsche. Fr./M., 1949;
2. Maschine und Eigentum. Fr./M., 1949;
3. Gedchtnis und Erinnerung. Fr./M., 1957;
4. Sprache und Denken. Fr./M., 1962.
Литература:
1. Grenzmann W. Friedrich Georg Jnger. – Dichtung und Glaube. Bonn, 1952;
2. Richter A.H. A Thematic Approach to Friedrich Georg Jnger. Bern, 1982.
А.В.Михайловский

Социологический словарь:

Юнгер (Junger) Эрнст (19.03.1895, Гейдельберг) — нем. писатель, политолог, философ. В годы, предшествующие нацизму — крайне правый публицист, теоретик так называемой "консервативной революции", автор ходячих политических формул (например, "тотальной мобилизации"). В годы нацизма находился в скрытой аристократической оппозиции к нему. В послевоенные годы для Юнгера характерна модернизация прежних воззрений, освобождение их от наиболее одиозных аспектов.
Главное теоретическое произведение Юнгера — трактат-эссе "Работник" (1932) и примыкающие к нему небольшие сочинения разных лет ("Тотальная мобилизация", 1930; "Мировое государство", I960; "Максима — минима", 1964, и др.). Как и другие консервативные авторы периода Веймарской республики (Фрайер, Шмитт), Юнгер усматривает высший тип человеческого общежития в государстве, а не в обществе. Общество есть принцип буржуазного. Носителем "нового государства" выступает "работник": не как класс в системе общественных отношений, а как "гештальт" ("образ", "устойчивая структура"), "покоящаяся и предоформленная мощь", "высшая, задающая смысл действительность". "Власть-мощь" есть основная характеристика "гештальта" рабочего. Современное движение есть процесс его манифестации. В ходе его исчезает индивид как уникальная личность и масса как беспорядочное скопление индивидов. Функциональная заменимость человека в процессе труда и на поле боя, маска и униформа как элементы рабочей одежды и одежды воина, с одной стороны, и воинская дисциплина и распорядок — с др., сочетаются с развитием техники, которая должна оказаться в столь же тесном соединении с человеком, как органические члены.
Новый миропорядок, который предвещает Юнгер,- господство, сообразное "гешталь-ту" рабочего. В "рабочем гос-ве" — воинский распорядок. Здесь "выжжено" все, что может стать источником предательства — самой большой опасности в ходе боя. Для воссоздания социальных связей, подорванных в либеральных государствах "атомизацией" и "индивидуализацией" людей, нужны меры особой жестокости, которые можно провести лишь "именем народа". Переход к такой "рабочей демократии" происходит через мобилизацию "народного решения", "мы наталкиваемся здесь на вступление партий, движений и учреждений в органическую конструкцию — новую форму единства, которую мы называем орденом и отличительным признаком которой является культовое отношение к гештальту рабочего". Члены ордена в мирное время — работники, в военное — воины. Общественный договор заменяется рабочим планом, завершенным, гибким, ориентированным на подготовку к войне.
В послевоенные годы Юнгер сместил акценты. Он усматривает в перспективе "мирового господства" возможность устранения военной организации. "Тогда смог бы более чисто выступить человеческий организм как нечто подлинно гуманное, освобожденное от давления организации".
Соч.: 1) Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt [1932]. Stuttg., 1982. 2) Der Weltstaat. Organi-smus und Organisation. Stuttg., 1960. 3) Maxima — Minima Adnoren zum cArbeiter". Stuttg., 1983.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru