Определение слова «ДЖАТЫ»

Большой энциклопедический словарь:

ДЖАТЫ — группа племен, в начале н. э. населявших западные районы Пенджаба, позднее составивших этническую основу панджабцев и вошедших в общину сикхов. В Индии джаты образуют земледельческую касту. Известны крупные восстания джатов в 17-18 вв. Современные джаты живут на севере Индии и в Пакистане. 10 тыс. человек (1992).

Большая советская энциклопедия:

Джаты
Крупная группа племён, в начале н. э. населявших западные районы Пенджаба и говоривших на западно-панджабских диалектах. Позднее Д. широко распространились по Северной Индии. Составили этническую основу панджабцев (См. Панджабцы) и вошли в общину сикхов (См. Сикхи). В Индии значительная часть Д. превратилась в крупную одноимённую земледельческую касту (в этом значении термин «Д.» обычно упоминается в литературе и переписях населения).
В средние века Д. составляли слой полноправных общинников, имели военные навыки, в частности привлекались в качестве наёмников в войска делийских султанов и могольских падишахов. В конце 17 в. Д. поднялись на борьбу против гнёта Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и феодализировавшаяся общинная верхушка Д., стремившаяся занять место могольской знати в феодальной эксплуатации джатского крестьянства. Первое восстание (1669) было в округе Матхура, вождь — Гокла. Второе (1672) — в округе Нарнаул. В нём активно участвовали сектанты сатнами («доброе имя»), включавшие общинных слуг, ремесленников из низших каст. Повстанцы захватили Нарнаул и ряд др. городов, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками. Третье восстание (1686—91) — под руководством деревенского старшины Раджи Рама; повстанцы утвердили свою власть на большой территории по правому берегу р. Джамна. Борьба Д. против Моголов продолжалась и в 18 в. К середине 18 в. сложилось самостоятельное джатское княжество. Наиболее сильным оно было при Сурадж Мале. В 1763 распалось, от него осталось небольшое княжество Бхаратпур.
Современные Д. живут на севере Республики Индия и в Пакистане. Общая численностьнесколько млн. чел. (точных данных нет). В Индии большинство Д. говорит на панджаби и северных диалектах хиндустани, исповедует индуизм и сикхизм. В Пакистане Д. говорят на панджаби и на своих диалектах (джатки, хиндки и др.), исповедуют главным образом ислам и не признают кастовых различий. Многие группы пакистанских Д. занимаются скотоводством. Но независимо от рода занятий, религиозной и кастовой принадлежности все Д. сохраняют сознание их прежней этнической общности.
Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Рейснер И. М., Народные движения в Индии и XVII—XVIII вв., М., 1961, Гл. 6.
К. З. Ашрафян, М. К. Кудрявцев.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что Д. — пастушеские племена, к-рые пришли в Пенджаб из Синда через Мультан в VII—IX вв. и далее расселялись на восток по реке Ямуне, становясь земледельцами. Провозглашенное сикхскими гуру равенство всех каст перед богом соответствовало унаследованным от предков эгалитаристским представлениям Д. Начиная со времени третьего гуру Амар Даса и особенно при пятом гуру Арджуне и его преемниках сикхская община быстро пополнялась Д., к-рые начали играть в ней значит, роль, повысив при этом свой социальный статус. Д. принесли с собой любовь к военным играм, охоте, состязаниям, новые традиции и обычаи, изменившие облик общины, напр., обычай не стричь волосы, к-рый при десятом гуру стал обязательным для всех сикхов. Д. не всегда скрупулезно соблюдают "рахат" — правила поведения сикха, при этом даже курящий или остригший волосы Д. продолжает считать себя сикхом и остается таковым для членов своей касты. Помимо земледелия, традиционным занятием Д. является служба в армии, что помогает решить проблем аграрного перенаселения. Среди сикхов-джатов много из вестных инд. спортсменов
Л. Хохлова

Советская историческая энциклопедия:

Одна из земледельч. каст Индии и Пакистана (особенно многочисленны в Пенджабе и примыкающих к нему округах Уттар-Прадеша). В источниках 12-14 вв. Д. выступают как независимое племя; они оказывали упорное сопротивление иноземным завоевателям, в частности Тимуру и Бабуру; в то же время Д. привлекались в качестве наемников в войска делийских султанов и могольских падишахов. К 17 в. сел. община Д. состояла из неск. сословно-кастовых групп: 1) рядовых общинников, собственников земель, 2) обслуживавших общину "неприкасаемых" (слуг, ремесленников), 3) феодализировавшейся общинной верхушки. С кон. 17 в. Д. поднялись на борьбу против гнета Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и общинная верхушка Д., стремившаяся занять место могольской знати в феод. эксплуатации джатского крестьянства. Известны три крупных восстания Д.: 1-е восстание (1669) в округе Матхура, вождьГокла; 2-е (1672) — в округе Нарнаул. В нем активно участвовали сектанты сатнами ("доброе имя"), а также общинные слуги, мелкие торговцы, ремесленники и "неприкасаемые". Повстанцы захватили Нарнаул и ряд др. городов, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками, 3-е восстание (1686-91) — под руководством деревенского старшины Раджи Рама; повстанцы разграбили гробницу Акбара, перерезали дорогу между Дели и Агрой, разбили могольское войско и утвердили свою власть на большой терр. по правому берегу Джамны. Борьба Д. против моголов продолжалась и в 18 в., к сер. 18 в. сложилось самостоят. джатское кн-во. Наиболее сильным оно было при Бадан Сингхе. В 1763 распалось под ударами могольской армии.
=====
Лит.: Рейснер И. М., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961, гл. 6.
=====
К. З. Ашрафян. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(англ. Jats, Jauts, араб. Zath) — племя, живущее в Белуджистане, Пенджабе, сев.-зап. провинциях, Бенгалии, Гайдерабаде и др. Они составляют также главное население нескольких мелких государств раджпутов. В числе 41/2 млн., они представляют большое разнообразие, смотря по месту жительства; одни из них почти черные, другие цветом лица мало отличаются от раджпутов; одни стоят на очень низкой степени развития (например пастухи в пустынях Тара), другие имеют живой ум и осмысленные черты лица. В местностях, где господствуют мусульмане, они приняли ислам, в других принадлежат к разным индусским сектам. Все, однако, джатское население, взятое в целом, ясно представляет одни и те же этнические черты и может быть причислено к арийской расе. Некоторые ученые считают Д. остатком индоскифов ("Сака" индусов и персов), наводнивших около 126 г. до Р. X. Ново-Бактрийское царство, разрушивших его около 90 г. (см. Бактриана) и основавших индоскифское царство по течению Инда. Д. отожествляются также с гетами, или массагетами, древних и считаются некоторыми даже в родстве с ютами Ютландии. Уже в 57 г. до Р. X. индийский царь Викрамадитиа вытеснил Д. из Пенджаба; позже они жили в горах на З Индии, где они и теперь еще населяют вос. Белуджистан, занимаясь преимущественно земледелием. Побежденные в 1026 г. Махмудом Газневидским, почти совсем истребленные в Пенджабе Тимуром (в конце XIV в.), Д. упорно отстаивали свою независимость и доставляли много хлопот великим моголам. Последние должны были разрешить им поселиться в Доабе, между Гангом и Джамной; отсюда Д. сильно распространили свое могущество во время смут, последовавших за смертью Ауренг-Зеба (1707). В большой битве при Панипате (1761) они изменой содействовали поражению магаратов и получили в награду г. Агру. В это время они основали особое государство Бгуртпур (см.), под управлением собственных раджей. Из других вассальных государств Индии, находящихся в руках Д., самое значительное — Дголпур (Dholpur — 3106 кв. км, 250000 жит.), к Ю от Агры, где хотя Д. всего около 4000, но династия джатская. Особенно много Д. в Раджпутане и Пенджабе, где они составляют около 1/5 населения. Д. хорошо сложены, храбры, воинственным духом не уступают раджпутам; из их среды вышли неустрашимые сейки, упорно оспаривавшие у англичан обладание сев.-зап. Индостаном. Каст у них нет; последователи браманизма относятся к ним с презрением и причисляют их всех к касте судра.
Ср. Schlagintweit, "Indien" (1881).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru