Определение слова «ДАКША»

Большой энциклопедический словарь:

ДАКША — в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

В Ведах — один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах "Ригведы" это имя носит божество, принимающее черты бога-отца, в брахманах Д. отождествляется с Праджапати. Позднее Д. — устроитель изначального жертвоприношения, приведшего к ссоре с Шивой, на него не призванным: Шива сносит Д. голову, к-рую потом заменяют головой козла — с нею Д. обычно представлен в иконографии. В пуранах Д. выступает как отец жены Шивы — Сати, к-рая после их ссоры сжигает себя на костре. В послеведийской мифологии Д. именуется сыном Брахмы. Д. — отец 50 (или 60) дочерей, 13 старших он отдает в жены Кашъяпе, 27 — олицетворение созвездий лунного зодиака становятся женами Сомы, бога луны, младшие — женами Дхармы, бога справедливости (по нек-рым версиям, еще — женами Ману).
В. Эрман

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Daksa, собств. «ловкий», «способный»)
в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Д. является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити (РВ Х 72, 4-5; ср. сходный парадокс в РВ Х 5, 7; не-сущее и сущее — в лоне Адити при рождении Д., особенно в РВ III 27, 9; Агни и Д.). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, Ю) его называют отцом богов. С Д. связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчеркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Д. стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Д. и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них 13 Д. отдал в жены Кашьяпе, 27 — Соме, а 10 — богу справедливости Дхарме (иногда — Ману). Старшая дочь Д. Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Д. (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII). Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Д. (ср. Мбх., Айт.-бр. III и др.): во искупление греха владыка созданий Д. на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша — «голова антилопы»; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Д.; найти ее нигде не могут и приставляют Д. козлиную голову (ср. сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини). В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жены 27 дочерей Д., но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Д. прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Д. проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Д. смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Д. и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Д. с послеведийским последний противостоит первому по той легкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Д. ср. ДАКШИНА, как мзда за совершение жертвоприношения и как ее персонификация в виде богини.Лит.: Heesterman J. С., Reflections on the Significance of the dksin, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, p. 241-58; Вhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970. в. н. Топоров.

Теософский словарь:

(Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но "Риг-Веда" утверждает, что "Дакша произошел от Адити, и Адити — от Дакши"; это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо, очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть духовная сила и в то же время — мужская энергия, порождающая богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после испробование всех других средств произведения потомства. Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на физическом плане; и до сих пор это Пураническая аллегория правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Daksha — ловкий, умный, правый): 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны (см); близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Д. является более обособленным. Он — сын Брахмы, один из Праджапати (см.), иногда даже глава их. В Магабхарате и Дуранах Д. происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, Mrish, является эманацией Сомы (напиток, луна), иногда отцом и потомком луны в одно и то же время. В поэме Гариванша (см.) Д. есть одно из воплощений Вишну и творец всего существующего. 2) — Индийский законодатель, один из 18 авторов Дхармашастр — инд. кодексов.
С. Б-ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru