Определение слова «ДИТИ»

Большой энциклопедический словарь:

ДИТИ — в ведийской и индуистской мифологии мать дайтьев, противопоставлена Адити, матери адитьев.

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Diti, букв. «связанность», «ограниченность»)
в ведийской и индуистской мифологии старшая дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать демонов-асур дайтьев; вместе с Дану, ее сестрой, Д.- родоначальница рода асур. В этом отношении Д. противостоит другой своей сестре Адити (ср. Diti:A-diti), родоначальнице богов. Из сыновей Д. ср. Ваджрангу, победителя Индры, отца Тараки («Вишну-пурана»); Майю, зодчего асур, Хираньякшу и Хираньякашипу, отца Прахлады, с которыми боролся Вишну. Д. упоминается в «Ригведе» лишь трижды (дважды с Адити), в связи с Митрой, Варуной, Агни, Савитаром и Бхагой. Как богиня Д. появляется и в поздних самхитах (АВ VII 7, 1 упоминает сыновей Д.), но сюжеты, связанные с Д. и ее сыновьями, характерны в первую очередь для эпоса. в. т.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Diti = гибель, конечность)дочь Дакши (см.), одна из жен мудреца Кашьяпы, мать Дайтья, или Асуров (см.), гигантов и демонов; является противоположностью (вероятно, преднамеренной и выработанной позднее) другой жены Кашьяпы — Адити ( = бесконечность), матери богов, или Суров, уничтожающих могущество демонов Асуров после многочисленных и жестоких битв с ними. Д. упоминается уже в Ведах, хотя образ Адити в них гораздо более выработан. Только в Рамаяне и Пуранах Д. является более определенным образом и героиней различных легенд. Так, в Вишну-Пуране от нее или, скорее, от ее зародыша, раздробленного Индрой на 77 = 49 частей, производятся боги ветра и бури, быстролетные Маруты (см.).
О взаимном отношении Д. и Адити см. Muir, "Original Sanskrit Texts" (т. V, Лондон, 1870, стр. 42-43).
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru