Определение слова «ЧЕЛПАНОВ»

Новейший философский словарь:

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) — русский философ, психолог, логик. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (у Грота). С 1890 работал на кафедре истории философии Московского университета. С 1892 — в Киевском университете, с 1897 — профессор и зав. кафедрой философии. В 1907-1923 (до выхода на пенсию) заведовал кафедрой философии Московского университета. В 1910-1911 — в Германии и США. В 1912 создал Психологический институт при Московском университете. Ч. автор руководств по философии, логике и психологии (»Введение в философию» — 6 изданий; «Учебник психологии» — 15 изданий, «Учебник логики»- 10 изданий, последнее- в 1946). Основные работы: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (ч. 1-2, 1896-1904); «Мозг и душа» (1900); «Введение в философию» (1905); «Психология» (ч. 1-2, 1909); «Введение в экспериментальную психологию» (1915); «Объективная психология в России и Америке» (1925); «Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии» (1927); «Социальная психология или условные рефлексы» (1928) и др. Ч. — автор идеально-реалистической философии как наиболее ортодоксальной версии неокантианства в русской «академической традиции» (Введенский, Лапшин, Ч.). В его творчестве заметно влияние Беркли и Юма. Последовательно выступал против любых форм материализма, часто отождествляя последний с его вульгарными формами. В центре его внимания — проблема «вещи в себе» (»нечто») и вопросы гносеологии. Ощущения, по Ч., сигнализируют нам о наличии чего-то трансцендетного (или, по Ч., транссубъективного) вне сознания, являются его символами. «Нечто» не обладает качествами, свойствами, атрибутами или модусами, как считал имманентичесий идеализм, оно не есть «сумма представлений», связанных по известному правилу, как утверждает трансцендентальный идеализм. Можно лишь утверждать, что «нечто» существует и обладает функцией воздействия. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). «Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан». Цель философии, согласно Ч., — разрешение конечных проблем бытия, что предполагает ее разработку как системы мировоззрения на основе критического анализа познания и его результатов. Вся философская проблематика стягивается в фокусе гносеологии, устанавливающей границы и пределы познания. Эмпиризм не может ответить на вопрос, почему логические законы аподиктически достоверны. Законыесть, по Ч., результат наблюдения над нашими собственными мыслительными процессами, о них мы узнаем из внутреннего (а не из внешнего) опыта, вскрывая сам механизм мышления, абстрагируясь от содержания мыслей. Законы формальны и, следовательно, всеобще приложимы; они суть идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах, а не к ним самим. Основной законзакон противоречия. Много внимания Ч. уделяет анализу закона тождества. Ощущения и чувственные представления «собираются» в одно целое (опыт) благодаря априорным формам. Ч. различает два типа априорности — психическую (например, такие характеристики пространства как внеполо-женность, единичность, непрерывность, однородность, бесконечность, не могут быть получены из опыта, а продуцируются сознанием) и гносеологическую (понятие пространства, например, как логическое условие (предпосылка) познания). То же относится к понятиям времени и причинности. Закон причинности упорядочивает следование событий, делает субъективную последовательность объективной. Кроме того, он задает общеобязательность (»социальное общение мысли»). Ч. признает возможность закона и закономерности в историиотличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей действия человеческой воли, как выражение общих психологических законов. История, по Ч., суть прикладная психология. Исторические законы основаны на телеологической необходимости, следовательно они могут быть изменены. С другой стороны, на свободу, как способность индивидов самоопределяться по отношению к действию независимо от чувственных побуждений, как независимость от внешнего, принудительного, постоянно накладываются ограничения историческими законами. С этих позиций Ч. дана критика трех известных идей истории: идеалистической (идеи правят миром), натуралистической (факты среды определяют исторический процесс) и марксистской (экономический детерминизм). Последней Ч. противопоставляет аргументы в духе теории факторов. Ч. являлся и крупнейшим представителем «эмпирического» направления психологии, исходившего из принципа «эмпирического параллелизма» души (может обосновываться через акт религиозной веры) и тела. Как психолог Ч. входил в противоречие со своими философскими установками, утверждая, что общая психологияотличие от социальной) должна быть свободна от философии.

Новая философская энциклопедия:

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16(28) апреля 1862, Мариуполь – 13 февраля 1936, Москва]русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907–23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт (1912).
Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (Киев, 1896–1904, ч. 1–2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем «эмпирического» направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, – писал Челпанов в работе «Мозг и душа» (СПб., 1900), – во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его «Введение в философию» (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т.к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, «что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда».
Сочинения:
1. О современных философских направлениях. К., 1902;
2. Учебник логики. К. – Одесса, 1906;
3. Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908–1909 гг. М., 1909;
4. Введение в экспериментальную психологию. М., 1915;
5. Объективная психология в России и Америке. М., 1925;
6. Очерки психологии. М.–Л., 1926;
7. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927;
8. Социальная психология или условные рефлексы? М.–Л., 1928.
Литература:
1. Г И.Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891–1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916;
2. Ждан А.Н. Г.И.Челпанов. – «Вестник МГУ». Серия 14. Психология, 1994, № 2;
3. Умрихин В.В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г.И.Челпанова. – «Вопросы психологии», 1994, № 1.
А.И.Абрамов

Словарь русских фамилий:

Отчество от прозвища или нецерковного имени Челпан из нарицательного челпан, которое в прошлом означало "холм", "каравай", в переносном значении — "толстяк"; в говорах — "глупец"; слово было распространено на Севере, Урале, в Сибири; выдвинуто предположение о его происхождении из саамского языка (А.К. Матвеев).
Челпанковрига хлеба. О человеке — большой, крупный, как коврига. (Ф) Отчество от прозвища или нецерковного имени Челпан из нарицательного челпан, которое в прошлом означало «холм», «каравай», в переносном значении — «толстяк»; в говорах — «глупец»; слово было распространено на Севере, Урале, в Сибири; выдвинуто предположение о его происхождении из саамского языка. (Н)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru