Определение слова «ЧЕЧЕНЦЫ»

Толковый словарь Ефремовой:

чеченцы мн.
1. Народ Северного Кавказа, составляющий основное население Чечни.
2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ушакова:

ЧЕЧЕ́НЦЫ, чеченцев, ед. чеченец, чеченца, и (·устар.) ЧЕЧЕНЫ, ов, ед. чечен, чечена, ·муж. Народ Северного Кавказа, живущий в Чечне, в пределах Чечено-Ингушской Автономной ·ССР. «Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой.» Пушкин. «Чечен ползет на берег, точит свой кинжал.» Лермонтов.

Большой энциклопедический словарь:

ЧЕЧЕНЦЫ (самоназв. — нохчий) — народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты.

Этнографический словарь:

Представители коренного народа республики Ичкерия, традиционно проживавшие в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX века также в долине реки Терек.
В своем историческом развитии чеченцы перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете. Историю Чечни в XIX-XX веках можно охарактеризовать как период постоянной борьбы против колонизации ее Россией.
У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу, преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования.
Малочисленные чеченские тэйпы жили окруженные более сильными соседями. Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев сильно повлияло на сплоченность тэйпов. Строго оберегались законность происхождения и права членов своего рода, поддерживать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тэйпа же в свою очередь зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным (обычай кровной мести). В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интересами рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его родственникам. Такое положение породило такие пережитки патриархально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков.
Кроме того, роль тэйпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: а) за каждым тэйпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованы, дисциплинированы, в своих действиях они подчиняются лишь родовым авторитетам; б) столкновения тэйпов во многом определяют причины противостояния различных структур власти в Чечне.
У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированно преувеличенный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием.
Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается старшими. Обучение этому происходит не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо, а в форме наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, осуществляется непосредственно в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким, образом, у него вырабатывается чувство такта, поведенческого чутья, понятие этикета, а не бездумное его заучивание.
Еще одной существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Обычай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтэйповых и внешних войн. Неспособность человека отомстить за убийство или оскорбление родственника говорило о слабости рода и тем самым подвергало его опасности нападения. Личностным эмоциональным фактором для кровной мести в то же время выступали впечатлительность и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же можно прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно жить, когда оскорблен родственник, ведь оскорбление одного члена тэйпа было равносильно оскорблению всех его представителей.
Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю — это чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тэйпов, так как там среди них более сильны национальные традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабо, поскольку сильнее доминирует чувство ответственности за свой определенный род. После депортации 40-х годов XX века у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру.
Национальной особенностью чеченцев стало гостеприимство. "Куда не заглянет гостьтуда не заглянет добро". В этой пословице выражается все отношение народа к этой традиции. Прихода гостя ждут постоянно, и ничто не должно отпугнуть его от дома.
Ему уделяется особое внимание — все, что есть лучшего в доме, для гостя. Пока человек в гостях он под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяину. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрывались от правосудия.
Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Чувство это чрезвычайно сильно. Побратимы всегда верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это не стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но, освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующее положение.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

(самоназвание — нахчо) — народ, живущий на Сев. Кавказе, преим. в Центр. и Вост. р-нах Чеч.-Ингуш. АССР (ок. 48% населения республики) и в Хасавъюртовском р-не Даг. АССР. Общая числ. в СССР — 613 тыс. чел. (1970, перепись). Чеченский яз. относится к нахской (вейнахской) ветви кавк. языков. Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Ч., как и родств. им ингуши, являются коренным населением Сев. Кавказа. В арм. источниках 7 в. упоминаются под именем нахчаматьян. Первоначально Ч. жили в горах, разделяясь на отдельные терр. группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др.). В 15-16 вв. они начали переселяться на равнину, в долину р. Терек и его притоков — pp. Сунжи, Аргуна. До Октябрьской революции по месту жительства делились на 2 части: Большую и Малую Чечню. В равнинных и лесогорных р-нах Ч. занимаются земледелием (кукуруза, пшеница, ячмень, овощеводство, садоводство, бахчеводство, виноградарство), а в высокогорных р-нах — преим. скотоводством (овцы, крупный рогатый скот, лошади); развиты домашние промыслы: производство бурок, войлочных изделий, выделка кожаных изделий, гончарство и др. Многие работают в качестве инженерно-технич. персонала и рабочих на нефтепромыслах и пром. предприятиях республики. За годы Сов. власти коренным образом изменилась культура Ч.: ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла нац. интеллигенция, широкое развитие получили различные виды иск-ва и лит-ра.
=====
В кон. 1943 — нач. 1944 в результате нарушения социалистич. законности Ч. были переселены в различные р-ны Ср. Азии и Казахстана. 9 янв. 1957 издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении нац. автономии чеченского народа, была восстановлена Чеч.-Ингуш. АССР. Почти все Ч. возвратились в родные места. Об истории, х-ве, культуре Ч. см. также ст. Чечено-Ингушская АССР.
=====
Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960 (лит. с. 570-71); Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т. 1-2, Грозный, 1967-72; Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Шестая сессия (5-12 февраля 1957). Стенографич. отчет, М., 1957, с. 576-77, 743-44.
=====
Б. А. Калоев. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

чеченцы
ЧЕЧЕНЦЫ -ев; (устар.) ЧЕЧЕНЫ, -ов; мн. Народ, составляющий основное население Чеченской республики Ичкерия; представители этого народа.
Чеченец, -нца; м. (устар.) Чечен, -а; м. Чеченка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Чеченский, -ая, -ое. Ч. язык. Ч-ая шашка. По-чеченски, нареч. Говорить по-чеченски.

Малый академический словарь:

чеченцы
-ев и (устар.) чечены, -ов, мн. (ед. чеченец, -нца и устар. чечен, -а, м.; чеченка, -и, мн. чеченки, -нок, -нкам, ж.).
Народ, живущий в Чечено-Ингушской АССР, а также лица, относящиеся к этому народу.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
чеченцы, -ев, ед. -нец, -нца, тв. -нцем

Толковый словарь Ожегова:

ЧЕЧЕНЦЫ, ев, ед. нец, нца. м. Народ, составляющий основное коренное население Чечни.
| ж. чеченка, и.
| прил. чеченский, ая, ое.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru