Определение слова «благоразумие»

Толковый словарь Ефремовой:

благоразумие ср.
Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность.

Толковый словарь Ушакова:

БЛАГОРАЗУ́МИЕ, благоразумия, мн. нет, ср. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к благоразумный.

Толковый словарь Кузнецова:

благоразумие
БЛАГОРАЗУМИЕ -я; ср. Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность. Проявить б.

Малый академический словарь:

благоразумие
-я, ср.
Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность.
Требовалось поучиться выдержке и благоразумию для безусловного выполнения задачи. Байдуков, Наш полет в Америку.

Словарь антонимов русского языка:

РАССУДИТЕЛЬНЫЙ — БЕЗРАССУДНЫЙ
Рассудительно — безрассудно
рассудительность — безрассудство (см.)
Рассудительный человекбезрассудный человек.
Мамочкин смел, но безрассуден и корыстен. Быков рассудителен, но слишком. Бывают моменты, когда рассудительность не лучше трусости. Казакевич. Звезда.
БЛАГОРАЗУМНЫЙ — НЕБЛАГОРАЗУМНЫЙ
Благоразумно — неблагоразумно
благоразумие — неблагоразумие
— Так я, по-вашему, неблагоразумный человек? Хорошо, я постараюсь сделаться благоразумным. Панаева. Воспоминания.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
благоразумие, -я

Толковый словарь Ожегова:

БЛАГОРАЗУМИЕ, я, ср. Рассудительность, обдуманность в поступках. Проявить б.

Новая философская энциклопедия:

БЛАГОРАЗУМИЕкачество характера, принцип действия, ориентирующие человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
Аристотель проанализировал специфически этическое значение благоразумия (, в лат. переводе – prudentia). В русских изданиях термин Аристотеля переводят как рассудительность, а словом «благоразумие» передают термин . Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности [УМЕРЕННОСТЬ]. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как истинный, причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом – для хорошей жизни. Положительную нравственную ценность благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью () – нравственной добродетелью, благодаря которой человек сознает, в чем заключается его благо. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое знание или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в пример Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если мудрость имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительностьпосредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства.
Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.
В Новое время в философии и обыденном сознании содержание понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный контекст. Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого условия личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А.Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает «более широкую цель» и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной «на благоразумном уважении скромных добродетелей». Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, «соединении превосходной головы с превосходным сердцем». Если благоразумие в первом значении может «снискать лишь холодное уважение», то второе вызывает восхищение и любовь. Наконец, И.Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цельсчастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам (необходимость бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т.п.), поскольку опыт учит, что они, как правило, способствуют достижению блага.
После Канта вновь предпринимались и предпринимаются попытки вписать благоразумие в моральный контекст. Это связано, с одной стороны, с попыткой выявить пруденциальные основания морали, с другой – с интересом к этике добродетелей, в которой понятие «благоразумие» было одним из центральных.
Литература:
1. Аристотель. Никомахова этика, кн. VI. – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;
2. Кант И. Основы метафизики нравственности. – Соч. в 6 т., т. 4(1). М., 1965;
3. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997;
4. Nelson D.М. Prudence. – Encyclopedia of Ethics in 2 v., v. 2. Chi. – L., 1992.
О.В.Артемьева

Грамматический словарь Зализняка:

Благоразумие, благоразумия, благоразумия, благоразумий, благоразумию, благоразумиям, благоразумие, благоразумия, благоразумием, благоразумиями, благоразумии, благоразумиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Мудрость.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru