Определение слова «БЫК»

Толковый словарь Ушакова:

БЫК, быка, ·муж.
1. Самец коровы. Племенной бык.
| Самец некоторых пород рогатых животных. Олений бык.
2. чаще мн. Устой моста.
• Уперся, как бык (·разг.)упрямо настаивает на своем, не слушая никаких доводов.

Большой энциклопедический словарь:

БЫК — промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения (напр., плотины, водосброса).

Архитектурный словарь:

Тип капители.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
1. Промежуточная опора моста.
2. Деревянный или каменный контрфорс.
3. Стропильная нога (наклонная опора кровли).
4. Батарея (1).
5. Каждая из главных стен домны.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

I
река в Молдавской ССР, правый приток Днестра. Длина 155 км, площадь бассейна 2150 км2. В верхнем течении протекает по возвышенности Кодры, врезаясь в неё глубоким ущельем. В отдельные годы пересыхает на время от нескольких сут до 2—4 мес, превращаясь в цепочку озёр. Средне годовой расход воды у Кишинева 1 м3/сек, наибольший в паводки — 220 м3/сек. По долине реки проходит ж. д. Бендеры — Унгены.
II
бугай, самец крупного рогатого скота, производитель. Б. выше коровы, с более массивным туловищем. Передняя часть туловища развита лучше, чем задняя, голова грубее, шея толще, грудь шире и глубже, плечи округлее. Живая масса Б. молочных пород 750—850, мясных — 700—800 кг. Половая зрелость наступает в 6—8 мес. В случку пускают (в зависимости от условий выращивания) Б. скороспелых пород в 14—16 мес, позднеспелых — в 16—18 мес. На племя отбирают лучших Б. Учитывают породность, происхождение, экстерьер, конституцию, состояние здоровья, выраженность пола, половую активность, качество потомства. Срок использования в хозяйстве 6—8 лет, некоторые Б. сохраняют потенцию до 12—14 лет. Нагрузка на одного Б. при вольной случке 50—70 коров, при ручной — 150—200, при искусственном осеменении спермой одного Б. осеменяют 1000—3000, а спермой лучших Б. — 5000 и более коров. Б., дающих семя плохого качества, к случке не допускают. Роль производителя в совершенствовании стада велика, поэтому для Б.-производителей создают наилучшие условия кормления и содержания. Рацион должен полностью обеспечивать потребность в протеине, минеральных веществах, витаминах. На 100 кг массы Б. дают в сутки: сена 1—1,5 кг, корнеплодов 1—1,5 кг, силоса 0,8—1 кг; смеси концентратов 2—5 кг на голову в сутки. При повышенной нагрузке дополнительно включают корма животного происхождения и витамины. Содержат летом на пастбище (в лагерях), зимой в коровниках, в специальных стойлах. Обязательно выпускают на прогулки (на 2—3 ч в сутки) или используют на лёгких работах. Не пригодных на племя кастрируют, откармливают на мясо или используют в упряжи (см. Вол).
Лит.: Всяких А. С., Выращивание и использование племенных быков, М., 1948; Фандеев Б. В., Крупный рогатый скот, 3 изд., М. , 1963; Герчиков Н. П., Скотоводство, 2 изд., М., 1964; Рекомендации по кормлению и содержанию племенных производителей, М., 1966.
Б. В. Фандеев.
III
в сооружениях, промежуточная опора мостов и водосливных гидротехнических сооружений (плотин, водосбросов, водозаборов и др.). Б. воспринимают нагрузку от пролётных строений служебных и транспортных мостов, в гидротехнических сооружениях — от давления воды, передаваемого через затворы, их подъёмные механизмы и др. Б. сооружают из бетона, железобетона, камня, дерева. Б. обычно придают обтекаемую в плане форму и в верховой части устраивают Ледорезы.
А. Р. Березинский.

Финансовый словарь терминов:

Владелец акций, играющий на повышение курса.

Толковый словарь Кузнецова:

1. БЫК, -а; мн. быки, -ов; м.
1. Домашнее рогатое животное отряда крупных парнокопытных млекопитающих; самец коровы. Племенной бык. Смотрит, сидит как бык (угрюмо, поглядывая исподлобья). Здоров, как бык (о человеке крепкого здоровья). / Самец некоторых пород диких рогатых животных (тур, зубр и т.п.).
2. Разг. О крупном, здоровом, сильном (обычно упрямом) человеке.
3. только мн. быки, -ов. Подсемейство крупных жвачных млекопитающих, к которому относятся тур, бизон, зубр и другие.
Брать (взять, схватить) быка за рога (см.).
Бычище, -а; м. Увелич. Бычок, -а; м. Уменьш.-ласк. * Быть бычку на верёвочке (Погов.). Бычачий; Бычий; Бычиный (см.).
2. БЫК, -а; м. обычно мн.: быки, -ов. Промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения. Бетонные быки. Ставить мост на каменных быках.

Малый академический словарь:

1)
-а, м.
1.
Домашнее рогатое животное; самец коровы и некоторых других пород рогатого скота.
Племенной бык.
||
Самец некоторых пород диких рогатых животных.
Лось выгибает спину для прыжка. Пуля сражает его в воздухе. Бык падает. Арамилев, В лесах Урала.
2. мн. ч. (быки, -ов). зоол.
Название подсемейства крупных жвачных млекопитающих, к которому относятся тур, бизон, зубр и др.

- брать (взять) быка за рога
здоров как бык
о человеке с очень крепким здоровьем.

2)
см. быки.

Мифологическая энциклопедия:

В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3-2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях В.- прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии месяц называется «имеющим семя Б.», в Шумере и Аккаде бог луны Син (шумер. Зуэн или Нанна) представлялся в виде синебородого Б. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассердившись на Гильгамеша, не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Б.- мстителя за нее. Б., спустившись с небес к Евфрату, выпивает реку. Гильгамеш побеждает Б. (на шумерских печатях изображены эпизоды сражения героя с чудовищем — человекобыком); ср. убийство первобыка Ахриманом в иранской мифологии, критского Минотавра Тесеем в греческом мифе, встречу угаритского Баала (Балу) с существом, у которого «рога как у быков, и горбы, словно у буйволов». Подобные мифы могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространенным в восточном Средиземноморье (во время греческих буфоний убивали быка, съевшего жертвенный. хлеб, после чего устраивали обрядовый суд над виновниками убийства). В других мифах того же ареала В. является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Б.- Хурри (утро) и Серри (вечер) (ср. греческие мифы о Зевсе, превращающемся в Б.). Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. Согласно Прокопию (6 в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца. Возможно, связь В. с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.В египетских мифах Б. неба — сын Небесной коровы и отец теленка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов. Так, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы: бычок и телка. Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих народов нуэр, шиллуков, руанда и др. Герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось быкам (и другим домашним животным) черной и белой масти. В мифологии бушменов дождь представляется в виде «водяного В.», похищающего девушку (ср. сходный образ Зевса — Б., похитившего Европу, и характерное для греческой мифологии представление о Посейдоне и других водяных божествах как о Б.).Особенно широкое распространение культ священного Б. (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чем позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль Б. как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7-39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими ее истоками, продолжающимися в мифологических и религиозных представлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного). Символика Б. как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7-6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX-VIA) обнаружены скульптурные изображения быка, в которых использовались настоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает прием «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном искусстве. В слое VI найдены скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII-II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее осмыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ Б. во многих деталях совпадает с соответствующим культом Чатал-Хююка. Археологические следы культа Б. прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых ученых, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что дает основания для параллелей с культовой ролью Б., бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5-4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удаленных комплексах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Там, где существовали местные культы главного божества в образе Б., при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов. бык Висхв, посвященный богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах).Лит.: Толстой И. И., Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966, с. 80-96; Beidelman T. О., The ox and Nuer sacrifice, «Man» (N. S.). 1966, v. 1, М 4; Demircioglu Н., Der Gott auf dem Stier, В., 1939 (Neue deutsche Forschungen. Abt. Alte Geschichte, 6); Elam Y.. Fighting of bulls as symbolic expression of divisions in the Hima Camp, «Africa», 1974. v. 44, № 2; Gourlay K. A., The ox and Identification, «Man» (N. S.), 1972, v. 7, М 2; Kroneberg A. and S., The bovine idiom and formal logic, в кн.: Essays In Sudan ethnography presented to Sir E. Evana-Prithard, L., 1972; Hiltebeitel A. The Indus valley «Proto-Siva», reexamined through reflexions on the goddess, the Buffalo, and the symbolism of vahanas, «Anthropos», 1978, Bd 73, N 5/6. В. В. Иванов

Толковый словарь Ожегова:

1.
БЫК1, а, м.
1. Крупное жвачное парнокопытное животное сем. полорогих. Дикие быки. Домашние быки. Настоящий б. (тур).
2. Самец домашней коровы. Племенной б. Ездовые быки. Здоров как б. (совершенно здоров).
Взять быка за рога (разг.) смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле.
| уменьш. бычок, чка, м.
Сказка про белого бычка погов. о бесконечном повторении, возвращении к одному и тому же.
Быть бычку на верёвочке посл. о том, кого в конце концов обязательно утихомирят, приструнят или поймают.
| прил. бычачий, ья, ье и бычий, ья, ье. Бычья шея (также перен.: короткая и сильная).
2.
БЫК2, а, м. Промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения. Бетонные быки и устои.

Грамматический словарь Зализняка:

1. бык, быки, быка, быков, быку, быкам, бык, быки, быком, быками, быке, быках 2. бык, быки, быка, быков, быку, быкам, быка, быков, быком, быками, быке, быках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru