Определение слова «СКАНДА»

Большой энциклопедический словарь:

СКАНДА — в индуистской мифологии воинственное божество, предводитель небесного войска, сын Шивы и Парвати. Сканда возглавляет борьбу дэвов с асурами. Изображается с одной или шестью головами, с копьем или луком в руках, часто сидящим на павлине. Другое имя — Кумара (история его рождения описана в поэме Калидасы "Кумарасамбхава").

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий С. — сын Агни, к-рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из "семерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз помещала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Более известна версия о рождении С. от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на берегу к-рой и родился С. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и превратились в созвездие Криттика (Плеяды), отчего С. получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду С , приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основного врага богов — Тараку. Корни образа С. лежат в доведийских слоях мифологии индуизма и, возможно, связаны с древним образом "юного бога", олицетворявшего физическую мощь, военную доблесть. Несомненна связь С. с огнем и через него — с солнцем (присущие С. цвета — красный и золотой). Исследователи отмечают и календарные мотивы в связи со С , одним из прототипов к-рого может быть протоиндийский персонаж с копьем, убивающий буйвола, рога к-рого отмечены 12 кольцами (символ года). Канонический образ С. формируется в эпосе и закрепляется в пуранах (Матьсьл-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана). В нач. н. э. он вбирает в себя образ древнетамильского бога Муругана и становится популярным на юге. Одна жена С. — дочь Индры — Дэвасена, другая, тамильская, — Валли. С. называют также Кумара, Субрахманъя, Шанмукха. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Атрибуты С. — копье с алым наконечником, цветочная гирлянда, флаг с изображением петуха.
А. Дубянский

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. Skanda, букв. «Излитый»)
в индуистской мифологии предводитель войска богов, иногда осмысляемый как бог войны. Был включен в индуистский пантеон на рубеже новой эры. О рождении С. существует несколько мифов. По одному из них, С. был сыном Агни и Свахи. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно принимала облик шести жен великих риши. Соответственно С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами (Мбх. III 213-216; «Сканда-пурана» I 27, 44; «Шива-пурана» II 4, 2). Согласно другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рожденным ради уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы. При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга, в свою очередь, отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик — звезд Плеяды, отчего вторым его именем стало Карттикея (Мбх. IX 43-46; Рам. I 36-37; Мат.-пур. 146, 158; «Шива-пурана» II 4, 1-2). Со временем С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асуров. В большинстве мифов С. — юноша (еще одно его имя — Кумара, «мальчик»): он не женат или имеет женой Девасену — олицетворение небесного воинства; ездовое животное (вахана) С. — павлин, а его постоянные атрибуты: копье, лук и петух, изображенный на его знамени. Культ С. особенно распространен в Южной Индии, где он был отождествлен с дравидским богом войны Муруганом и чтится под именем Субрахманья («Расположенный и к брахманам»). С. считается также богом — покровителем воров.Лит.: Agrawa1а Р. К., Skanda in the puranas and classical literature, «Purana», 1966, v. 7, № 1, p. 135-88. П. А. Гринцер.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru