Определение слова «БЕЙЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647-1706) — французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения; с позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Основное произведение"Исторический и критический словарь" (т. 1-2, 1695-97) — оказало влияние на развитие европейского свободомыслия.

Большая советская энциклопедия:

I
Анри Мари, французский писатель; см. Стендаль.
II
(Bayle)
Пьер (18.11.1647, Карла — 28.12.1706, Роттердам), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. Профессор Седанской академии (1675—82) и Роттердамского университета (1681—92). Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня (См. Монтень), философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Основное произведение«Исторический и критический словарь» (т. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2, 1968). Б. от идей веротерпимости и религиозного индифферентизма пришёл к религиозному скептицизму и выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Скептицизм Б. распространяется и на философию и науку, которым, по Б., не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» сыграл исключительную роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители — Вольтер, Энциклопедисты, а также Л. Фейербах (см. Собр. произв., т. 3, М., 1967, с. 3—318).
Соч.: Oeuvres diverses.v. 1—4, La Haye, 1727—31.
Лит.: Шахов А., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Пиков В., Пьер Бэйль, М., 1933.
В. В. Соколов.

П. Бейль.

Советская историческая энциклопедия:

(Bayle), Пьер (18.XI.1647 — 28.XII.1706) — франц. мыслитель, к-рый, по выражению Маркса, подготовил "...почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Был проф. философии в Седанской академии (в 1675-81) и Роттердамском ун-те (в 1681-92), откуда был уволен за вольнодумство. Его "Историч. и критич. словарь" (1-й т. изд. в 1695, 2-й — в 1697) был очень популярен во Франции и Голландии; он свидетельствует об исключит. эрудиции автора. Обстоятельная критика церк. догм и религ. скептицизм сочетались с защитой независимости нравств. поступков и достоинств от религ. убеждений. Б. был рьяным поборником принципа веротерпимости; он утверждал, что атеист может быть высоконравств. человеком и (впервые) провозгласил, что возможно существование атеистич. общества.
=====
Соч.: Dictionnaire historique et critique, nouv. d., v. 1-16, P., 1820-24; Penses diverses..., d., critique..., publ. par A. Prat., t. 1-2, P., 1911-12; то же, Р., 1939.
=====
Лит.: Feuerbach L., Pierre Bayle, Stuttg., 1905; Пиков.,В., Пьер Бэйль, М., 1933.
=====
Л. И. Герман. Москва.

Новейший философский словарь:

БЕЙЛЬ (Вау1е) Пьер (1647-1706) — французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения. Учился в Тулузском и Женевском университетах. В 1676-1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана. Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов. Эмигрировал в Голландию. Занял кафедру философии Роттердамского университета. В 1693 лишен пенсии и права преподавания. Наиболее известен его «Исторический и критический словарь» (1697, второе расширенное издание — 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках. Из других работ Б. следует назвать: «Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года» (1682); «Философский комментарий на слова Иисуса Христа «Заставь их выйти» (1686); «Продолжение разных мыслей о комете» (1704); «Ответы на вопросы одного провинциала» (1703-1706); «Беседы Максима с Фелистом» (1707) и др. Сторонник скептицизма в философии. Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня. Сильно влияние на Б. Декарта. Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести. Считал, что условие добросовестного исследования — рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций. Излюбленная схема изложения Б.: введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления). Известен так называемый «парадокс Бейля»: утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих. В теории познания исходит из тезиса об «идее естественного света», как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей. Идея «естественного света» прирождена всем людям: и язычникам, и христианам, и атеистам. Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного. В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания (»совести»). Идея «естественного света» не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает «аксиомы метафизики» (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных). Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку «светом» (или: любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно). В последующем Б. усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия «всеобщего разума» вообще лишено оснований. Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием. Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму. Рационализированное знание порождает одовременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму. В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом). Столь же критически-скептически Б. подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы. В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно. Отсюда оценки Б. как «схоласта здравого разума» (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс).

Новая философская энциклопедия:

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18 ноября 1647, Карла – 28 декабря 1706, Роттердам)французский философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском университетах, был профессором философии протестантской академии в Седане. После закрытия академии Людовиком XIV был вынужден эмигрировать в Голландию. Будучи энциклопедически образованным человеком, способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный журнал «Новости литературной республики». Большой популярностью пользовался двухтомный «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique, t. 1–2, 1695–97; рус. пер., т. 1–2. M., 1968): только в период 1697–1741 он издавался 11 раз на французском языке и 2 раза на английском.
Философское мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием как античного скептицизма [СКЕПТИЦИЗМ](пирронизма), так и идей современных ему мыслителей: М.Монтеня [МОНТЕНЬ], Б.Паскаля, Р.Декарта. Но в отличие от декартовской формы критического сомнения скептицизм у Бейля более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума. Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия, направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из того, что всем людям присущ свет «всеобщего разума» («естественный свет»)первое правило жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании – это «второе правило», зависящее от первого. «Естественный свет» есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны.
Бейль убежден в том, что даже в области исторических изысканий возможно довести истины до такой же (и даже большей) степени достоверности, как и достоверность математических истин. Например, утверждение о существовании Цицерона более достоверно, чем утверждения математики о существовании абсолютно прямых линий, лишенных толщины.
Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий характер, он направлен на то, чтобы помочь «естественному свету» освободиться от противоречий, которых, как показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта, Спинозы [СПИНОЗА]и Лейбница [ЛЕЙБНИЦ]. Так, Декарт, определяя движение как переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он понимает под термином «место»: если это пространство, отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому тезису об отсутствии пустоты. «Предустановленная гармония» Лейбница противоречит тому, что монады у него не могут воздействовать друг на друга, ибо «не имеют окон» в окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел как частей субстанции, которую сам же он считает абсолютно неделимой. Бейль оказал значительное влияние на французскую философию 18 в.
Сочинения:
1. Oeuvres diverses, v. 1–4. La Haye, 1727–31;
2. Systme de la philosophie. P., 1737.
Литература:
1. Богуславский В.M. Пьер Бейль. M., 1995;
2. Пиков В. Пьер Бейль. М., 1933.
М.А.Кузнецов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru