Толковый словарь Ефремовой:
аэродинамика ж.
Раздел аэромеханики, изучающий законы движения воздуха и других газов и силы, возникающие на обтекаемых ими телах.
Толковый словарь Ушакова:
АЭРОДИНА́МИКА, аэродинамики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. aer — воздух и dynamis — сила) (научн.). Учение о сопротивлении воздуха при движении тел.
Большой энциклопедический словарь:
АЭРОДИНАМИКА — раздел аэромеханики, в котором изучаются законы движения газа (напр., воздуха) и силы, возникающие на поверхности обтекаемого газом тела. Сформировалась в 20 в. в связи с развитием авиации. Основные задачи аэродинамики: определение сил, действующих на обтекаемое газом тело, распределение давления на его поверхности и скоростей в газе, его обтекающем.
Толковый словарь Даля:
См.:
1. аер
2. аэр
Толковый словарь Кузнецова:
аэродинамика
АЭРОДИНАМИКА -и; м. Раздел аэромеханики, изучающий законы движения воздуха и других газов и силы, возникающие на обтекаемых ими телах.
Аэродинамический, -ая, -ое. А-ая сила. А-ая труба (установка для наглядного изучения явлений, связанных с воздействием воздушного потока на физическое тело).
Малый академический словарь:
аэродинамика
-и, ж.
Часть аэромеханики, изучающая законы движения воздуха и др. газов и воздействие газов на обтекаемые ими тела.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
аэродинамика, -и
Толковый словарь Ожегова:
АЭРОДИНАМИКА, и, ж. Раздел аэромеханики, изучающий движение воздуха и других газов и взаимодействие газов с обтекаемыми ими телами.
| прил. аэродинамический, ая, ое. А. нагрев (повышение температуры тела, движущегося с большой скоростью в воздухе или другом газе).
Физический энциклопедический словарь:
(от греч. aer — воздух и dynamis — сила), раздел гидроаэромеханики, в к-ром изучаются законы движения воздуха (или др. газа) и силы, возникающие на поверхности тел, относительно к-рых происходит его движение. В А. рассматривают движение с дозвук. скоростями, т. е. до 340 м/с (1200 км/ч).
Как самостоят. наука А. возникла в нач. 20 в. в связи с потребностями авиации. Одна из осн. задач А.— проектные разработки летат. аппаратов путём расчёта действующих на них аэродинамич. сил. В процессе проектирования самолёта (вертолёта и т. п.) для определения его лётных св-в производят т. н. аэродинамич. расчёт, в результате к-рого находят максимальную, крейсерскую и посадочную скорости полёта, скорость набора высоты (скороподъёмность) и наибольшую высоту полёта («потолок»), дальность полёта при заданной полезной нагрузке и т. д. В А. самолёта разрабатывают методы аэродинамич. расчёта и определения аэродинамических сил и моментов, действующих на самолёт в целом и на его части — крыло, фюзеляж, оперение и т. д. К А. самолёта относят обычно и расчёт устойчивости и управляемости самолёта, а также теорию воздушных винтов. Вопросы, связанные с нестационарным режимом движения летат. аппаратов, рассматриваются в динамике полёта.
Теор. решение задач А. основано на ур-ниях гидроаэромеханики. Методами эксперим. А. на основе подобия теории определяют аэродинамич. силы, действующие на летат. аппарат, испытывая маломасштабную модель этого аппарата (см. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ).
Широкая область неавиац. приложений А. входит в раздел, называемый промышленной А. В нём рассматриваются вопросы, связанные с расчётом воздуходувок, ветровых двигателей, струйных аппаратов (эжекторов), вентиляц. техники (в частности, кондиционеры воздуха), а также вопросы, связанные с аэродинамич. силами, возникающими при движении наземного транспорта (автомобилей, поездов), и ветровыми нагрузками на здания и сооружения.
Научно-технический словарь:
АЭРОДИНАМИКА, наука о движении газов и о силах, действующих на предметы, например, самолеты, движущиеся в воздушной среде. Авиаконструктор должен учитывать четыре важнейших фактора и их взаимосвязь: вес аппарата и груза, который должен быть перенесен; подъемную силу, необходимую для преодоления силы тяжести; сопротивление, то есть силу, препятствующую движению; тягу, то есть силу, приводящую в движение. Аэроплан должен обладать достаточной тягой, чтобы продвигаться вперед с такой скоростью, при которой его крылья могут обеспечить подъемную силу, необходимую для преодоления силы тяжести. Сопротивление воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости предмета, и его следует сводить к минимуму, создавая контуры, ограничивающие турбулентность (что увеличивает тягу). Инженеры пользуются АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ КАМЕРАМИ и компьютерными системами для прогнозирования аэродинамических характеристик.
Любое н:кущее вощисшо. оудь то газ или жидкость, обладает вязкостью, которая препятствует движению потока сквозь твердые тела. Когда поток движется по прямой (А), вязкость вызывает изменения скорости потока (V) в зависимости от расстояния от поверхности, форма изменения показана на рисунке. Область изменяющейся скорости (1) называется ла минарным граничным слоем. Идеально гладкое крыло самолета (В)имеет непрерывный граничный спой этого типа Граничный слой может стать турбулентным, например, если поток движется очень быстро (С) Обычно и при этом остает -ся нижний ламинарный слои (2); скорость остается приблизительно одинаковой в турбулентном слое из-за перемеши вания оысфо и медленно дви жущихся слоев потока. Там, где поверхность изгибается (D), граничный слой (3) часто отры -вается от поверхности, и между ними образуется турбулентный слой(4). «Отделение граничного слоя» (5) происходит, когда воздух с большой скоростью обтекает сферу (Е) или наклонное крыло (F) Для турбулеж-ных слоев характерно враща тельное движение. В простом случае, когда газ с большой скоростью обтекает цилиндр (например, ветер дует в телеграфных проводах), незначительные вращательные движения могуг превратиться (G и Н) в широкие,расположенные с правильными интервалами завихрения,которые приводят к возникновению слышимого звука
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(греч.) — наука о законах, по которым происходит движение газообразных тел или газов, со включением описания приборов, которыми эти законы экспериментально доказываются, равно как и машин, в которых применяется в технике движение газов. — Главнейшим законом в А. является применяемое также к жидкостям (см. Гидростатика) положение Торричели, что скорость, с которой газ вытекает из отверстия в стенке сосуда, зависит от высоты столба воды или ртути, которым изменяется сжатие или упругость газа, и притом скорость будет такова, что при учетверенном давлении она удвоится, при удевятеренном — утроится и т. д. Газы различной плотности, как, напр., водород и углекислота, вытекают при одинаковом давлении с различной скоростью. Так, напр., газ, который в шестнадцать раз легче атмосферного воздуха, будет в 4 раза скорее вытекать, чем последний; газ, который легче в девять раз, будет проходить в три раза скорее. Таким образом, скорости истечения для одних и тех же газов относятся между собой, как квадратные корни из их высот давления, для различных же газов при одном и том же давлении, как квадратные корни из их удельных весов. При истечении газов имеет место так же сжимание струи (contractio venae), как и в капельно-жидких телах (см. Истечение). Явление всасывания происходит так же при истечении газов, равно как и при истечении жидкостей. На этом основан опубликованный Клеманом и Деформом (в 1826 г.) аэродинамический парадокс, который на опыте можно наблюдать, если, напр., выдувать из воронки свернутую воронкообразно бумажную трубку. Бумага эта вместо того, чтобы вылететь или отстать, наоборот прижимается к стенкам воронки. Это происходит вследствие того, что при выдувании воздух, находящийся между бумажной трубкой и бумагой, увлекается отчасти вдуваемой воздушной струёй; вследствие этого между бумагой и воронкой воздух разрежается и наружное воздушное давление прижимает бумагу к стенкам. На том же основано устройство пульверизаторов — иньекторов новейшего времени. Относительно приборов, которые служат для собирания газов и удаления их — см. Газометр, Мехи и Вентилятор. Подобно жидкостям, газы представляют сопротивление каждому телу, движущемуся в них, и сопротивление это значительнее, чем больше поверхность движущегося тела и чем больше его скорость. Если из двух тел одинакой величины и тяжести одно движется вдвое быстре другого, то оно должно не только вытестнить вдвое больший объем воздуха, чем тело движущееся медленнее, но и придать этому объему воздуха двойную скорость, так что ему придется преодолевать вчетверо большее сопротивление, чем телу, движущемуся вдвое медленнее. Из этого следует, что сопротивление увеличивается пропорционально квадрату скорости, на самом же деле это увеличение идет еще скорее. Отсюда очевидно, почему для легких и объемистых тел ускоренное движение при падении переходит в равномерное. На последнем основано действие парашюта (см. это сл.). Движущиеся воздушные массы могут передавать свое движение также твердым телам. На этом основано устройство мельниц.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025