Определение слова «Агамемнон»

Большой энциклопедический словарь:

АГАМЕМНОН — в "Илиаде" царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянской войне. Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. Коварно убит женой Клитемнестрой.

Большая советская энциклопедия:

Агамемнон
(греч. Agammnn)
в древнегреческой мифологии царь Микен (или Аргоса), предводитель ахейского войска во время Троянской войны (См. Троянская война). Сын Атрея (См. Атрей) и брат Менелая (См. Менелай). Славился своим богатством. Отличался мужеством, но был корыстолюбив и властен. По возвращении домой после 10-летней осады и взятия Трои был убит женой Клитемнестрой (См. Клитемнестра) и её возлюбленным Эгисфом. Ссора А. с Ахиллом послужила исходным пунктом развития сюжета в «Илиаде». К образу А. обращались древнегреческие авторы трагедий (Эсхил, Еврипид и др.).

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака А. имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А., как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает А. доблестным воином (описание его подвигов дается в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера А. являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. Ill 21 след.). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, А. отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от А. возвращения Хрисеиды ее отцу, А. отбирает у Ахилла его пленницу Бри-сеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боев и к тяжелым поражениям греков (Ною. П. I 8-427; IX 9-692). О дальнейшей судьбе А. повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н. э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру (Нот. Od. III 248- 275; IV 524-537). Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдви галась сама Клитеместра: встретив А. с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Agam. 855-1576).Сказочное богатство А. и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что А., вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу. в. н. Ярхо.
Из драматических произведений античности, посвященных убийству А., сохранились трагедии «А.» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 вв. сюжет лег в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть А.», «Электра»).В античном изобразительном искусстве А. — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство А. нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти А. лег в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея (см. это сл.) и Эропы и брат Менелая (см. это сл.). Бежал по умерщвлении отца племянником его Эгистом, сыном Тиеста (см. это сл.), и воцарении последнего вместе с братом в Спарту. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндара, А. на Клитемнестре, Менелай на — Елене. По смерти Тиндара престол перешел к Менелаю. С помощью брата А. сверг Тиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции. В Троянскую войну ему принадлежало главное начальство над всем войском. Из-за прекрасной пленницы Бризеи у него возник раздор с Ахиллесом (см. это сл.). Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала (см. это сл.) и кончая самим А. и его детьми — Ифигенией (см. это сл.) и Орестом (см. это сл.). По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгиста (см. это сл.) (по Гомеру) или своей супруги — по другим источникам (трагедии). — Той же участи подверглась и Кассандра. Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Кроме Ифигении, у А. было еще 2 или 3 дочери. Местом погребения его называют Микены (см. это сл.) и Амиклэ. В Спарте А. воздавались божеские почести. В Херонее хранился как святыня его скипетрпроизведение Гефеста. Изображения А. часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru