Определение слова «Артемида»

Толковый словарь Ефремовой:

Артемида ж.
Дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц (в древнегреческой мифологии).

Большой энциклопедический словарь:

АРТЕМИДА — в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана.

Архитектурный словарь:

(греч. Artemidos) в греческой мифологии — богиня-покровительница животных и охоты, богиня Луны, позднеепокровительница женского целомудрия и охранительница рожениц, дочь Зевса, сестра Аполлона. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и колчаном, устремившейся за ланью быстрой и рогатой. У римлян Артемиде соответствовала Диана.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Артемида
В древнегреческой мифологии богиня, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально А. — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня луны, позднеепокровительница женского целомудрия и охранительница рожениц. Изображалась А. в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и стрелами или как богиня луны — в длинных одеждах с полумесяцем на голове и факелами в руках. В древнеримской мифологии А. соответствует Диана.

«Артемида Версальская». Римская копия статуи работы Леохара (4 в. до н. э.). Мрамор. Лувр. Париж.

Большой словарь иностранных слов:

[гp.] – в древнегреческой мифологии – богиня-девственница, сестра Аполлона, охранительница стад и дичи, охотница, богиня луны; в древнеримской мифологии – Диана

Советская историческая энциклопедия:

(Artemis) — в др.-греч. мифологии богиня охоты, покровительница животных, богиня луны; позднеепокровительница женского целомудрия, сестра Аполлона (дочь Зевса и Лето). Был знаменит храм А. в Эфесе (сожжен в 356 до н. э. Геростратом). Римляне отождествляли А. с Дианой.
=====
Лит.: Picard Ch., phse et Claros, P., 1922.

Мифологическая энциклопедия:

(- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»)
в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ее сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко ее убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив ее ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чем свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини, связаны с ее архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис — «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Однако классическая А. — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращенную в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на нее (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская — покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).Древнее представление об А. связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюбленную в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. — участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря ее хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.Лит.: Herbillon J., Artemis homerlque, Luttre, 1927; В Bruns G., Die Jgerin Artemis, Borna-Lpz., 1929; Picard С h., Die Ephesia von Anatolien «Eranos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59-90 Ноenn A., Gestaltwandel einer Gottin Z.,1946. А. А. Тахо-Годи
Среди античных скульптур А. — римские копии «А. Бравронии» Прак-сителя («А. из Габий»), статуи Леохара («А. с ланью») и др. Изображения А. встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).В европейском средневековом изобразительном искусстве А. (в соответствии с античной традицией) часто появляется с луком и стрелами в сопровождении нимф. В живописи 16- 18 вв. популярен миф об А. и Актеоне (см. в ст. АКТЕОН), а также сцены «охота Дианы» (Корреджо, Тициан, Доменикино, Джулио Романо, П. Веронезе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Дианы» (А. Ватто, К. Ванлоо и др.) и особенно «купание Дианы» (Гверчино, П. П. Рубенс, Рембрандт, Л. Джордано, А. Хоубракен, А. Ватто и др.). Среди произведений европейской пластики — «Диана-охотница» Ж. Гуд она, «Диана» Ф. Щедрина.Среди литературных произведений — поэма Дж. Боккаччо «Охота Дианы» и др., драматургические произведения: «Диана» И. Гундулича и «Диана» Ж. Ротру, фрагмент пьесы Г. Гейне «Диана» и др.

Словарь личных имен:

Ы, жен. Заимств.
Производные: Артемидка; Ида.
Происхождение: (В античной мифологии: Артемидабогиня охоты.)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Артемида, -ы

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

астероид
богиня
богиня-мать
геката
диана
луна
охота

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Греч. богиня, см. Диана.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru