Определение слова «ОДОЕВСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

I
Одоевский
Александр Иванович [26.11(8.12).1802, Петербург, — 15(27).8.1839, укрепление Псезуапе, ныне поселок Лазаревское, близ Сочи], русский поэт, декабрист. Принадлежал к старинному роду князей черниговских. Получил домашнее образование. Литературные взгляды О. во многом совпадали с позицией А. С. Грибоедова, В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, К. Ф. Рылеева, противостоявших сентиментально-меланхолическим тенденциям в литературе. Зимой 1824—25 он был принят в Северное общество декабристов; примкнул к его радикальной части. Участник восстания 14 декабря 1825, после разгрома которого заключён в Петропавловскую крепость. В 1827—37 отбывал каторгу и ссылку в Сибири, затем, по приказу царя, отправлен рядовым в действующую армию на Кавказ, где сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огаревым. Стихи О., написанные до 1825, почти не сохранились. После 1825 в творчестве О. звучит тема верности прежним идеалам: стихотворение «Струн вещих пламенные звуки...» (1827; ответ на известное «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина) и др. Для поэмы «Василько» (1829—30), стихотворение «Зосима» (1827—29), «Старица-пророчица» (1829) и др. произведения О., продолживших традиции декабристской романтической поэзии с её вниманием к национально-исторической тематике, характерен акцент на нравственно-философском осмыслении прошлого. Усиление философского начала в лирике О. в известной мере предвещало развитие лермонтовской линии в русской поэзии.
Соч.: Полн. собр. стихотворений, СПБ, 1883; Полн. собр. стихотворений и писем, М. — Л., 1934; Полн. собр. стихотворений, Л., 1958.
Лит.: Базанов В. Г., А. Одоевский, в его кн.: Очерки декабристской литературы. Поэзия, М. — Л., 1961.
Е. М. Пульхритудова.

А. И. Одоевский.
II
Одоевский
Владимир Федорович [1(13).8.1803, Москва, — 27.2(11.3).1869, там же], русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816—22). В 1823—25 был председателем организованного им общества любомудрия (см. «Любомудры»). В 1824—25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», в 1827—30 — один из основных деятелей журнала «Московский вестник», был соредактором пушкинского «Современника». В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сельское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др.
Философско-эстетические взгляды О. весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга. В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей («Бригадир», 1833; «Княжна Мими», 1834; «Княжна Зизи», 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести («Импровизатор», 1833; «Сильфида», 1837; «Саламандра», 1840; «Косморама», 1840). Среди неоконченных произведений О. — научно-фантастический роман-утопия «4338-й год» (опубликован в 1926), романы «Иордан Бруно и Петр Аретино», «Самарянин», «Русские ночи» (1844) — цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, — итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошёл от литературной деятельности.
В 1830—40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от «философии тождества» к «философии откровения» (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к «опытному познанию» мира. В мировоззрении О. своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы.
О. явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей О. посвящен творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы «Себастиан Бах», «Последний квартет Бетховена»). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.
О. — один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников, многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.
Соч.: Сочинения, ч. 1—3, СПБ. 1844; Русские ночи, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1955; Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1959.
Лит.: Белинский В. Г., Сочинения кн. В. Ф. Одоевского. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297—323; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Манн Ю. В., В. Ф. Одоевский и его «Русские ночи», в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; История русской литературы 19 века. Библиогр. указатель, М. — Л., 1962, с. 510—15; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963.
В. И. Сахаров.

В. Ф. Одоевский.
III
Одоевский
Никита Иванович [умер 12(22).2.1689, Москва], князь, русский государственный и военный деятель. Один из крупнейших феодальных собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618, с 1640 — боярин. В 1646—47 О. — главный воевода южных границ Русского государства; после Московского восстания 1648 (См. Московское восстание 1648) руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649. Участвовал в русско-польской войне 1654—67. В 50—60-е гг. неоднократно стоял во главе русских посольств, которые вели переговоры с польскими и шведскими представителями. При царе Федоре Алексеевиче (См. Фёдор Алексеевич) фактически руководил внешней политикой России. Возглавил мероприятия по ликвидации местничества (См. Местничество).

Советская историческая энциклопедия:

1.
Александр Иванович (26.XI.1802 — 10.Х.1839), князь, — рус. поэт, декабрист. Корнет лейб-гвардии конного полка. Был в дружбе с В. К. Кюхельбекером, К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, особенно близок с А. С. Грибоедовым. В кон. 1824 — нач. 1825 был принят в Сев. тайное об-во. Участвовал в обсуждении проекта конституции, поддерживал Рылеева, был сторонником вооруж. восстания. Квартира О. была оживленным центром тайной орг-ции. Одним из первых явился на Сенатскую пл. и был в числе самых активных участников восстания 14 дек. После разгрома восстания пытался бежать, но был арестован и приговорен к 8 годам каторги. В 1837 переведен из Сибири рядовым на Кавказ. Здесь встречался с Н. П. Огаревым, сблизился с M. Ю. Лермонтовым, к-рый посвятил памяти О. стихотв. "Я знал его, мы странствовали с ним". В годы пребывания в Сибири О. сумел передать настроения ссыльных декабристов в стихах, к-рые перелагались на музыку композиторами-декабристами и пелись во время работ и прогулок. Верность революц. идеалам О. выразил в ответе на послание А. С. Пушкина ("Струн вещих пламенные звуки"). Из этого стихотворения В. И. Ленин взял эпиграф к "Искре" ("Из искры возгорится пламя").
=====
Соч.: Полн. собр. стихотворений, Л., 1958; Стихотворения, Л., 1954; Полн. собр. стихотворений и писем, М. — Л., 1934.
=====
Лит.: Восстание декабристов, т. 2, М. — Л., 1926; Нечкина М. В., Грибоедов и декабристы, 2 изд., M., 1951, ее же, Движение декабристов, т. 2, М., 1955; Декабристы и их время. Мат-лы и сообщ., М. — Л., 1951; Базанов В. Г., Очерки декабристской лит-ры, М. — Л., 1961; Огарев Н. П., Кавк. воды, Избр. произв., т. 2, 1956; Сатин H. M., Отрывки из воспоминаний, в сб.: Почин, М., 1895.
2.
Никита Иванович (ум. 12.II.1689), князь, — гос., политич. и воен. деятель России, сын известного политич. и воен. деятеля нач. 17 в. князя И. Н. Одоевского (Большого). Один из крупнейших феод. собственников. Впервые упомянут как стольник в 1618, с 1640 — боярин. В день венчания Алексея Михайловича О. был пожалован в ближние бояре. В 1646-47 О. — главный воевода юж. границ Рус. гос-ва; после Моск. восстания 1648 руководил приказом, подготовлявшим Соборное уложение 1649; в 1650 возглавил рус. делегацию при переговорах с польск. послами. В 1654-55 возглавлял одну из рус. армий. В 50-60-е гг. неоднократно стоял во главе рус. посольств, к-рые вели переговоры с польск. представителями. В последний период правления Алексея Михайловича О. постепенно теряет свое значение: в 1668 он стоял во главе приказов Большой казны, Земского и Рейтарского. При царе Федоре Алексеевиче авторитет О. вновь поднялся: в кон. 70-х гг. он фактически руководил внеш. политикой России, с 1681 — председатель Расправной палаты. После смерти Федора его значение резко уменьшилось.
=====
Лит.: Арсеньев Ю. В., Ближний боярин кн. Н. И. Одоевский и его переписка с галицкой вотчиной (1650-1684), M., 1902.
=====
В. Д. Назаров. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович [30 июля (11 августа) 1803/4, Москва – 27 февраля (11 марта) 1869, там же] – русский писатель, философ, литературный и музыкальный критик. По отцу принадлежал к одной из ветвей рода Рюриковичей, мать – из крепостных. В 1816–22 учился в Московском университетском благородном пансионе, который закончил с медалью. На формирование его взглядов оказали влияние шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. В нач. 1820-х гг. сотрудничал в журнале «Вестник Европы», где были опубликованы его первые литературные опыты, выполненные в характерном для классицизма духе дидактики и моралистики. В 1820-е гг. активно выступал в печати как литературный критик и острый полемист прогрессивной направленности. В 1823 – участник литературно-эстетического кружка С.Е.Раича. В первых философских опытах («Гномы 19 столетия», «Сущее или существующее», 1823–25) Одоевский, поклонник натурфилософии Шеллинга и Окена, приверженец объективно-идеалистической концепции первичности Абсолюта, разрабатывал диалектическую теорию тождества, признавал решающую роль интеллектуальной интуиции в познании. В 1823–25 он один из руководителей московского «Общества любомудрия», созданного с целью изучения немецкой философии (см. Любомудры). В этот период особый предмет научных интересов Одоевского составляла эстетика, теоретическим источником которой была эстетика Шеллинга. В соответствии с принципами философского романтизма стремился создать универсальную теорию искусства («Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», 1823–25). В те же годы руководил печатным органом любомудров – литературно-философским альманахом «Мнемозина», в котором поместил свои статьи по истории античной и немецкой классической философии, опыт философского словаря: «Секта идеалистико-элеатическая», «Афоризмы из различных писателей по части современного германского любомудрия». Там же выступил с критикой французской просветительской философии и одностороннего эмпиризма, развивал идею единства знания. В 1820-е гг. сформировался устойчивый интерес Одоевского к естественным наукам, без знания которых, по его мнению, невозможно понять натурфилософию. В целом в те годы Одоевский не имел оригинальной философской концепции, был исследователем и ревностным популяризатором немецкой классической философии, гл. о. философии Шеллинга. В 1826 Одоевский женился на О.С.Ланской, сестре известного масона и государственного деятеля С.С.Ланского, переехал в С.-Петербург и поступил на службу в Комитет иностранной цензуры. В 1830-е гг. разделял религиозно-идеалистические воззрения позднего Шеллинга. В соответствии с мистическим умонастроением русского общества 30-х гг. увлекся мистикой (научный интерес к алхимии, магии, различным проявлениям оккультизма и магнетизма) и мистицизмом (переводы Дж.Пордеджа, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга и др.). Одоевский намеревался создать свою теософию (осталась в черновиках), интерес к практической мистике нашел воплощение в повестях «Сильфида», «Саламандра», «Косморама» и др.
1830-е гг. – расцвет литературного таланта Одоевского, в 1833 выходят «Пестрые сказки», а затем сатирические повести, предвосхитившие сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. В салоне Одоевского в течение нескольких десятилетий собирался цвет русской литературы. Единственный среди вынужденного молчания некролог на смерть Пушкина («Солнце русской поэзии закатилось») принадлежал Одоевскому. Повести «Последнее самоубийство», «Город без имени», «Последний квартет Бетховена», «Себастиян Бах» впоследствии были включены в текст романа «Русские ночи» (1844), в котором он отразил идейные искания русской интеллигенции кон. 20-х – 30-х гг. 19 в. В романе дана критика идей А.Смита, Рикардо, Бентама и Мальтуса. В «Эпилоге» Одоевский поддержал славянофильскую идею особой миссии «славянского Востока», считая, что только Россия может спасти душу Европы. Разочарование в религиозной философии, которое утвердилось после встречи с Шеллингом в 1842 в Берлине, привело к коренному перелому в философской эволюции Одоевского, в результате которого к кон. 40-х гг. он отказался от идеализма и пришел к «положительному взгляду на природу» (см. «Русский архив», 1874, ч. 1). Для философских взглядов Одоевского последнего периода характерны элементы позитивизма, сенсуализма, стихийного материализма, в целом они соответствовали т.н. реализму 60-х гг. Проблему человека Одоевский решал в духе психофизического параллелизма и органицизма, переносил законы развития природы на развитие общества.
Для философского творчества Одоевского характерны незавершенность и фрагментарность. Сотни философских рукописей в жанре научных заметок или записных книжек объединены под парадоксальным названием «Житейский быт». Одоевский вошел в историю как видный культурный деятель, просветитель-энциклопедист, немало сил вложивший в народное просвещение. Его издания «Сельское обозрение» и «Сельское чтение» доступно излагали основы общих знаний. Одоевский внес вклад в разработку теории развития личности и некоторых проблем педагогики. В 1860-е гг. как один из первых русских теоретиков музыки занимался изучением, возрождением и популяризацией древнерусского певческого искусства. Одоевский исходил из незыблемости абсолютной монархии в России, но выступал за отмену крепостного права, гласный суд и равенство сословий. Проживая с 1861 в Москве, принимал участие в разработке судебной реформы. Критиковал утопический социализм, резко осуждал террористические акты шестидесятников, особенно непримирим был в отношении общественно-политической позиции Н.Г.Чернышевского.
Сочинения:
1. Соч., т. 1–2. М., 1981;
2. Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф. Одоевского, 1859–1869. – «Литературное наследство». М., 1935, т. 22–24;
3. Русские эстетические трактаты 1-й трети 19 в., т. 2. М., 1974;
4. Русские ночи. Л., 1975.
Литература:
1. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1–2. М., 1913;
2. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М., 1980;
3. Walicki A. The Slavophile Controversy. Notre Dame (Ind.), 1989.
Архивы:
1. ОP ГНБ, ф. 539;
2. РO ИРЛИ, ф. 272.
И..Худушина

Словарь русских фамилий:

Некогда громкая княжеская фамилия берет свое начало в городке Одоеве (ныне в Тульской области). (Ф).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru