Определение слова «Плутон»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
плутон м.
Крупный массив магматических пород, расположенный в глубинах земной коры.
2.
Плутон
I м.
Одна из девяти — самая дальняя от Солнца — больших планет Солнечной системы.
II м.
Бог подземного мира; Аид (в древнегреческой мифологии).

Большой энциклопедический словарь:

ПЛУТОН — планета, среднее расстояние от Солнца 39,4 а. е., период обращения 247,7 лет, период вращения 6,4 сут, диаметром ок. 3000 км, масса ок. 1,79.1022 кг. На Плутоне обнаружен метан. Плутон — двойная планета, его спутник, примерно в 3 раза меньший по диаметру, движется на расстоянии всего ок. 20 000 км от центра планеты, делая 1 оборот за 6,4 сут.
ПЛУТОН — в греческой мифологии бог подземного мира; см. Аид.
ПЛУТОН — крупный интрузивный массив магматических пород, расположенных в глубинах земной коры (напр., батолит, шток, лополит и др.).

Большой словарь иностранных слов:

[гр. < богатство] – 1) в древнегреческой мифологии – бог земных недр, бог “подземного царства”; 2) астр. девятая и наиболее далёкая от Солнца планета солнечной системы; открыта в 1930 г.

Толковый словарь Кузнецова:

плутон
ПЛУТОН -а; м. [с прописной буквы]
1. В греческой мифологии: бог подземного мира и царства мёртвых (иначе называли Аид, Гадес).
2. Астрон. Девятая, наиболее далёкая от Солнца планета Солнечной системы.

Горная энциклопедия:

(a. pluton; н. Pluton; ф. pluton, massif plutonique; и. pluton) — общее назв. отдельных самостоятельных глубинных магматич. тел. Oбразуются при застывании в верх. слоях земной коры магмы, проникшей из ниж. части коры или из мантии. Форма П. различна в зависимости от структуры вмещающих пород. Пo размерам, форме и залеганию в земной коре различают: Батолиты, Лакколиты, Лополиты, факолиты, Дайки, пластовые жилы и др.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии одно из имен бога — владыки царства мертвых аида. а. т.-г.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Плутон, -а

Научно-технический словарь:

ПЛУТОН, самая маленькая и самая отдаленная планета СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. Вильям X. Пиккеринг (1858-1938) и Пер-сиваль ЛОВЕЛЛ независимо друг от друга вычислили возможное существование Плутона, его размер, ОРБИТУ и местонахождение на небе. Спустя некоторое время Клайд ТОМБО случайно обнаружил планету в пределах 5° от местоположения, предсказанного Ловеллом. В марте 1930 г. было сделано официальное заявление об открытии. КОСМИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ еще не достигали Плутона, и потому большинство наших знаний об этой планете было получено за период с момента открытия ее спутника, Харона (1978), которое позволило, кроме всего прочего, определить массу Плутона и его необычный наклон оси. Плутон вращается по более наклонной и эксцентрической орбите, чем другие планеты Солнечной системы, и в течение 20-летнего периода, когда он находится вблизи ПЕРИГЕЛИЯ (как, например, от 1979 до 1999 г.), Плутон проходит внутри орбиты Нептуна. Плутон, судя по всему, имеет пятнистую поверхность с темными и светлыми участками и признаками полярных шапок. Поверхность планеты покрыта ледяными отложениями, состоящими на 98% из азота с примесями метана, а также, вероятно, воды, углекислого газа и угарного газа. В течение 60-летнего периода на каждом витке орбиты, когда высокий орбитальный эксцентриситет Плутона приближает его к Солнцу, поверхность планеты нагревается свыше 50К, чего достаточно для того, чтобы образовать тонкую временную атмосферу из азота. Плутон безусловно не является той большой планетой, чьи предполагаемые возмущения, оказанные на Уран и Нептун, привели к ее обнаружению. Малые размеры Плутона заставили некоторых астрономов поставить под вопрос его статус как одной из основных планет.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(, лат. Pluto = богатый) — бог подземного царства и смерти, носивший у греков также имя Аида (, = невидимый или делающий невидимыми, т. е. уничтожающий людей). По обычному греческому сказанию, П. — брат Зевса и Посейдона. При дележе вселенной между братьями после сообща всеми богами одержанной победы над титанами и гигантами Плутону досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Супругою П. является Персефона (см.), вместе с ним почитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими (см. Эвфемизм) эпитетами — между прочим, и названием П., вошедшим в употребление начиная с V в. и окончательно вытеснившим первоначальное имя, еще исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о П., значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевзинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. Миф П., как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает П. исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (). Здесь сразился с ним Геракл, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера (см.); Геракл ранил П. в плечо, бог должен был покинуть свое царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395 сл.). В другой раз покинул П. преисподнюю для похищения Персефоны (см.). Миф этот — уже послегомеровского происхождения и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Елевзине и Сицилии. Наконец, П. упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женою Евридикою и тронувшем своими песнями жестокие сердца П. и Персефоны. В различных сказаниях упоминается еще волшебная шапка П. ( — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего ее невидимым (ср. "Шапку-невидимку" наших и немецких сказок). Ее надевает Персей, убивая Медузу, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает голову Гермеса. Культ П. встречался в Греции не часто. Собственно ему посвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаях культ П. соединен с культом других хтонических божеств, причем П. является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания П. локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву П. приносился обыкновенно черный скот. Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени П. Изображения П. сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается в типе, весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия. У ног П. на одной статуе сидит Цербер.
А. Щ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru