Определение слова «мавзолей»

Толковый словарь Ефремовой:

мавзолей м.
Монументальное погребальное сооружение, величественный надгробный памятник с помещением внутри; усыпальница (в ряде стран одновременно служит трибуной при проведении массовых общественно-политических мероприятий).

Большой энциклопедический словарь:

МАВЗОЛЕЙ (лат. mausoleum, от греч. Mausoleion) — монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (4 в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Др. Риме и в средние века на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политических деятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929-30, Хо Ши Мина в Ханое, 1975).

Архитектурный словарь:

(от греч. Mausoleion)
монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в г. Галикарнас (середина IV века до н. э., ныне в Турции). Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.
* * *
монументальное погребальное сооружение.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
* * *
Монументальное надгробное сооружение.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Большая советская энциклопедия:

Мавзолей
(лат. mausoleum, от греческого Mausolion)
монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе Галикарнас. М. получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке (см. Гробница). В социалистической архитектуре был найден новый принцип композиции М.: сочетание его с трибуной придало монументальной архитектуре М. общественную значимость (Мавзолей В. И. Ленина в Москве; Мавзолей Г. М. Димитрова в Софии, 1949, архитекторы Г. Овчаров и Р. Рибаров; усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, 1950-е годы, архитекторы Б. С. Мезенцев и Чимид).

Баталья. Ротонда-мавзолей «Имперфейта» («Неоконченная капелла»). Строилась в 15—16 вв. Архитекторы Хью, Боитак, Матеуш Фернандиш, Жуан ди Каштилью и др.

Биджапур. Мавзолей Гол-Гумбаз. 1656—60.

Болгария. Г. Овчаров, Р. Рибаров. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949.

Галикарнас. Мавзолей. Середина 4 в. до н. э. Архитекторы Пифей и Сатир. Реконструкция Ф. Кришена.

Толковый словарь Даля:

мавзолей
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник.

Словарь литературных эпитетов:

Пышный (Чюмина).
Тяжелый (Лермонтов).
• Чванливый (Немир.-Данченко).

Большой словарь иностранных слов:

Мавзолея, м. [греч. Mausoleion – название памятника царю Мавзолу в м. Азии в 4 в. до н. э., считавшегося одним из семи чудес света] (книжн.). Большой надгробный памятник, обычно в виде архитектурного сооружения. Мавзолей Ленина в Москве.

Толковый словарь Кузнецова:

мавзолей
МАВЗОЛЕЙ -я; м. [греч. Mausleion] Большое надгробное архитектурное сооружение. Соорудить м. Посетить м. Положить в м. (похоронить в таком сооружении). Так называлась знаменитая гробница карийского царя Мавсола, отличавшаяся своим великолепием (в древности считалась одним из семи чудес света).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мавзолей, -я

Этимологический словарь Макса Фасмера:

мавзолей
Через нем. Мausoleum, франц. mausole или лат. mauslum из греч. , первонач. "гробница Мавсола – царя Карии (375–351 гг. до н. э.)"; см. Клюге-Гётце 448.

Грамматический словарь Зализняка:

Мавзолей, мавзолеи, мавзолея, мавзолеев, мавзолею, мавзолеям, мавзолей, мавзолеи, мавзолеем, мавзолеями, мавзолее, мавзолеях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(, Mausoleum) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Хр. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kunstgeschichte" (1876).
А. С-в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru