Определение слова «ОТКРЫТОСТЬ»

Словарь антонимов русского языка:

ОТКРЫВАТЬ — ЗАКРЫВАТЬ
сов. открыть — закрыть
Открываться — закрываться (см.)
открывание — закрывание (см.)
открытие — закрытие (см.)
открытость — закрытость
открывать — прикрывать (см.)
раскрывать(ся) — закрывать(ся) (см.)
раскрывание — закрывание
Открывать чемодан — закрывать чемодан. Открывать калитку — закрывать калитку. Открывать книгу — закрывать книгу. Открывать кранзакрывать кран. Открывать собраниезакрывать собрание.
Тревога объявлялась по многу раз в день, и не имело смысла все время открывать и закрывать ставни. Каверин. Два капитана.
Оба раза, когда она открывала и закрывала дверь [в соседнюю комнату], громкий ноющий плач всплесками вырывался оттуда. К. Симонов. Живые и мертвые.
Я лежу с закрытыми глазами, хотя уже давно проснулся. Мне не хочется открывать глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет. Гаршин. Четыре дня.
От жара, поднимавшегося вместе с дымом кверху, качались ветки старой ели, ... и то закрывали, то открывали темное небо. Арсеньев. По Уссурийской тайге.
Она имела большое влияние в банке и открывала и закрывала кредит по своему усмотрению. Мамин-Сибиряк. Хлеб.
Он видел, что глубина ее души, всегда прежде открытая перед ним, была закрыта для него. Л. Толстой. Анна Каренина.
РАСКРЫВАТЬ — ЗАКРЫВАТЬ
сов. раскрыть — закрыть
Раскрывать окнозакрывать окно. Раскрывать зонтзакрывать зонт.
Говорить им не о чем было, как всегда почти в это время, и она, положив на стол руку, раскрывала и закрывала ее и сама засмеялась, глядя на ее движение. Л. Толстой. Анна Каренина.
Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался. Л. Толстой. Война и мир.
Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Тургенев. Отцы и дети.
Ты ли кудри завивала, чтобы я их развивал, ты ли губы раскрывала, чтобы я их закрывал? Б. Ручьев. Любава.
ОТКРЫВАТЬ — ПРИКРЫВАТЬ
сов. открыть — прикрыть
Помещение пусто, огонь в печке давно погас, дверь открыта — распахнул ее ветер, и некому было прикрыть. Саянов. Лена.
ОТВОРЯТЬ — ЗАТВОРЯТЬ
сов. отворить — затворить
Отворяться — затворяться (см.)
Она ... отворила шкаф, затворила опять, ища чего-то глазами по стульям, на диване — и, не найдя, что ей нужно, села на стул, по-видимому, в изнеможении. И. Гончаров. Обрыв.
И начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены. Л. Толстой. Детство.
РАСПАХИВАТЬ — ЗАПАХИВАТЬ
сов. распахнуть — запахнуть
Грузно топал в пол Яков Назарыч, то вскакивал, то садился, то распахивал, то запахивал полы халата. Шишков. Угрюм-река.
Ср. Скрывать — раскрывать

ОТКРОВЕННОСТЬ — СКРЫТНОСТЬ
Отличаться откровенностью — отличаться скрытностью.
— Вы мне советуете продолжить мою скрытность? — Не советую, но думаю, что так будет лучше. — Да почему лучше?Лучше потому, что при откровенности все было бы хуже. Н. Лесков. По поводу «Крейцеровой сонаты».
Какими загадочными законами управляются мгновенно возникающие человеческие симпатии и антипатии, откровенность или скрытность, дружба или вражда, доброжелательство или неприязнь? Л. Шейнин. Цепная реакция.
ИСКРЕННОСТЬ — СКРЫТНОСТЬ
Не за скрытность, а за искренность крепко любим мы тебя [Асеева]. С. Васильев. Ждем!
ОТКРЫТОСТЬ — ЗАМКНУТОСТЬ
Открытость характера — замкнутость характера.
Человек во всем имеет цель быть невидимым другим, и этому есть лишь два способа: абсолютная замкнутость и полная открытость. Последнее и есть писатель? А. Битов. Пушкинский дом.
ОТКРОВЕННЫЙ — СКРЫТНЫЙ
Откровенно — скрытно
откровенность — скрытность (см.)
откровенничать — скрытничать
Откровенный человек — скрытный человек.
[Молчалин:] Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. Грибоедов. Горе от ума.
— Чудная ты. Скрытная. Загрустила, а чтобы сказать почему — этого нет. Эренбург. Не переводя дыхания.
— Я человек с открытой душой: всякий, кто отличается большей искренностью, грубо откровенен, а меньшей — слишком скрытен. Литературная газета, 30 янв. 1974.
ИСКРЕННИЙ — СКРЫТНЫЙ
Искренность — скрытность (см.)
Искренний человек — скрытный человек.
Именно от душевного благополучия зависит, будут ли дети непринужденными или скованными, искренними или скрытными, равнодушными или отзывчивыми, добрыми или злыми. В. Аграновский. Вниз по лестнице.
ОТКРЫТЫЙ — ЗАМКНУТЫЙ
Открыто — замкнуто
открытость — замкнутость (см.)
С [отцом] она была как есть, вся наружу, без утайки, открыта. С матерью совершенно напротив — замкнута, недоверчива и беспрекословно послушна. Достоевский. Неточка Незванова.
По своему характеру люди делятся на ... экстравертов и интровертов. Экстраверты — люди открытые, общительные; интроверты — замкнутые в себе. А. Крон. Капитан дальнего плавания.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
открытость, -и

Новая философская энциклопедия:

ОТКРЫТОСТЬ (нем. Offenheit, англ. openness, франц. ouverture) – общекультурное понятие, по-разному тематизируемое в философских системах. Базовое значение открытости как искренности («открытый муж свободно правду скажет», Клопшток; «эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную... я так любил в ней», Л.Толстой), прямоты («прошу с открытостью ответствовать мне большей», Шекспир; «открытее, чем с братом», Виланд), чистосердечной честности («мне надобно б не столь открытым быть», Шиллер; «открытость», «справедливость» как синонимы у Добролюбова), дружественной доверчивости («ее открытости мой гнев стыдится», Гёте) рано прослеживается лексикографами в европейских языках, включая русский («лукавства в себе не имеют, самым простым открытым сердцем ко всем», Космография, 1670).
Просвещенческая мысль высоко ценит открытость светского общества как позитивный противовес религиозной нетерпимости. В романтизме открытость привлекается для характеристики поэтически-художественного образа, который всегда неудержимо выходит за свои пределы. Для Ф.Шлегеля открытость рассматриваемого предмета или идеи обеспечена иронией. Слово художника и мыслителя возвращает вещи их безграничной символической сути. По Шопенгауэру, открытость свойственна прежде всего музыке, первообразу всех искусств.
Бергсон («Два источника нравственности и религии», 1932) вводит актуальный до сего дня термин «открытое общество» в смысле коллектива, не обособляющего себя от человечества и целого мира. К.Поппер («Открытое общество и его враги», 1957) в полемике против историзма Гегеля и Маркса, привязывая это понятие к политическим перипетиям борьбы западных демократий против тоталитаризма, выдвигает открытость как рискованное, но единственно плодотворное движение человечества путем проб и ошибок после отказа от идеологического детерминизма.
В более фундаментальном плане открытость всякой данной человеческой ситуации подчеркивалась К.Ясперсом, с соответствующим признанием принципиальной незавершенности работы мысли.
Хайдеггер определяет открытость как исходную вовлеченность человеческого присутствия (Dasein) в мир, прежде всего через настроение («Бытие и время», 1927, и др.). Бытие-в-мире как опыт открытости связано с фактом настроенности. Открытость сама по себе еще не мир, но возможность события мира. Открытость присутствия означает его экстатичность во времени, т.е. его одинаковую принадлежность в мгновение ока, при условиях решимости на собственную экзистенцию, к трем временным экстазам настоящего, настающего и сбывшегося. Открытость мира, со своей стороны, поддерживается решительным вступанием в нее, достигаемым в мысли, художественном творчестве, поступке («Исток художественного творения»). Открытость оказывается, т.о., просветом, где вещи впервые получают возможность показать свою истину. Открытость в этом смысле первична, не создается представлением и не поддается осмыслению усилиями последнего («На пути к языку»). В ней осуществляются свобода человека встретить истину вещей и тем самым человеческое существо как таковое.
Отталкиваясь от Ясперса и Хайдеггера, X.Арендт делает открытость главным свойством публичного мира как свободного исторического образования, на сцене которого выясняются дела человеческие. Что нечто вообще является и может быть воспринято и другими и нами самими как таковое – означает внутри человеческого мира принадлежность к действительности. Предстояние других, которые видят, что мы видим, и слышат, что мы слышим, удостоверяет нам реальность мира и нас самих. Рядом с открытостью, вполне тождественной у Арендт с миром, даже мощные силы внутренней жизни, сердечные страсти, задушевные мысли, чувственные наслаждения «ведут неуверенное, тенеобразное существование, разве что, изменившись, как бы деприватизируются, деиндивидуализируются и преображаются так, чтобы найти адекватную для публичной явленности форму» (Vita activa, 1958). Переход из приватной сферы в открытую происходит, напр., при простом рассказывании какой-либо истории. Начиная просто говорить о вещах, каковы бы они ни были, мы уже выдвигаем их в сферу, где они обретают общезначимость. Отсюда первостепенное значение свободного слова и незаинтересованного общения. Вместе с тем открытая сцена мира остается хрупкой действительностью и в настоящее время почти полностью разрушена стратегически-прагматической установкой новоевропейского человечества.
В.В.Бибихин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru